Жизненный сценарий личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Объект научного исследования: жизненный сценарий индивида.
Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.
Цель исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.
Задачи исследования:
1.изучить процесс развития жизненного сценария;
2.рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
3.изучить сексуальный жизненный сценарий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ…………………………………………………………………… 3
1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3
1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5
1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8
1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
1.5. Жизненные сценарии в судьбе человека……………………….......11
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14
2.1.Развитие сценария………………………………………………… 17
2.2. Директивы…………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.56 Кб (Скачать)

          Что касается психологии судьбы, там человек рассматривается  как существо, которое, хотя и  подвергалось с самого начала  своей жизни определенному принуждению,  но по мере возрастания зрелости  получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу.

          Поэтому судьба может быть  навязанной или свободной.

          Леопольд Зонди считал, что к  навязанной судьбе человека относится: 

     • наследственность, т.е., прежде всего, все  то, что было получено им от своих  предков;

     • окружающая среда;

     • социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.

     Зонди была разработана психология человеческой свободы.

          Сущность психического заключалась  для него в стремлении человека  к свободе. Благодаря личностно  обусловленным способностям решать  и выбирать, человек не является  ни рабом своей природы, ни  игрушкой окружающего его мира.

          Таким образом, можно говорить  о том, что многие психологи  обращались к проблеме судьбы, как жизненного пути личности  и видели как минимум два  возможных варианта развития. Судьба  может быть объективно-предопределенной, где предопределенность - это когда  событие происходит в данном  месте и в определенный момент  неизбежными и единственно возможным  образом. При этом предопределенность  зависит от ряда причин, в большинстве  своем берущих истоки из раннего  детства, значение которого практически  у всех абсолютизировалось. Или  она есть субъективно - преобразующаяся  линия жизни, которая зависит  от самого человека, от его  осознания того, что с ним происходит и желания что-либо изменить [9]. 

     1.3  Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна

     Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время  концепция сценария наряду с моделью  эго-состояний является центральной  идеей ТА.

     Берн  в своих ранних работах определял  сценарий как «бессознательный жизненный  план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий  и достигает пика при выборе пути».

     Концепция о том, что детские впечатления  оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в  ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а  не просто формирует основные взгляды  на жизнь. Этот план составляется в  форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

     Другой  отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни  «достигает кульминации в избранной  альтернативе». Составные части  сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В  теории сценария заключительная сцена  получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при  проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его  к расплате сценария.

     Сценарий  – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок  сам принимает решение о своём  сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются  в одних и тех же условиях, они  могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи  Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба  попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим  психическим больным, а другой психиатром.

     Термин  «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает  решение о своём сценарии в  результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.

     Хотя  родители не могут заставить ребёнка  принять какие-то решения, они тем  не менее оказывают на ребёнка  сильное влияние, передавая ему  вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует  свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким  образом, сценарий подкрепляется родителями.

     Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек  ближе всего может подойти  к воспоминаниям о детстве  с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

     Сценарий  «оправдывается ходом событий». В  соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что  она оправдывает его сценарные  решения. Человек так поступает  потому, что в эго-состоянии Ребёнка  воспринимает любую угрозу

     своему  сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию [6]. 

     1.4 Жизненный стиль по А.Адлеру

     Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный  каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный  стиль приспособления к жизни  и взаимодействия с жизнью вообще.

          Кажущиеся изолированными привычки  и черты поведения получают  свое значение в полном контексте  жизни и целей человека, так  что психологические и эмоциональные  проблемы не могут рассматриваться  изолированно - они включены в  общий стиль жизни. Как часть  своего жизненного стиля каждый  человек создает свое представление  о себе и мире. Адлер называет  это схемой апперцепции.

         Представление человека о мире  определяет его поведение (если  кто-то полагает, что кольцо веревки  в углу - это змея, его страх  может быть столь же сильным,  как если бы змея действительно  там была). Человек избирательно  преобразует и интерпретирует  свой опыт, активно выискивает  одни переживания и избегает  других, создавая индивидуальную  схему апперцепции и формируя  различные паттерны по отношению  к миру.

