Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.86 Кб (Скачать)

У большинства студентов  появляется необходимость адаптации  к новой бытовой обстановке (проживание в общежитии), к новому коллективу (учебной группе), курсу, к новым  преподавателям.

Труд студентов является преимущественно умственным, существенной чертой которого становится уменьшение объема интенсивной физической мышечной деятельности. Для студентов, как  и для людей умственного труда, это в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической  нагрузкой. Особую роль для восстановления их работоспособности играет активный отдых. Известно, что длительное и  значительное ограничение двигательной активности человека приводит к отрицательным  изменениям, в том числе, к ухудшению  умственной работоспособности, снижению функций внимания, мышления, памяти. Сочетание длительной и напряженной  работы центральной нервной системы  у студентов с гипокинезией способствует формированию специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем. Успешность адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности зависит от морфофункционального и  психофизиологического развития, эмоциональной  и интеллектуальной саморегуляции, способности компенсировать некоторые  личностные свойства, а также от выполнения гигиенических требований к организации учебного процесса. Степень расходования физиологических  и психических ресурсов организма  учащегося на выполнение конкретной работы, уравновешивание со средой описывается параметрами текущего функционального состояния. Если для  индивида цена деятельности чрезмерно  высока, то снижение функциональных резервов приобретает необратимый характер и может быть выражено показателями состояния здоровья. Изучение физиологической стоимости учебных нагрузок, выявление учащихся с напряженной степенью адаптации к обучению позволит своевременно определить причины дезадаптации и спланировать необходимые коррегирующие мероприятия [10].

Студенчество составляет особую социальную группу населения. Экономические  трудности, ухудшающаяся экологическая  обстановка, крушение основных морально-этических  сторон воспитания и возрастающая учебная  нагрузка, связанная с инновациями  образовательных специальных программ, не могли не сказаться на здоровье студенческой молодежи. Обучение в  вузе относится к категории умственного  труда и отличается рядом особенностей. Умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных  производственных и научных задач. У студентов она определяется процессом обучения и заключается  в усвоении все возрастающего  объема учебного материала, то есть в  накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной  сферы. Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями  в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем. Это  обуславливает нервно-эмоциональное  напряжение, приводящее к нарушению  систем адаптации, что, в свою очередь, ведет к переутомлению, нарушению  здоровья в их доклинических формах. Структура и условия учебной  деятельности студента, по сравнению  со школьной, усложняются. Суммарная  продолжительность рабочего времени  студента (в вузе и дома) составляет 9-11 часов в день, а в отдельные  периоды, например, в сессионные, может  возрасти до 12 - 15 часов [1].

Умственная деятельность студентов протекает, как правило, на фоне выраженного эмоционального напряжения, которое у них значительно  выше, чем у молодых представителей других социальных групп [21]. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин за сравнительно короткий срок, большого количества зачетов и экзаменов, которые необходимо сдать студенту за годы обучения. Изучение уровня тревожности у студентов, в основном, проведено во время сдачи экзаменов (А.Ф. Белов, М.М. Лапкин, Н.В. Яковлев; А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский). Рядом авторов показано, что на уровень тревожности можно активно влиять. Достоверно меньше значение показателя ситуативной тревожности у студентов во время занятий зарегистрировано в группах, обучающихся аутогенной тренировке [25].

Установлена связь личностной тревожности с уровнем способностей. По данным А.Ф. Белова, М.М. Лапкина, Н.В. Яковлева высокие показатели успеваемости демонстрировали студенты, обладавшие одновременно высоким уровнем способностей и высоким уровнем личностной тревожности. Наличие высоких показателей  этих качеств в отдельности не способствовало достижению успехов  в учебе. Более того, высокие показатели личностной тревожности при низком уровне общих способностей требовали  от организма студентов наиболее значительных затрат для обеспечения  удовлетворительной успеваемости. Значительно  меньшей физиологической ценой  обходился этот уровень успеваемости студентам, обладавшим противоположными характеристиками [7].

Установлена также связь  личностной тревожности с механизмами  рефлекторной регуляции сердечного ритма (Г.Б. Можаева и соавт., Н.А. Кручинина, Е.Е. Порошин). Так, в состоянии покоя  частота сердечных сокращений, индекс напряжения и коэффициент избыточности сердечного ритма были тем больше, чем выше был уровень личностной тревоги.

Известна тесная связь  психофизиологических показателей  со свойствами личности, определяемыми  в категориях интро-экстраверсии. Как  свидетельствует анализ литературного  материала, экстравертам присуща относительно высокая скорость выполнения различных  мнестических задач. Им же свойственно  легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Однако, наряду с этим, из исследований психологов следует, что экстраверты, начиная быстрее выполнять задания, быстрее интровертов снижают свою активность, чаще допускают ошибки [16].

При рассмотрении проблемы умственной работоспособности на первый план, как правило, выдвигаются аспекты, связанные с оценкой результата деятельности, выяснения роли индивидуальных психофизиологических особенностей, поиском  путей максимального использования  интеллектуальных ресурсов личности и  т.д. [17]. При этом в значительно  меньшей степени уделяется внимание вопросу о том, какой физиологической  стоимостью дается эта деятельность и каково ее влияние на функциональное состояние человека. В работах  ряда авторов показано, что эффективность  умственной деятельности в значительной степени определяется свойствами ВНД  человека и менее полно представлены данные о роли этих свойств в развитии напряжения физиологических систем организма, обеспечивающих эту деятельность [5].

