Задержка психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:57, реферат

Краткое описание

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Файлы: 1 файл

лица с задержкой психического развития.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны  с несформированностью соответствующих образов — представлений. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинках причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам.

Имеющиеся данные говорят о том, что дети с задержкой психического развития при рассмотрении изображения  значительно легче опознают эмоциональные  состояния людей в контексте  общей ситуации (сюжета), чем по выражению  лиц или по выразительным движениям (Т. З. Стернина). Кроме того, было обнаружено определённое сходство в опознании эмоциональных состояний всеми группами детей, а именно, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.

Дети с задержкой психического развития опознают эмоцию, страдания  лучше, чем нормально развивающиеся  сверстники.

В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в  изображении которых больше мимических знаков.

При изучении опознания пяти эмоциональных  состояний (радости, гнева, страха, удивления  и грусти) по различным частям лица (рта и бровей) выяснилось, что  при существовании определённого  разброса показателей отмечаются определённые закономерности, свойственные детям  данной категории и характеру  задержкой психического развития. В  частности, было установлено, что дети с более выраженной задержкой  психического развития и задержкой  психического развития, обусловленной  социальной депривацией, хуже опознают эмоциональное состояние по мимике лица.

В общении со сверстниками они часто  не находят общего языка, так как  язык слишком эмоционален, редко  может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные  реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования.

Таким образом у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление.

В результате неблагополучия в сфере  межличностных отношений у детей  создается отрицательное представление  о самом себе: они мало верят  в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

 

Литература

К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития»

Н. Ю. Борякова — статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.»

Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68.

Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54.

Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65.

Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. — 126с.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. — 480с.

Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение, 1993. — 209с.


Информация о работе Задержка психического развития