         Адлер подчеркивает, что люди  не беспомощные пешки в руках  внешних сил. Человек формирует  свою личность. "Каждый индивидуум  представляет единство личности  и индивидуального формирования  этой личности. Индивидуум - и картина,  и художник. Он - художник своей  собственной личности". Адлер  полагал, что только посредством  сотрудничества с другими, стараясь  внести свой вклад в общее  дело, человек может преодолеть  чувство неполноценности. Он писал,  что люди, внесшие наиболее ценный  вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы.

         С другой стороны, недостаток  сотрудничества с людьми и  возникающее в результате чувство  неадекватности являются корнем  всех невротических стилей жизни.  Адлер полагал: "Если человек  сотрудничает с людьми, он никогда  не станет невротиком. Все неудачники - продукты неправильной подготовки  в области общественного чувства.  Все они - неспособные к сотрудничеству  одинокие существа, которые в  большей или меньшей степени  движутся противоположно остальному миру" [10].

     1.5 Жизненные сценарии в судьбе человека

     Каждый  человек еще в детстве, чаще всего  бессознательно, думает о своей будущей  жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется  еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Этот психологический  импульс толкает с большой  силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

     Жизненные сценарии основываются в большинстве  случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни  цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что  делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать  свое время (т.е. приемлемо для его  родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично  учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что  научились). Если родители – неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат  предопределен родительским программированием  в добрую или иную сторону, ребенок  может избрать свой собственный  сюжет.

     Согласно  концепции транзакционного анализа  Э. Берна, сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий  успех или неудачу.

     Если  сценарием считается то, что человек  еще в детстве планирует совершить  в будущем, то жизненный путь –  это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени  предопределен генетически, а также  положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут  сорвать даже самый тщательный, всесторонне  обоснованный жизненный план.

     Существует  много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность  к определенным жизненным проблемам  и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные  устремления самого человека. Продуктом  действия этих сил и оказываются  разные типы жизненного пути, которые  могут смешиваться и вести  к одному или другому типу судьбы: сценарному, не сценарному, насильственному  или независимому. Но, в конечном счете, судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить  и разумно относиться ко всему  происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную  жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а  сила дает ему свободу осмысливать  их, а если надо, и отстаивать их или  бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен  другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь  будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

     Возможны  четыре основных жизненные сценария:

      1.  "Я" – хороший, "Все  ОНИ – хорошие, жизнь – хороша" – сценарий "победителя";

     2.   "Я" – плохой, "ОНИ –  плохи, жизнь – плоха" –  сценарий "побежденного", неудачника;

     3.   "Я" – хороший, но "ОНИ  – плохие, жизнь – плоха"  – сценарий "озлобленного пессимиста",

     4.   "Я" – плохой, а "ОНИ"  – хорошие – сценарий "комплекса  неполноценности".

     Жизненный сценарий оказывает свое влияние  на те жизненные позиции, которые  проявляет человек в карьере, работе, в браке. В сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или  отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций: 1) идеализация действительности, 2) крушение, 3) вызов всему (неповиновение), 4) уход от дел, 5) осознание, 6) решительность, 7) убежденность [4]. 

 

     

     РАЗДЕЛ 2 РАЗВИТИЕ СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ 

     2.1 Развитие сценария

     Впервые  шесть типов или схем развития сценария были перечислены Беном. Впоследствии несколькими теоретиками ТА, особенно Тейби Кейлером, в его классификацию  были внесены некоторые изменения.

     Шесть схем развития сценария:

     1.Прежде.

     2.После. 
        3.Никогда.  
         4.Всегда.  
         5.Почти.  
         6.Неопределенный сценарий.
 

     Каждой  схеме соответствует определенная тема, описывающая, как человек проживает  свой сценарий во времени.

     Схема "Прежде".

     Если  я проживаю свой сценарий по схеме "Прежде", лозунг моей жизни таков: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу  работу". Существуют многочисленные варианты этого лозунга, но во всех них содержится одна мысль: "нечто  хорошее недопустимо, прежде чем  не будет закончено что-то менее  хорошее".

     Как и все схемы развития сценария, тема "Прежде" проживается как  в долгосрочном, так и краткосрочном  плане. Джонатан верит: "Когда дети вырастут и покинут дом, я смогу  отдохнуть и займусь тем, чем  мне всегда хотелось заняться". Днем за днем ожидая завершения этого "Прежде" длиною в жизнь, он воспроизводит  ту же схему и на более коротких дистанциях.  

Информация о работе Жизненный сценарий личности