Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:15, курсовая работа
Объект  научного исследования:  жизненный сценарий индивида.
     Предмет научного исследования: факторы, формирующие и влияющие на жизненный сценарий.
     Цель  исследования: изучить структуру жизненного сценария и его развитие.
     Задачи  исследования:
1.изучить процесс  развития жизненного сценария;
2.рассмотреть директивы, влияющие на жизненный сценарий личности;
3.изучить сексуальный жизненный сценарий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ. ПОНЯТИЕ. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ……………………………………………………………………  3
1.1. Жизненный путь человека как проблема в отечественной психологии………………………………………………………………………...3
         1.2. Теории и концепции жизненного сценария в зарубежной психологии………………………………………………………………………...5
   1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна…………………………………………………………………………….8
 1.4. Жизненный стиль по А.Адлеру……………………………………..10
1.5. Жизненные сценарии в судьбе человека……………………….......11
           РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ…………………………………………………………………….14  
2.1.Развитие сценария…………………………………………………  17
2.2. Директивы…………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 3. СЕКСУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ……………………………..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..............27
          
Что касается психологии 
Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.
          
Леопольд Зонди считал, что к 
навязанной судьбе человека 
• наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков;
• окружающая среда;
• социальная среда, в которой появляется на свет ребенок.
Зонди была разработана психология человеческой свободы.
          
Сущность психического 
          
Таким образом, можно говорить 
о том, что многие психологи 
обращались к проблеме судьбы, 
как жизненного пути личности 
и видели как минимум два 
возможных варианта развития. Судьба 
может быть объективно-
1.3 Определение и происхождение жизненного сценария в теории Э.Берна
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.
Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.
Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.
Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу
     своему 
сценарному представлению о мире 
как препятствие в 
1.4 Жизненный стиль по А.Адлеру
Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.
          
Кажущиеся изолированными 
         
Представление человека о мире 
определяет его поведение (
         
Адлер подчеркивает, что люди 
не беспомощные пешки в руках 
внешних сил. Человек 
         
С другой стороны, недостаток 
сотрудничества с людьми и 
возникающее в результате 
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (т.е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители – неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
     Согласно 
концепции транзакционного 
     Если 
сценарием считается то, что человек 
еще в детстве планирует 
     Существует 
много сил, влияющих на человеческую 
судьбу: родительское программирование, 
поддерживаемое "внутренним голосом", 
который древние звали "демоном"; 
конструктивное родительское программирование, 
поддерживаемое, подталкиваемое течением 
жизни; семейный генетический код, предрасположенность 
к определенным жизненным проблемам 
и способам поведения; внешние силы, 
все еще называемые судьбой; свободные 
устремления самого человека. Продуктом 
действия этих сил и оказываются 
разные типы жизненного пути, которые 
могут смешиваться и вести 
к одному или другому типу судьбы: 
сценарному, не сценарному, насильственному 
или независимому. Но, в конечном 
счете, судьба каждого человека определяется 
им самим, его умением мыслить 
и разумно относиться ко всему 
происходящему в окружающем мире. 
Человек сам планирует 
Возможны четыре основных жизненные сценария:
1. "Я" – хороший, "Все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша" – сценарий "победителя";
2. "Я" – плохой, "ОНИ – плохи, жизнь – плоха" – сценарий "побежденного", неудачника;
3. "Я" – хороший, но "ОНИ – плохие, жизнь – плоха" – сценарий "озлобленного пессимиста",
4. "Я" – плохой, а "ОНИ" – хорошие – сценарий "комплекса неполноценности".
     Жизненный 
сценарий оказывает свое влияние 
на те жизненные позиции, которые 
проявляет человек в карьере, 
работе, в браке. В сфере человеческих 
отношений. Жизненные позиции, или 
отношение человека к определенной 
своей жизни, могут быть позитивны, негативны, 
можно выделить семь вариантов жизненных 
позиций: 1) идеализация действительности, 
2) крушение, 3) вызов всему (неповиновение), 
4) уход от дел, 5) осознание, 6) решительность, 
7) убежденность [4]. 
 
     РАЗДЕЛ 
2 РАЗВИТИЕ СЦЕНАРИЯ И ДИРЕКТИВЫ 
2.1 Развитие сценария
Впервые шесть типов или схем развития сценария были перечислены Беном. Впоследствии несколькими теоретиками ТА, особенно Тейби Кейлером, в его классификацию были внесены некоторые изменения.
Шесть схем развития сценария:
1.Прежде.
     2.После. 
         3.Никогда.  
         4.Всегда.  
         5.Почти.  
         6.Неопределенный 
сценарий. 
     Каждой 
схеме соответствует 
Схема "Прежде".
Если я проживаю свой сценарий по схеме "Прежде", лозунг моей жизни таков: "Я не могу веселиться, прежде чем не закончу работу". Существуют многочисленные варианты этого лозунга, но во всех них содержится одна мысль: "нечто хорошее недопустимо, прежде чем не будет закончено что-то менее хорошее".
     Как 
и все схемы развития сценария, 
тема "Прежде" проживается как 
в долгосрочном, так и краткосрочном 
плане. Джонатан верит: "Когда дети 
вырастут и покинут дом, я смогу 
отдохнуть и займусь тем, чем 
мне всегда хотелось заняться". Днем 
за днем ожидая завершения этого "Прежде" 
длиною в жизнь, он воспроизводит 
ту же схему и на более коротких 
дистанциях.