Запоминание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы - исследование продуктивности запоминания дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме запоминания дошкольников в разных видах деятельности;
познакомиться с психодиагностическими методиками для изучения различных свойств памяти дошкольников;
разработать план, провести и обработать результаты эксперимента;
разработать методические рекомендации для педагогов детских дошкольных учреждений по данной проблеме.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

Средний показатель по контрольной группе равен 3,2 (26 %), в экспериментальной группе среднее число воспроизведённых картинок равно 6 (50 %).

   Таким образом, исследования доказывают нашу гипотезу о том, что продуктивность непроизвольного запоминания детей 4 - 5 лет увеличивается в процессе речевой и умственной деятельности.

   Полученные в  результате эксперимента данные можно сравнить с исследованиями  психолога П.И.Зинченко, который на основании многочисленных экспериментов пришел к выводу, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.) [12, с 200]. То есть, непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека.

   В своих экспериментах П.И. Зинченко, так же как и мы, использовал различные картинки. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их со всё новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности. Картинка - важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

   Организуя работу детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут непроизвольно запомнить дошкольники, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки они запоминают сравнительно небольшое количество изображений (по 2-3 картинки из 12  - по исследованиям П.И. Зинченко; 2-4 картинки из 12 - в нашем эксперименте). Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они называют по просьбе воспитателя изображённые предметы ( по 6 картинок из 12), сравнивают картинки между собой, находят общие признаки и т.д. В нашем эксперименте мы также использовали загадки, потешки, стихи, т.к. для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет  активное восприятие детьми  художественного слова и организация умственной деятельности дошкольников. 

Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.

ВЫВОДЫ

   Итак, подведём итоги:

  • Как упоминалось выше, существует множество психодиагностических и экспериментальных методов для изучения различных свойств памяти. Нами был выбран метод эксперимента - как основной метод психологии. Эксперимент позволяет не только описать психическое явление, но и объяснить его. В отличие от наблюдения, которое никогда не вмешивается в регуляцию, течение и проявление изучаемой области, эксперимент - это всегда активное вмешательство, это психологическое воздействие на испытуемого.
  • Результаты эксперимента показали, что дошкольники, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя , непроизвольно запомнили лишь по 2 - 4 картинки из 12, тогда как их сверстники  из экспериментальной группы, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, рассказывая про них стихи, потешки, отгадывая загадки, запомнили по 5 - 8 картинок из 12. Средний показатель по контрольной группе равен 3,2 (26 %), в экспериментальной группе среднее число воспроизведённых картинок равно 6 (50 %).
  • Таким образом, исследования доказывают нашу гипотезу о том, что продуктивность непроизвольного запоминания детей 4 - 5 лет увеличивается в процессе речевой и умственной деятельности.
  • Полученные в  результате эксперимента данные можно сравнить с исследованиями  психолога П.И.Зинченко, который на основании многочисленных экспериментов пришел к выводу, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Сэмюэл Джонсон писал: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным». Всё, что мы воспринимаем, чаще всего не проходит бесследно, а сохраняется в нашей памяти иногда на годы, а иногда всего на несколько часов, минут, секунд. На протяжении жизни память человека не остаётся неизменной, её можно и нужно развивать.

   В своей курсовой работе мы попытались ответить на некоторые вопросы связанные с изучением различных свойств памяти. Изучив психолого - педагогическую  литературу, мы рассмотрели разные виды памяти, которые тесно связаны друг с другом и почти никогда не существуют изолированно. Выяснили, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, динамизмом; запоминает лучше то, с чем он активно действовал ( играл, конструировал, перекладывал и т.д.). Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми имеет дело ребёнок, ему называют, он запоминает их лучше. Т.е. запоминание дошкольников в разных видах деятельности  не одинаково. 

   В ходе подготовки и проведения эксперимента нами были уточнены цели, задачи, объект и предмет исследования, проверяемая гипотеза (см. Введение), составлен план,  определена подходящая форма представления результатов проведённого эксперимента.

   Результаты эксперимента показали, что дошкольники, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя , непроизвольно запомнили лишь по 2 - 4 картинки из 12, тогда как их сверстники  из экспериментальной группы, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, рассказывая про них стихи, потешки, отгадывая загадки, запомнили по 5 - 8 картинок из 12. Средний показатель по контрольной группе равен 3,2 (26 %), в экспериментальной группе среднее число воспроизведённых картинок равно 6 (50 %).

   Таким образом, исследования доказывают нашу гипотезу о том, что продуктивность непроизвольного запоминания детей 4 - 5 лет увеличивается в процессе речевой и умственной деятельности.

   В заключение нашей работы мы  разработали методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений,  использование которых позволяет тренировать и развивать память детей дошкольного возраста.

   Подводя итог нашей работе хочется отметить, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.  Память ребёнка - это его интерес,  и чем более активной, содержательной и интересной будет деятельность ребёнка (игровая, трудовая, учебная), тем выше окажется  продуктивность непроизвольного запоминания детьми предложенного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

  1. Анищенко О.А. и др. Впереди школа: Физическое и умственное развитие дошкольников при подготовке систематическому обучению: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - Мн.: Нар. асвета, 2000.-125с.
  2. Анищенко О.А. и др. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практических психологов дошк. учреждений/ О.А. Анищенко, Л.А.Вяткина, М.В. Мащенко. - Мн.: «Асар», 2000.-112с.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для  воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.
  4. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребёнка (Дошкольный возраст). Мн., «Нар.асвета», 1974.- 128с.
  5. Валитова И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб.пособие.- 2-е изд.- Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.-160с.
  6. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада / Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В. и др.; Сост. Г.М. Лямина. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1982. - 256 с.
  7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 144с.
  8. Дружно играем - себя развиваем: Метод.пособие для воспитателей детского сада / Сост.Мазурова М.В., Язепова Т.Н. - Мозырь: ИД «Белый ветер», 2000. - 124 с.
  9. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 2-е, доп. - М., Просвещение, 1978.-96 с.
  10. Игра дошкольника: Научно - методическое пособие / О.А. Анищенко, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая и др. - Мозырь: «Белый ветер», 1998.- 92с.
  11. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для пед. техникумов. -  М.: Высшая шк., 1989. - 383 с.
  12. Коломинский Я.Л., Панько Е. А.  Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие.- 2-е изд.- Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.-316с.
  13. Мухина В.С.  Детская  психология: Учеб. для студентов пед.ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272с.
  14. Немов Р.С. Психология: Словарь - справочник: В 2 ч.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч.1. - 304 с.
  15. Немов Р.С. Психология: Словарь - справочник: В 2 ч.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- Ч.2. - 352 с.
  16. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под. ред. М.В.Залужской. Изд. 2-е, пераб. и доп. - М., Просвещение, 1975. - 383 с.
  17. Свидерская О.И. Типологические особенности мнемической деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Псiхалогiя. - 2004. - № 4.- С. 8 - 13.
  18. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Сост. М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я. Головнева - СПб.: «Дельта», 1997.-384с.

 

  


Информация о работе Запоминание дошкольников