Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:31, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - исследование продуктивности запоминания дошкольников в разных видах деятельности.
Задачи:
изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме запоминания дошкольников в разных видах деятельности;
познакомиться с психодиагностическими методиками для изучения различных свойств памяти дошкольников;
разработать план, провести и обработать результаты эксперимента;
разработать методические рекомендации для педагогов детских дошкольных учреждений по данной проблеме.
Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила поведения и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями и навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребёнка. [9, с.5].
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. То есть ребёнок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно, что многократно повторялось. Главная причина непроизвольной памяти наиболее полно раскрыта в исследованиях П.И. Зинченко. На основании многочисленных экспериментов П.И. Зинченко пришёл к выводу, что непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной, активной деятельности человека. Непреднамеренно запечатлевается в нашей памяти прежде всего то, с чем человек действует, что является целью его деятельности. Следовательно, руководить непроизвольной памятью дошкольника - это прежде всего соответствующим образом организовать их разнообразную деятельность: игровую, трудовую, учебную. Чем более активной и содержательной будет эта деятельность, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания детьми предложенного материала. [9, с.7].
В отличии от младших дошкольников, у которых непроизвольное запоминание и воспроизведение - единственная форма работы памяти, у детей среднего дошкольного возраста начинают складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения.
К 4 годам ребёнок уже в состоянии удержать в памяти до 5 - 6 названий предметов ( из 10 - 15), изображённых на картинках. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и довольно точно передаст другому ребёнку или взрослому. Некоторые дети в состоянии нарисовать по памяти простой узор.
В 5 лет ребёнок может запомнить уже 7 - 8 предметов (из 10 - 15), изображённых на предъявляемых ему картинках. [7, с.63].
Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребёнка среднего дошкольного возраста, - это переход от непроизвольных к произвольным процессам. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в этом возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребёнок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, ещё не владея необходимыми приёмами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребёнок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребёнок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести то, что от него ждут. [13, с.256]. Дети начинают принимать цель запомнить - вспомнить прежде всего при выполнении ими практических поручений взрослых и в процессе игры, т.е. в тех видах деятельности, которые ближе ребёнку, более значимы для него, имеют больший смысл. Однако недостаточно поставить перед ребёнком мнемическую задачу, нужно научить его, как запоминать, что для этого нужно делать с материалом для его запечатления, ибо произвольная память обязательно предполагает использование определённых способов запоминания. Какими же способами запоминания пользуются дети среднего дошкольного возраста?
Самая ранняя форма активности, которая появляется у детей при условии принятия ими цели запомнить, - это внимательное выслушивание или рассматривание, восприятие объектов и называние их. Здесь ещё нет мнемических приёмов в строгом смысле этого слова, однако уже такого рода активность существенно повышает продуктивность запоминания.
Важным, хотя и простым, мнемическим приёмом, которым овладевают дошкольники, является повторение материала в неизменном виде. Ребёнок не подвергает материал никаким изменениям и запечатлевает его в той последовательности элементов, которая дана ему в готовом виде.
Более сложными и более продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала, на установлении в нём определённых смысловых связей и отношений. Дети дошкольного возраста способны овладеть такими способами логического запоминания, как смысловое соотнесение (этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой) и классификация (распределение объектов по группам на основании выделенных в них общих признаков). [9, с.23].
Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остаётся память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.
Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определённым материалом, остаётся до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. [13, с.257].
ВЫВОДЫ
Итак, подведём итоги.
Как уже упоминалось, память имеет большое значение в жизни каждого человека, она обеспечивает непрерывность психической жизни. Благодаря ей мы запоминаем полученную информацию, сохраняем её и при необходимости восстанавливаем, воспроизводим.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей и воспитателей бывает много жалоб на плохую память ребёнка. Дошкольник не может выучить небольшое по объёму стихотворение, не запоминает цифры, в то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать серию очередного бразильского сериала.
Проблема заключается в том, что от ребёнка часто требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако, по мнению многих исследователей, несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остаётся память непроизвольная, основанная на эмоциях и интересе. Именно этот вид памяти стал предметом изучения в нашей курсовой работе.
Исследованием процессов памяти у детей дошкольного возраста в разное время занимались многие психологи и учёные: П.И.Зинченко, исследовал непроизвольное запоминание детей; З.М.Истомина, А.А. Смирнов, Л.С.Выготский изучали память и её развитие в детском возрасте; Е.И Комкова, исследовала продуктивность запоминания шестилетними детьми в учебной и игровой деятельности и др. В настоящее время большинство практических психологов, работающих с детьми, сталкиваются с необходимостью изучения различных свойств памяти у своих воспитанников. Для этого существуют различные психодиагностические и экспериментальные методы: тестирование («Методика 10 слов», «Образная память», «Опосредованное запоминание», «Узнавание фигур», и др.); методы опроса; наблюдение; эксперимент.
