Запоминание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы - исследование продуктивности запоминания дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме запоминания дошкольников в разных видах деятельности;
познакомиться с психодиагностическими методиками для изучения различных свойств памяти дошкольников;
разработать план, провести и обработать результаты эксперимента;
разработать методические рекомендации для педагогов детских дошкольных учреждений по данной проблеме.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

   Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной це- ли - запомнить материал. Продуктивность такого действия определяется особенностями целей, мотивов и способов осуществления.

   Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать, они подключают волевые усилия. Для того чтобы запомнить, организуется процесс заучивания, в котором используются специальные приёмы. По характеру связей, устанавливаемых между отдельными частями материала и знаниями, уже приобретёнными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное. В случае механического запоминания устанавливаются ассоциации по смежности путём многократного повторения. Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Механическое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, оно требует гораздо больше времени, чем запоминание смысловое. Однако механическое запоминание всё же требуется в определённых случаях, когда нельзя прибегнуть к осмысленному запоминанию (например, при запоминании слов иностранного языка, хронологических дат, специальных терминов и т.д.). Основными  приёмами механического запоминания являются повторение и разбивка материала на части без смыслового анализа.

    Основными приёмами осмысленного запоминания являются:

  1. Составление плана заучиваемого материала. Включает в себя разбивку материала на составные части;  придумывание заглавий для них; связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.
  2. Сравнение предполагает выделение общих и особенных моментов в отдельных частях материала. Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними.
  3. Классификация и систематизация материала - более сложные приёмы произвольного запоминания, основанные на ассоциировании по сходству и по контрасту.

   Прочность и полнота запоминания в значительной степени зависит от организации повторений. Экспериментально установлено, что успех заучиваний  зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределены во времени. Распределённое повторение (т.е. с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем концентрированное (т.е. сплошное, без перерыва) [11, с.132]

   В дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному, ребёнок овладевает собственно мнемичной деятельностью, которая продолжает совершенствоваться в школьном возрасте. Научиться сознательно управлять ею ребёнку помогает взрослый. Вначале он, а затем уже сам ребёнок выделяет мнемическую цель, использует специальные приёмы, облегчающие запоминание и припоминание ( загибание пальцев, проговаривание про себя, откладывание вспомогательных картинок и т.д.). Однако самостоятельно дошкольник это делает лишь в ситуациях, требующих от него активного запоминания и припоминания, когда он должен выполнить какое - то «важное» поручение, получить значимый для него результат. Поэтому гораздо лучше дети запоминают то, чо необходимо им в игре, трудовом процессе, и с трудом - если произвольное запоминание не связано с важным для них мотивом.

   Когда речь идёт о детской памяти, то нередко высказывается мысль о том, что дошкольнику свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по «ассоциации». При этом ссылаются на поразительные способности его к бессмысленному воспроизведению какого-либо малопонятного текста. Да, способность к механическому запоминанию у него велика. Однако практика и экспериментальные исследования психологов показывают, что детям дошкольного возраста доступно не только механическое, но и элементы логического запоминания. Оно возникает при запоминании понятного им содержания; легче и чаще всего обнаруживается в пересказах знакомых сказок, рассказов.

   Решающее значение в формировании логической памяти у дошкольников имеет вторая сигнальная система, включение слова в процесс запоминания.

   За период дошкольного детства память ребёнка под влиянием изменяющихся условий жизни и воспитания интенсивно развивается.[4, с.47]

   Итак, мы кратко рассмотрели основные законы и  виды памяти, процесс  и  приёмы осмысленного запоминания. Для того, чтобы перейти к рассмотрению особенностей развития памяти дошкольников мы должны  дать психологическую характеристику основных видов деятельности детей дошкольного возраста, т.к. формирование психических процессов зависит от того, как организована деятельность ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.2. Психологическая характеристика основных видов деятельности ребёнка дошкольного  возраста

   Стать человеком - это значит научиться действовать, вести себя по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку. Когда мы говорим о том, что ребёнок под руководством взрослых овладевает общественным опытом, достижениями человеческой культуры, то имеем в виду усвоение им не только умения правильно употреблять предметы, созданные руками человека, общаться с другими людьми при помощи языка, поступать в соответствии с правилами общественной морали, но и способов запоминания, мышления и др. Именно в процессе овладевания человеческими действиями и человеческим поведением ребёнок приобретает необходимые  психические качества и свойства личности. Хотя овладение разнообразными действиями происходит под влиянием обучения и воспитания, оно зависит не только от желания взрослого: ребёнок может усвоить далеко не всякие действия и усваивает их не в любом порядке. Это определяется двумя причинами. Во-первых, сначала усваиваются более простые, затем более сложные действия, и доступный ребёнку уровень их сложности всегда ограничен тем, что было достигнуто раньше. Во-вторых, для того чтобы ребёнок научился новому действию, оно должно соответствовать потребностям и интересам самого ребёнка, включаться в тот или иной вид привлекающей его деятельности. [13, с.36]

   На протяжении первых шести лет жизни ребёнок последовательно осваивает несколько видов деятельности. Среди них выделяют: общение (речевую деятельность), игру, предметную, умственную, трудовую и другие виды  деятельности.

