Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.86 Кб (Скачать)

В результате проведенного исследования мы выявили связь уровня тревожности  с уровнем адаптации у студентов. Теперь мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов вузов доказана.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

Уровень тревожности у студентов  первого курса достаточно высок, 33% учащихся испытывают дискомфорт, плохо  адаптируются в новой обстановке. Здесь влияет много факторов, например такие, как студенты данного вуза вынуждены жить в съемных квартирах по несколько человек, в основном это касается иногородних, тех, кто приехал из деревень, сел. А тем, кто не получает стипендию приходится работать в вечернее время – зарабатывать на жилье и пропитание. Поэтому студенты не высыпаются, не доедают, учатся, пытаются получить знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

2.3 Практические рекомендации для студентов первого курса

 

1. Для студентов первого курса  в цикле организовать практические  занятия по психологии с целью  обучения приемам психической  саморегуляции.

2. Студентов первого курса обследовать  методами психодиагностики с  целью выявления групп «риска»  - студентов с недостаточной степенью  развития адаптивности. Этим студентам  создать условия для занятий  в Кабинете психологической помощи, который целесообразно организовать  в вузах.

3. Внедрить в учебно-воспитательный  процесс вуза активные методы  обучения. Первоначально рекомендуется  организовать цикл факультативных  занятий в форме социально-психологического  обучения или деловых игр, что  позволит разработать «портрет»  специалиста определенного профессионального  профиля и обработать методику  проведения занятий, соответственно  условиям учебно-воспитательного  процесса в конкретном вузе.

4. Целесообразно мероприятия по  оптимизации учебно-воспитательного  процесса в вузе строить на  основе изучения результатов  адаптивности конкретных студентов,  которое является формой и  условием индивидуализации обучения  в вузе.

5. В контексте развития адаптивности  студенты младших курсов испытывают  потребность, в основном, в совершенствовании  психической саморегуляции. Поэтому  для студентов младших курсов  развитие адаптивности более  аффективно посредством различных  форм аутогенной тренировки.

Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе будет более  успешной, если:

1) организовать адаптацию как  системный, двусторонний, поэтапный  процесс формирования и развития  когнитивных, мотивационно-волевых,  социально-коммуникативных связей;

2) выделить по каждой специальности  базовые дисциплины и процесс  их изучения строить с учетом  уровня адаптации и поведенческих  характеристик студентов, используя развивающие возможности этих дисциплин (развитие структурированности знаний, четкости формулировок, доказательности рассуждений, гибкости и системности мышления, освоение алгоритмов и современных технологий работы с информацией), при этом успешная познавательная деятельность взаимообусловить формирование и развитие когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей;

3) организовать индивидуализированную  самостоятельную работу с использованием  новых информационных технологий  с учетом личностных особенностей  и возможностей студентов, относящихся  к различным уровням адаптации,  включающую подготовку к лекции  и проработку лекционного материала,  выполнение практических и творческих  заданий, взаимопроверку и самоконтроль  результатов обучения. Изучение  базовых дисциплин в этих условиях  обеспечит развитие абстрактного, логического, системного мышления, приучит к систематическому умственному  труду, воспитает настойчивость,  упорство в преодолении трудностей, усидчивость при выполнении действий, которые часто имеют однообразный  характер, воспитает умение понять, принять или доброжелательно  доказать свою точку зрения  собеседнику. При этом будут  восполнены недостающие знания  в соответствующей предметной  области, сформированы необходимые  учебные умения и навыки, что  облегчит усвоение общепрофессиональных  и специальных дисциплин [6].

Некоторые проблемы адаптации в  образовательном процессе помогло  бы решить использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и  т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают  процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск  информации способствует совершенствованию  умений отбирать и структурировать  необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать  различные, современные теоретические  подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации [6].

Конечно, главным в адаптации  остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться  к новым условиям. И здесь большую  роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.

Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и  научить «вжиться», полюбить выбранную  профессию, помочь будущему специалисту  «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями  вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия [7].

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение  путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В  результате реализации личностного  адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности - адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Адаптация учащихся вуза характеризуется  высоким уровнем тревожности. Уровень  тревожности зависит от общего уровня способностей. Успешность адаптации  взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает  с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация  у тех учащихся, у которых нет  намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения. Учитывая эту особенность, можно порекомендовать выстраивать  учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как  возможный в будущем вид деятельности, а так же рекомендуется при  определении профиля обучения учитывать  не только способности, но и профессиональные намерения учащихся. Кроме того необходимо при комплектовании учебных групп  проводить мероприятия, направленные на улучшение социально-психологической  адаптации учащихся.

Особенности адаптации иногородних  студентов определяются комплексом факторов (физиологических, социальных, психологических, профессиональных), среди  которых, по данным субъективных отчетов, наибольшее неблагоприятное влияние  оказывают физиологические и  социально-психологические факторы, создающие для данного контингента  ситуацию, близкую к экстремальной.

На степень приспособления влияют индивидуально-психологические свойства. Высокая тревожность, как и предполагалось, ухудшает адаптацию.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Агаджанян Н.А. Физиология человека/Н.А. Агаджанян, А.И. Елфимова,З.Б. Минина – М.:ЮТА,1986. – 486 с.

2.Александровский Ю.А.Состояние  психологической дезадаптации и  их компенсации/Ю.А. Александровский – М.Эксмо, 2008. – 448 с.

3.Ананьев Б.Г. Личность, субъект  деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. –363 с.

5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.  Психологический словарь / В.П.  Зинченко, Б.Г. Мещеряков. –  М.: Педагогика, 2007. – 811 с.

6. Извольская А.А. Возрастные  особенности развития личности  студента как фактор адаптации  к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. –2010. – №6. – 329 с.

7. Колмогорова Л.А. Особенности  мотивации учения и адаптации  студентов-первокурсников с различными  типами профессионального самоопределения  // Мир науки, культуры, образования.  – 2008. – № 4. – 100-103 с.

8. Костенко С.С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // Высшее образование сегодня.  – 2008. – № 8. –  36-38 с.

9. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.:СПб.– 2009 с. 45

10. Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2009. - № 6. – 77-80 с.

11. Медведев, В.И. Физиология трудовой деятельности/В.И. Медведев. СПб.: Изд. «Нева» 2009. – 73с.

12.Пасынкова, Н.Б. Связь уровня  тревожности подростков с эффективностью  их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. №1. 1996. 174 с.

13. Психолого-педагогическая  поддержка адаптации студента  – первокурсника в ВУЗе: учебное пособие /Л.Л. Редько, Ю.А.Лобейко.- М.:Илекса, 2008.- 296 с.

14. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - 83-89 с.

15.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.

16. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ.ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

17. Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 4. – 185 с.

18. Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5. - 84-86 с.

19. Чернова О.В., Сячин М.В.  Социально-культурные аспекты адаптации  студентов на разных этапах  обучения // Вестник Кемеровского  государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 65-74.

20. Шангин, А.Б., Шостак В.И. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. Т.18. №1. 1992.117-122 с.

21.Шапкин, С.А., Дикая, Л.Г.  Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры  и стратегий адаптации. Психологический  журнал, том 17, 1996 г., N1.,

22.Щербатых, Ю.В. Связь  особенностей личности студентов-медиков  с активностью вегетативной нервной  системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

23.Эрдынеева К.Г., Попова  Р.Э. Функциональная асимметрия  мозга как условие адаптации  студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 64-66.

24.Юнг, К.Г. Психологические  типы/К.Г. Юнг.- М.: Мир, 1993. – 448 с.

25.Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.

25.Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе