Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
У большинства студентов появляется необходимость адаптации к новой бытовой обстановке (проживание в общежитии), к новому коллективу (учебной группе), курсу, к новым преподавателям.
Труд студентов является
преимущественно умственным, существенной
чертой которого становится уменьшение
объема интенсивной физической мышечной
деятельности. Для студентов, как
и для людей умственного труда,
это в основном повседневная двигательная
активность с преимущественно статической
нагрузкой. Особую роль для восстановления
их работоспособности играет активный
отдых. Известно, что длительное и
значительное ограничение двигательной
активности человека приводит к отрицательным
изменениям, в том числе, к ухудшению
умственной работоспособности, снижению
функций внимания, мышления, памяти.
Сочетание длительной и напряженной
работы центральной нервной системы
у студентов с гипокинезией способствует
формированию специфического морфофункционального
статуса организма, характеризующегося
снижением активности функциональных
систем. Успешность адаптации учащихся
и студентов к учебной
Студенчество составляет
особую социальную группу населения. Экономические
трудности, ухудшающаяся экологическая
обстановка, крушение основных морально-этических
сторон воспитания и возрастающая учебная
нагрузка, связанная с инновациями
образовательных специальных
Умственная деятельность студентов протекает, как правило, на фоне выраженного эмоционального напряжения, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп [21]. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок, большого количества зачетов и экзаменов, которые необходимо сдать студенту за годы обучения. Изучение уровня тревожности у студентов, в основном, проведено во время сдачи экзаменов (А.Ф. Белов, М.М. Лапкин, Н.В. Яковлев; А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский). Рядом авторов показано, что на уровень тревожности можно активно влиять. Достоверно меньше значение показателя ситуативной тревожности у студентов во время занятий зарегистрировано в группах, обучающихся аутогенной тренировке [25].
Установлена связь личностной
тревожности с уровнем
Установлена также связь личностной тревожности с механизмами рефлекторной регуляции сердечного ритма (Г.Б. Можаева и соавт., Н.А. Кручинина, Е.Е. Порошин). Так, в состоянии покоя частота сердечных сокращений, индекс напряжения и коэффициент избыточности сердечного ритма были тем больше, чем выше был уровень личностной тревоги.
Известна тесная связь психофизиологических показателей со свойствами личности, определяемыми в категориях интро-экстраверсии. Как свидетельствует анализ литературного материала, экстравертам присуща относительно высокая скорость выполнения различных мнестических задач. Им же свойственно легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Однако, наряду с этим, из исследований психологов следует, что экстраверты, начиная быстрее выполнять задания, быстрее интровертов снижают свою активность, чаще допускают ошибки [16].
При рассмотрении проблемы
умственной работоспособности на первый
план, как правило, выдвигаются аспекты,
связанные с оценкой результата
деятельности, выяснения роли индивидуальных
психофизиологических особенностей, поиском
путей максимального
Наиболее чувствительным индикатором адаптационно - приспособительной деятельности организма является сердечно-сосудистая система. Состояние студентов в период экзамена являлось предметом специального анализа в работах П.Л. Салманова, А.В. Айрапетова; Н.А. Фудина, О.П. Тараканова, С.Я. Классиной; Т.Д. Джебраиловой и соавт. Изучалась степень выраженности вегетативных дисфункций и энергозатрат у студентов в период экзаменационной сессии. Значения основных показателей после сдачи экзаменов существенно связаны с достигаемыми студентами результатами. У студентов с высоким уровнем вегетативных дисфункций и высокой оценкой на экзамене учебная деятельность связана с большой нервно-эмоциональной перегрузкой и высокими иэнергозатратами (Е.А. Умрюхин, Е.Н. Легостаев, ; Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина, ; В.И. Бадиков, Е.В. Быкова, Н.В. Климина, ).
Таким образом, в многочисленных
физиолого-гигиенических
В сложной иерархии структур,
реализующих адаптационный
Вывод. В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма студентов в процессе адаптации к учебной деятельности. В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма студентов, обучающихся в вузе, необходим также индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности.
1.3 Тревожность. Анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины [5].
Изучению состояния тревоги
посвящено большое количество работ.
Прежде всего, важно различать понятие
тревоги как состояния и
Чаще всего термин «тревога»
используется для описания неприятного
по своей окраске психического состояния,
которое характеризуется
Выделяют несколько
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Условно их разделяют на
субъективные и объективные причины.
К субъективным относятся причины
информационного характера, связанные
с неверные представлением об исходе
предстоящего характера, приводящие к
завышению субъективной значимости
исхода предстоящего события. Среди
объективных причин, вызывающих тревогу,
выделяют экстремальные условия, предъявляющие
повышенные требования к психике
человека и связанные с
Термин «личная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека.
Раскрывается роль данного
свойства в социальной сфере, где
тревожность оказывает влияние
на эффективность в общение, на социально-
психологические показатели эффективности
деятельности руководителей, на взаимоотношения
товарищами, порождая конфликты. В психологической
сфере тревожность проявляется
в изменение уровня притязаний личности,
в снижение самооценки, решительности,
уверенности в себе. Личностная тревожность
влияет на мотивацию. Отмечается обратная
связь тревожности с такими особенностями
личности, как: социальная активность,
стремление к лидерству, эмоциональная
устойчивость, степень невротизма и
интровертированности. Тревожность
проявляется и в
Причины тревожности на социальном
уровне – нарушение общения. На психологическом
уровне – неадекватное восприятие
субъектом самого себя, на психофизиологическом
причины тревожности
Личностная тревожность проявляется не обязательно непосредственно в поведение, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику [6].
Тревожность оказывает влияние
на профессиональную направленность.
Сопоставление профессиональной направленности
индивидуально-психологическими особенностями
выявило существенное влияние последних
на характер профессиональной направленности.
Сравнение психологических
Современная жизнь, однако,
сильно изменила условия нашего существования,
так что эта готовность к противостоянию
становится все менее нужной для
того, чтобы выжить. Между тем
соответствующие механизмы