   В воспитании и развитии маленького ребёнка основная роль принадлежит игре - ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. Игра  является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала. [10, с.3] Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. [8, с.3]. В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.

   Современная педагогика предполагает личностно-ориентированный  подход к ребёнку, основанный на демократичности и эмоциональности организации педагогического процесса. Игра в связи с этим должна стать основным методом и формой воспитания и обучения дошкольника. По мнению Л.С. Выготского, эффективность обучения зависит от эмоционального отношения ребёнка к данному процессу: к воспитателю; к заданию, которое он даёт; ко всей ситуации занятия. [10, с.3]. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет. Необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма  стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребёнка. [3, с.4].

   Игра - не единственная деятельность, которая влияет на психическое развитие ребёнка. Он рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих продуктивных видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает своё специфическое влияние на развитие. [13, с.130].

   Рисование - наиболее доступный детям и любимый ими вид изобразительной деятельности. Ребёнок передаёт в рисунке не только впечатление от предмета, но и своё понимание предмета, своё знание о нём и своё отношение к нему.

   Конструирование - целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Ребёнок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке. Надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружён.

   Отдельно надо назвать аппликацию и лепку. Это ещё два вида продуктивной деятельности. Их психологическое значение сходно со значением изобразительной и конструктивной деятельности. Благодаря тому что ребёнок активно занят рисованием, конструированием, лепкой и аппликацией, у него развивается способность заранее представлять себе, что должно быть сделано, у него развивается способность к планированию деятельности. [13, с.147].  Занятия по изобразительной деятельности формируют у детей эстетическое отношение к действительности и произведениям искусства, развивают воображение и творческие способности, формируют навыки и умения в области изобразительного искусства. Рисование, лепка, аппликация и конструирование вызывают у детей положительные эмоции, они получают удовлетворение от работы с изобразительным материалом. У них формируется навык работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. На занятиях  изобразительной деятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: слушать и запоминать задание, выполнять его в определённой последовательности, укладываться в определённое время, оценивать свою работу, находить ошибки и исправлять их, планировать деятельность, доводить дело до конца, содержать в порядке  рабочее место, инструменты и материалы. [16, с.321].

   Учебная и трудовая деятельность  в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Учебная деятельность является ведущей у детей школьного возраста. Труд - основной вид деятельности  взрослых. Каждый из этих видов деятельности имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека. Для их успешного выполнения необходимы такие психические свойства и способности, которые у ребёнка дошкольного возраста ещё не сформировались. Но элементы учебной и трудовой деятельности широко используются  в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

   Трудовое воспитание включает в себя два основных раздела: ознакомление детей с трудом взрослых и труд самих детей. Только при условии единства и взаимосвязи этих разделов труд может выполнить свою воспитательно-образовательную функцию  и стать формой организации детской жизни. [16, с.245].

   Труд является общественным  видом деятельности. Он, как правило, протекает в коллективе и предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели. Труд требует известного уровня развития мышления, позволяющего планировать свои действия и предусматривать их результаты. Особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качествам - умению подчинять действия определённой цели, сознательно их регулировать, преодолевать возникающие трудности. Эти психические качества в их развитом виде превышают возможности ребёнка - дошкольника. Но все они в той или иной мере начинают складываться в дошкольном возрасте.

   Все необходимые компоненты трудовых действий, как бы разбросаны по разным видам деятельности (знакомство с производительным трудом через рассказы, наблюдения, слушание книжек, рассматривание картинок; воспроизведение трудовых действий в своих играх; постановка цели и получение результата в продуктивных видах деятельности и т.д.). Объединить эти компоненты, связать между собой понимание общественного значения труда, согласование своих действий с действиями других людей, результативность и целенаправленность, подчинение обязательным требованиям - это и значит сформировать у детей начальные формы трудовой деятельности. [13, с.153]. 

   Основная особенность учебной деятельности та, что её цель - усвоение новых знаний, умений и навыков, а не получение внешнего результата.

   Хотя всё психическое развитие ребёнка осуществляется в процессе обучения, передачи ему опыта, накопленного предшествующими поколениями, большую часть знаний и навыков дети усваивают, общаясь со взрослым, выполняя их требования, советы и указания, а также в играх,  рисовании, конструировании, в повседневном общении по самым разным поводам. Обучение вкраплено в разные формы общения взрослого с ребёнком. Однако по мере развития ребёнка обучение приобретает более систематический характер и осуществляется на проводимых по определённой программе  занятиях. Обучение на занятиях имеет важное значение для первоначального овладения элементами учебной деятельности и включает формирование познавательных интересов и усвоение умения учиться.

   Подготовка к систематическому учению и  к последующему участию в производительном труде - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подготовка осуществляется главным образом в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми задания собственно учебного и трудового характера, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие задания, усваивали и определённые психические действия, необходимые для учебной и трудовой деятельности. [13, с.148].

   Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребёнка, развиваясь в играх, на занятиях, при выполнении им трудовых поручений, проявляются  то в более, то в менее совершенной форме в зависимости от того, как организована его деятельность. [6, с.13].

   Таким образом, рассмотрев основные виды деятельности в дошкольном возрасте, мы переходим к рассмотрению особенностей развития памяти детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

Информация о работе Запоминание дошкольников