Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
В результате проведенного исследования
мы выявили связь уровня тревожности
с уровнем адаптации у
Анализ результатов
Уровень тревожности у студентов первого курса достаточно высок, 33% учащихся испытывают дискомфорт, плохо адаптируются в новой обстановке. Здесь влияет много факторов, например такие, как студенты данного вуза вынуждены жить в съемных квартирах по несколько человек, в основном это касается иногородних, тех, кто приехал из деревень, сел. А тем, кто не получает стипендию приходится работать в вечернее время – зарабатывать на жилье и пропитание. Поэтому студенты не высыпаются, не доедают, учатся, пытаются получить знания.
2.3 Практические рекомендации для студентов первого курса
1. Для студентов первого курса
в цикле организовать
2. Студентов первого курса
3. Внедрить в учебно-
4. Целесообразно мероприятия по
оптимизации учебно-
5. В контексте развития
Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе будет более успешной, если:
1) организовать адаптацию как
системный, двусторонний, поэтапный
процесс формирования и
2) выделить по каждой
3) организовать
Некоторые проблемы адаптации в
образовательном процессе помогло
бы решить использование компьютерных
информационных технологий на лекциях,
практических занятиях, семинарах и
т.п. Наличие электронных учебников,
пособий, электронных библиотек, тестов,
выхода в глобальную сеть облегчают
процесс активной учебной деятельности
студентов. Работа студента с электронными
ресурсами, самостоятельный поиск
информации способствует совершенствованию
умений отбирать и структурировать
необходимый для изучаемой
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.
Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия [7].
Таким образом, выявление трудностей
у студентов и определение
путей их преодоления позволит повысить
академическую активность студентов,
успеваемость и качество знаний. В
результате реализации личностного
адаптационного потенциала в процессе
адаптации достигается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация учащихся вуза характеризуется
высоким уровнем тревожности. Уровень
тревожности зависит от общего уровня
способностей. Успешность адаптации
взаимосвязана с характером профессиональных
намерений: успешнее адаптируются те учащиеся,
у которых профиль обучения совпадает
с профессиональными
Особенности адаптации иногородних
студентов определяются комплексом
факторов (физиологических, социальных,
психологических, профессиональных), среди
которых, по данным субъективных отчетов,
наибольшее неблагоприятное влияние
оказывают физиологические и
социально-психологические
На степень приспособления влияют
индивидуально-психологические
Список использованной литературы
1.Агаджанян Н.А. Физиология человека/Н.А. Агаджанян, А.И. Елфимова,З.Б. Минина – М.:ЮТА,1986. – 486 с.
2.Александровский Ю.А.
3.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.
4. Андреева Г.М. Социальная
5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.: Педагогика, 2007. – 811 с.
6. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. –2010. – №6. – 329 с.
7. Колмогорова Л.А. Особенности
мотивации учения и адаптации
студентов-первокурсников с
8. Костенко С.С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 8. – 36-38 с.
9. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.:СПб.– 2009 с. 45
10. Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2009. - № 6. – 77-80 с.
11. Медведев, В.И. Физиология трудовой деятельности/В.И. Медведев. СПб.: Изд. «Нева» 2009. – 73с.
12.Пасынкова, Н.Б. Связь
13. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента – первокурсника в ВУЗе: учебное пособие /Л.Л. Редько, Ю.А.Лобейко.- М.:Илекса, 2008.- 296 с.
14. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - 83-89 с.
15.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
16. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ.ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
17. Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. – 185 с.
18. Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5. - 84-86 с.
19. Чернова О.В., Сячин М.В.
Социально-культурные аспекты
20. Шангин, А.Б., Шостак В.И. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. Т.18. №1. 1992.117-122 с.
21.Шапкин, С.А., Дикая, Л.Г.
Деятельность в особых
22.Щербатых, Ю.В. Связь
особенностей личности
23.Эрдынеева К.Г., Попова
Р.Э. Функциональная
24.Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг.- М.: Мир, 1993. – 448 с.
25.Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.
25.Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.