Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - исследование продуктивности запоминания дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме запоминания дошкольников в разных видах деятельности;
познакомиться с психодиагностическими методиками для изучения различных свойств памяти дошкольников;
разработать план, провести и обработать результаты эксперимента;
разработать методические рекомендации для педагогов детских дошкольных учреждений по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила поведения и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти.
Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти.
Большинство исследований, посвящённых изучению различных факторов, влияющих на результативность процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников, было проведено ещё в 60 - 80-х годах. Однако, исследования продуктивности мнемической деятельности остаётся одной из сложных проблем общей, когнитивной и возрастной психологии, т.к. интегрирует в себе различные факторы, влияющие на формирование индивидуально - психологического облика человека.
Актуальность данной темы для воспитателей детских дошкольных учреждений состоит ещё и в том, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей - это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития восприятия, памяти, внимания и мышления ребёнка.
Воспитание памяти ребёнка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети; от чего зависит их непроизвольная и произвольная память; каковы в этом отношении возможности дошкольников разных возрастов; каковы пути развития памяти детей; как руководить этим процессом; как повысить уровень произвольной памяти детей для их успешного школьного обучения. Эти и другие вопросы по данной проблеме и сегодня остаются актуальными для педагогов детских дошкольных учреждений.
Цель нашей курсовой работы - исследование продуктивности запоминания дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
Объект исследования - процессы памяти
Предмет - непроизвольное запоминание дошкольников
Гипотеза исследования: продуктивность непроизвольного запоминания детей 4-5 лет увеличивается в процессе речевой и умственной деятельности.
Методы, используемые в исследовании:
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в детском саду «Колосок», г.п. Краснополье, Могилёвской области. В исследовании приняли участие 24 воспитанника детского сада (две средние группы).
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мнемические процессы - это процессы, обеспечивающие запоминание,
сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов нет перед нами. Благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. [11, с.120]
ПАМЯТЬ - познавательный процесс, включающий в себя частные мнемические процессы: запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации. Эти процессы выделяются и рассматриваются как относительно независимые (самостоятельные) по следующим причинам:
Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм её проявления. Человек может запомнить не ставя перед собой такой задачи, а может запоминать потому, что это ему нужно для каких-то целей. Здесь имеют место разные виды памяти, которые делятся на группы по следующим основаниям (критериям): время хранения информации; использование мнемотехнических средств; содержание психической активности, преобладающей в мнемической деятельности; участие воли и мышления в процессах памяти.
По критерию времени сохранения информации выделяют: мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенной называют самую короткую память, которая функционирует лишь в тот момент времени, когда человек непосредственно воспринимает информацию с помощью органов чувств. Как только процесс восприятия прекратился, информация, хранящаяся в этой памяти, бесследно исчезает. Кратковременной называют память, способную сохранять информацию ещё в течение 25-30 секунд после прекращения её однократного очень непродолжительного восприятия. Она имеет специальную количественную характеристику, которая называется её объёмом. Средний объём кратковременной памяти взрослого человека находится в диапазоне от 5 до 9 единиц. Оперативной памятью называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой - либо задачи и определяется особенностями этой задачи или операции. В среднем, в зависимости от типа задачи, время хранения информации в оперативной памяти человека меняется в диапазоне от нескольких десятков секунд до нескольких дней. Долговременную память можно определить как память, рассчитанную на длительный срок хранения информации и на повторное обращение к соответствующей информации без её утраты. Долговременная память - один из основных видов памяти человека, ею он пользуется постоянно и в ней хранятся знания, умения и навыки, приобретённые в процессе жизни. Через генетическую память - самую длительную по времени хранения информации - от человека к человеку передаётся то, что заложено в его генотипе, то, что характеризует человеческий род в целом, что определяет индивидуально своеобразный, физический облик данного человека и устройство его организма. Через этот вид памяти по наследству могут передаваться также элементарные врожденные психические явления и элементарные формы поведения, в том числе инстинкты и рефлексы.
По второму критерию выделяются две разновидности памяти - непосредственная и опосредованная. Непосредственной называют память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия запоминаемого материала на органы чувств человека. Опосредованной (опосредствованной) памятью называют память, связанную с использованием человеком различных мнемотехнических средств, т.е. специальных приёмов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведение или узнавания информации. [15, с.99]
По содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности, различают такие виды памяти, как двигательная (моторная), образная, эмоциональная, словесно-логическая. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных двигательных умений и навыков ( ходьба, письмо, вождение машины, печатание на машинке и другие практические и трудовые умения и навыки). Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Эти виды памяти связаны с работой соответствующих органов чувств. Главную роль среди указанных видов играет зрительная память (через орган зрения человек получает набольшую часть жизненно необходимой ему информации). На втором месте стоит слуховая память. Эмоциональная память - это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Пережитые человеком чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях. Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении, воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Существенным моментом в характеристике словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т.е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом оформлении ( своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от выработавшихся у него способов заучивания.
По степени волевой регуляции памяти выделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память предполагает запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение материала без участия воли человека, а произвольная, напротив, основана на активном участии воли во всех этих процессах. Это наиболее активный, творческий, специфически человеческий вид памяти. [11, с.127]
Все рассмотренные виды памяти не существуют изолированно. В деятельности человека они всегда выступают совместно. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, может являться либо непроизвольной, либо произвольной (если мы ставим себе цель что-то запомнить); одновременно она же будет либо кратковременной, либо долговременной.
Какие же виды памяти проявляются у детей дошкольного возраста?
В дошкольные годы, как и в раннем возрасте, память носит в основном непроизвольный, непреднамеренный характер. Бросается в глаза и такая особенность памяти дошкольника, как конкретность, наглядность её. Ребёнок лучше запоминает то, что сам видел, с чем играл, работал, нежели то, о чём рассказывали ему. Дошкольник быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. Это и веслый клоун, и неуклюжий медвежонок в зоопарке, и ловкая белочка в лесу, и стихи, отличающиеся звонким ритмом, близким, понятным ребёнку содержанием (о маме, любимых игрушках, животных и т.д.). У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти; однако наиболее развита в этом возрасте двигательная память, образная, змоциональная, слабее - словесная. [4,с.46]
Эффективность памяти зависит от ряда факторов, среди которых важное место принадлежит развитию её основных процессов. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
ЗАПОМИНАНИЕ - один из основных процессов памяти, представляющий собой перевод информации, воздействующей на органы чувств, в кратковременную память и далее - в оперативную и долговременную память с последующим её сохранением в течение определённого времени. [14, с.195]
В процессе запоминания происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не всё, что воздействует на наши органы чувств. Запоминается то, с чем человек действует. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. В зависимости от отсутствия или наличия цели запоминания оно может быть непроизвольным или произвольным. В случае, если человек не ставит себе цели запомнить, не прилагает усилий для запоминания, не применяет никаких специальных приёмов, обеспечивающих запоминание, говорят о непроизвольном запоминании. При всех перечисленных качествах непроизвольное запоминание осуществляется не стихийно и тем более не беспричинно. Это - строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Как показывают экспериментальные исследования ряда советских психологов (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Е.В. Шорохова и др.), для продуктивности запоминания важно, какое место занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, то он запоминается лучше, чем когда он включён в условия и способы достижения этой цели. Экспериментально установлено также, что непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.