Наиболее чувствительным индикатором адаптационно - приспособительной  деятельности организма является сердечно-сосудистая система. Состояние студентов в  период экзамена являлось предметом  специального анализа в работах  П.Л. Салманова, А.В. Айрапетова; Н.А. Фудина, О.П. Тараканова, С.Я. Классиной; Т.Д. Джебраиловой и соавт. Изучалась степень выраженности вегетативных дисфункций и энергозатрат у студентов в период экзаменационной сессии. Значения основных показателей после сдачи экзаменов существенно связаны с достигаемыми студентами результатами. У студентов с высоким уровнем вегетативных дисфункций и высокой оценкой на экзамене учебная деятельность связана с большой нервно-эмоциональной перегрузкой и высокими иэнергозатратами (Е.А. Умрюхин, Е.Н. Легостаев, ; Е.А. Умрюхин, Е.В. Быкова, Н.В. Климина, ; В.И. Бадиков, Е.В. Быкова, Н.В. Климина, ).

Таким образом, в многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального  состояния организма студентов  в процессе адаптации к учебной  деятельности. Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций.

В сложной иерархии структур, реализующих адаптационный процесс, важнейшая роль принадлежит вегетативной нервной системе. Взаимосвязь и  взаимозависимость эмоционально-мотивационной  сферы и систем вегетативного  регулирования обуславливает необходимость  комплексного изучения соотношений  психологических и вегетативных функций в адаптационном процессе. В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма  студентов, обучающихся в вузе, необходим  также индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности [15].

Вывод. В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма студентов в процессе адаптации к учебной деятельности. В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма студентов, обучающихся в вузе, необходим также индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности.

 

 

 

1.3 Тревожность. Анализ и состояние проблемы

 

Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние  как эмоциональное, включающее в  себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины [5].

Изучению состояния тревоги  посвящено большое количество работ. Прежде всего, важно различать понятие  тревоги как состояния и тревожности  как черты личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в разных значениях. Это может быть:

  • Временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов
  • Фрустрация социальных потребностей
  • Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности
  • Свойство личности, которые дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий
  • Реакция на представленную угрозу.

Чаще всего термин «тревога»  используется для описания неприятного  по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными  ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической  стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Однако чаще всего тревогу рассматривают  как негативное состояние, связанное  с переживанием стресса. Состояние  тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени  как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание  тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Выделяют несколько теоретических  подходов к изучению тревоги:

  • Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношение между предметным миром и человеком или межу людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявление активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную
  • Системно-структурный подход раскрывает тревогу как цельное интегрированное явление.
  • Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологических аспектах.

Причины, вызывающие тревогу  и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины  информационного характера, связанные  с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к  завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди  объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие  повышенные требования к психике  человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации [12].

Термин «личная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние  тревоги. Уровень личностной тревожности  определяется, исходя из того как часто  и как интенсивно у индивида возникает  состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности  предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека.

Раскрывается роль данного  свойства в социальной сфере, где  тревожность оказывает влияние  на эффективность в общение, на социально- психологические показатели эффективности  деятельности руководителей, на взаимоотношения  товарищами, порождая конфликты. В психологической  сфере тревожность проявляется  в изменение уровня притязаний личности, в снижение самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность  влияет на мотивацию. Отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями  личности, как: социальная активность, стремление к лидерству, эмоциональная  устойчивость, степень невротизма и  интровертированности. Тревожность  проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями  нервной системы, с энергетикой организма, развитием психовегетативных заболеваний.

Причины тревожности на социальном уровне – нарушение общения. На психологическом  уровне – неадекватное восприятие субъектом самого себя, на психофизиологическом причины тревожности связываются  с особенностями строения и функционирования ЦНС.

Личностная тревожность  проявляется не обязательно непосредственно  в поведение, она имеет выражение  субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику [6].

Тревожность оказывает влияние  на профессиональную направленность. Сопоставление профессиональной направленности индивидуально-психологическими особенностями  выявило существенное влияние последних  на характер профессиональной направленности. Сравнение психологических особенностей учащихся показало, что ученик, ориентированный  на профессии типа «человек – знаковая система» характеризуется тем, эти  школьники имеют высокие показатели успешности интеллектуальных тестов, самые высокие показатели вербального  интеллекта, высокую успешность обучения. Их характеризует самый низкий уровень  тревожности, средний нервотизм, низкая экстеравертированность.

Современная жизнь, однако, сильно изменила условия нашего существования, так что эта готовность к противостоянию становится все менее нужной для  того, чтобы выжить. Между тем  соответствующие механизмы сохраняются  и продолжают действовать в самых  разнообразных обстоятельствах, имеющих  лишь очень отдаленное отношение  к выживанию: во время разлуки, при  потере близкого человека, при столкновении с новыми социальными ситуациями, при усилиях, необходимых для  успеха в учебе и профессиональной деятельности, и т.д.

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе