Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:15, курсовая работа
Объект научного исследования: жизненный сценарий индивида.
Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.
Цель исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.
Задачи исследования:
1.изучить процесс развития жизненного сценария;
2.рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
3.изучить сексуальный жизненный сценарий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ…………………………………………………………………… 3
1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3
1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5
1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8
1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
1.5. Жизненные сценарии в судьбе человека……………………….......11
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14
2.1.Развитие сценария………………………………………………… 17
2.2. Директивы…………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27
Что касается психологии
Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.
Леопольд Зонди считал, что к
навязанной судьбе человека
• наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;
• окружающая среда;
• социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.
Зонди была разработана психология человеческой свободы.
Сущность психического
Таким образом, можно говорить
о том, что многие психологи
обращались к проблеме судьбы,
как жизненного пути личности
и видели как минимум два
возможных варианта развития. Судьба
может быть объективно-
1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.
Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.
Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.
Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу
своему
сценарному представлению о мире
как препятствие в
1.4 Жизненный стиль по А.Адлеру
Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.
Кажущиеся изолированными
Представление человека о мире
определяет его поведение (
Адлер подчеркивает, что люди
не беспомощные пешки в руках
внешних сил. Человек
С другой стороны, недостаток
сотрудничества с людьми и
возникающее в результате
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (т.е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители – неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
Согласно
концепции транзакционного
Если
сценарием считается то, что человек
еще в детстве планирует
Существует
много сил, влияющих на человеческую
судьбу: родительское программирование,
поддерживаемое "внутренним голосом",
который древние звали "демоном";
конструктивное родительское программирование,
поддерживаемое, подталкиваемое течением
жизни; семейный генетический код, предрасположенность
к определенным жизненным проблемам
и способам поведения; внешние силы,
все еще называемые судьбой; свободные
устремления самого человека. Продуктом
действия этих сил и оказываются
разные типы жизненного пути, которые
могут смешиваться и вести
к одному или другому типу судьбы:
сценарному, не сценарному, насильственному
или независимому. Но, в конечном
счете, судьба каждого человека определяется
им самим, его умением мыслить
и разумно относиться ко всему
происходящему в окружающем мире.
Человек сам планирует
Возможны четыре основных жизненные сценария:
1. "Я" – хороший, "Все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша" – сценарий "победителя";
2. "Я" – плохой, "ОНИ – плохи, жизнь – плоха" – сценарий "побежденного", неудачника;
3. "Я" – хороший, но "ОНИ – плохие, жизнь – плоха" – сценарий "озлобленного пессимиста",
4. "Я" – плохой, а "ОНИ" – хорошие – сценарий "комплекса неполноценности".
Жизненный
сценарий оказывает свое влияние
на те жизненные позиции, которые
проявляет человек в карьере,
работе, в браке. В сфере человеческих
отношений. Жизненные позиции, или
отношение человека к определенной
своей жизни, могут быть позитивны, негативны,
можно выделить семь вариантов жизненных
позиций: 1) идеализация действительности,
2) крушение, 3) вызов всему (неповиновение),
4) уход от дел, 5) осознание, 6) решительность,
7) убежденность [4].
РАЗДЕЛ
2 РАЗВИТИЕ СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ
2.1 Развитие сценария
Впервые шесть типов или схем развития сценария были перечислены Беном. Впоследствии несколькими теоретиками ТА, особенно Тейби Кейлером, в его классификацию были внесены некоторые изменения.
Шесть схем развития сценария:
1.Прежде.
2.После.
3.Никогда.
4.Всегда.
5.Почти.
6.Неопределенный
сценарий.
Каждой
схеме соответствует
Схема "Прежде".
Если я проживаю свой сценарий по схеме "Прежде", лозунг моей жизни таков: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу работу". Существуют многочисленные варианты этого лозунга, но во всех них содержится одна мысль: "нечто хорошее недопустимо, прежде чем не будет закончено что-то менее хорошее".
Как
и все схемы развития сценария,
тема "Прежде" проживается как
в долгосрочном, так и краткосрочном
плане. Джонатан верит: "Когда дети
вырастут и покинут дом, я смогу
отдохнуть и займусь тем, чем
мне всегда хотелось заняться". Днем
за днем ожидая завершения этого "Прежде"
длиною в жизнь, он воспроизводит
ту же схему и на более коротких
дистанциях.