Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - исследование продуктивности запоминания дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме запоминания дошкольников в разных видах деятельности;
познакомиться с психодиагностическими методиками для изучения различных свойств памяти дошкольников;
разработать план, провести и обработать результаты эксперимента;
разработать методические рекомендации для педагогов детских дошкольных учреждений по данной проблеме.
Средний показатель по контрольной группе равен 3,2 (26 %), в экспериментальной группе среднее число воспроизведённых картинок равно 6 (50 %).
Таким образом, исследования доказывают нашу гипотезу о том, что продуктивность непроизвольного запоминания детей 4 - 5 лет увеличивается в процессе речевой и умственной деятельности.
Полученные в результате эксперимента данные можно сравнить с исследованиями психолога П.И.Зинченко, который на основании многочисленных экспериментов пришел к выводу, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.) [12, с 200]. То есть, непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека.
В своих экспериментах П.И. Зинченко, так же как и мы, использовал различные картинки. Картинки помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их со всё новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности. Картинка - важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.
Организуя работу детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. Сколько предметов смогут непроизвольно запомнить дошкольники, зависит от того, какую деятельность с картинками они будут осуществлять. В тех случаях, когда дети просто рассматривают картинки они запоминают сравнительно небольшое количество изображений (по 2-3 картинки из 12 - по исследованиям П.И. Зинченко; 2-4 картинки из 12 - в нашем эксперименте). Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они называют по просьбе воспитателя изображённые предметы ( по 6 картинок из 12), сравнивают картинки между собой, находят общие признаки и т.д. В нашем эксперименте мы также использовали загадки, потешки, стихи, т.к. для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми художественного слова и организация умственной деятельности дошкольников.
Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.
ВЫВОДЫ
Итак, подведём итоги:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сэмюэл Джонсон писал: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным». Всё, что мы воспринимаем, чаще всего не проходит бесследно, а сохраняется в нашей памяти иногда на годы, а иногда всего на несколько часов, минут, секунд. На протяжении жизни память человека не остаётся неизменной, её можно и нужно развивать.
В своей курсовой работе мы попытались ответить на некоторые вопросы связанные с изучением различных свойств памяти. Изучив психолого - педагогическую литературу, мы рассмотрели разные виды памяти, которые тесно связаны друг с другом и почти никогда не существуют изолированно. Выяснили, что у ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, динамизмом; запоминает лучше то, с чем он активно действовал ( играл, конструировал, перекладывал и т.д.). Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми имеет дело ребёнок, ему называют, он запоминает их лучше. Т.е. запоминание дошкольников в разных видах деятельности не одинаково.
В ходе подготовки и проведения эксперимента нами были уточнены цели, задачи, объект и предмет исследования, проверяемая гипотеза (см. Введение), составлен план, определена подходящая форма представления результатов проведённого эксперимента.
Результаты эксперимента показали, что дошкольники, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя , непроизвольно запомнили лишь по 2 - 4 картинки из 12, тогда как их сверстники из экспериментальной группы, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, рассказывая про них стихи, потешки, отгадывая загадки, запомнили по 5 - 8 картинок из 12. Средний показатель по контрольной группе равен 3,2 (26 %), в экспериментальной группе среднее число воспроизведённых картинок равно 6 (50 %).
Таким образом, исследования доказывают нашу гипотезу о том, что продуктивность непроизвольного запоминания детей 4 - 5 лет увеличивается в процессе речевой и умственной деятельности.
В заключение нашей работы мы разработали методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, использование которых позволяет тренировать и развивать память детей дошкольного возраста.
Подводя итог нашей работе хочется отметить, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память ребёнка - это его интерес, и чем более активной, содержательной и интересной будет деятельность ребёнка (игровая, трудовая, учебная), тем выше окажется продуктивность непроизвольного запоминания детьми предложенного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