Эксперимент и наблюдение - основные методы психологии. Эксперимент позволяет не только описать психическое явление, но и объяснить его. В отличие от наблюдения, которое никогда не вмешивается в регуляцию, течение и проявление изучаемой области, эксперимент - это всегда активное вмешательство, это психологическое воздействие на испытуемого. Различают два вида экспериментов: лабораторный и естественный. Они в свою очередь подразделяются на констатирующий и формирующий эксперимент. При выполнении своей курсовой работы мы использовали констатирующий эксперимент. Испытуемые находились в естественных для них условиях, не догадываясь о проводимом психологическом исследовании.
В ходе подготовки эксперимента были уточнены цели, задачи, объект и предмет исследования, проверяемая гипотеза (см. Введение). В исследовании приняли участие 24 детей из двух средних групп детского сада «Колосок», Краснопольского района Могилёвской области. Условно среднюю группу №1 мы назвали контрольной группой, а среднюю группу №2 - экспериментальной. Таким образом, и в контрольную, и в экспериментальную группу попало одинаковое количество детей (12 воспитанников), в возрасте от 4 до 5 лет, разного пола (по 6 девочек и 6 мальчиков) и уровня развития ( примерно одинаковое количество «слабых» и «сильных» детей).
Для исследования непроизвольного запоминания детей нами был использован тест «Картинки» [18, с.108]. Испытуемым контрольной группы было предложено рассмотреть 12 картинок, лежащих на столе, без целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Их сверстники с экспериментальной группы так же рассматривали точно такие же картинки, но по просьбе воспитателя называли изображённые на них предметы, вспоминали выученные ранее стихотворения, потешки, песенки про предметы, которые изображены на картинках, отгадывали предложенные воспитателем загадки. Таким образом воспитатель активизировал умственную деятельность дошкольников.(Приложение №1).
После знакомства детей со всеми картинками и в контрольной, и в экспериментальной группе воспитатель просит каждого ребёнка (индивидуально) назвать предметы, которые он рассматривал. Результаты заносятся в протокол экспериментального исследования (Приложение №2).
Заключительным этапом экспериментального исследования стал анализ полученных нами данных.
Проанализировав протоколы экспериментального исследования (Приложение № 2) мы представили показатели контрольной и экспериментальной групп в виде сравнительных таблиц.
Результаты запоминания детей в контрольной группе
№п/п |
Испытуемый |
Пол |
Воз-раст |
Количество воспроизведённых слов |
Количество воспроизведённых слов (%) |
1 |
Настя А. |
жен. |
4,9 |
4 |
33% |
2 |
Алёша Д. |
муж. |
4,2 |
4 |
33% |
3 |
Саша Ж. |
муж. |
5 |
3 |
25% |
4 |
Катя И. |
жен. |
4,1 |
2 |
16,6% |
5 |
Настя К. |
жен. |
5,1 |
3 |
25% |
6 |
Влад К. |
муж. |
4,4 |
4 |
33% |
7 |
Саша М. |
муж |
4,8 |
2 |
16,6% |
8 |
Никита О. |
муж. |
4,11 |
2 |
16,6% |
9 |
Юля П. |
жен. |
4,10 |
4 |
33% |
10 |
Лиза С. |
жен. |
5,2 |
4 |
33% |
11 |
Илья С. |
муж. |
5 |
3 |
25% |
12 |
Полина Т. |
жен. |
4,2 |
3 |
25% |
Как видно из таблицы дошкольники, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя , непроизвольно запомнили лишь по 2 - 4 картинки из 12, тогда как их сверстники из экспериментальной группы, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, рассказывая про них стихи, потешки, отгадывая загадки, запомнили по 5 - 8 картинок из 12 (табл.2)
Результаты запоминания детей в экспериментальной группе
№п/п |
Испытуемый |
Пол |
Воз-раст |
Количество воспроизведённых слов |
Количество воспроизведённых слов (%) |
1 |
Саша Б. |
муж. |
5 |
5 |
41,6% |
2 |
Света Г. |
жен. |
5,1 |
7 |
58,3% |
3 |
Максим К. |
муж. |
4,9 |
4 |
33% |
4 |
Андрей К. |
муж. |
4,8 |
6 |
50% |
5 |
Марина К. |
жен. |
4,3 |
5 |
41,6% |
6 |
Люда Л. |
жен. |
4,6 |
6 |
50% |
7 |
Костя М. |
муж. |
5,2 |
8 |
66,6 % |
8 |
Оля Н. |
жен. |
4,8 |
5 |
41,6% |
9 |
Дима Р. |
муж. |
5,1 |
6 |
50% |
10 |
Вика С. |
жен. |
4,1 |
6 |
50% |
11 |
Ирина С. |
жен. |
4,6 |
7 |
58,3% |
12 |
Алёша Т. |
муж. |
4,4 |
8 |
66,6% |