Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.86 Кб (Скачать)

С физиологической точки  зрения тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускорением ритма  сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т.п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.

Существует в психологическом  содержании актуальной тревоги и  личностной тревожности. Актуальная тревога  – это эмоциональный ответ  человека на все, что происходит с  ним и вокруг него на момент обследования. Низкий уровень реактивной тревожности  означает недостаточную актуализацию потребностей в данный момент в связи  с невысокой значимостью для  человека происходящего вокруг. Он уверен в себе, в своих начинаниях. Низкий уровень тревоги возможен также у тех, у кого в эмоциональном  опыте встречались подобные ситуации. При среднем уровне актуальной тревоги  человек придает повышенную значимость отдельным элементом ситуации или  он находит в себе силы и возможности  контролировать собственные эмоциональные  переживания. Такой человек стремится  объективно оценить возникшие ситуации. Однако это ему удается не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность  в себе, в благоприятном исходе ситуации. Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится  человек, чрезвычайно важна для  него. Он недоволен собой, окружающими  людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или  изменений отношений к ним  может вызвать снижение актуальной тревоги [9].

Тревожность – это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее  предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как  угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства  беспокойства, тревоги.

Человек с низким уровнем  личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной  насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и  смертью.

При среднем уровне личностной тревожности человек чувствует  себя комфортно, сохраняет эмоциональное  равновесие, работоспособность преимущественно  в ситуациях, к которым он уже  успел адаптироваться, в которых  он знает как себя вести, знает  меру своей ответственности. При  осложнении ситуации или появления  дополнительных трудностей возможно появление  тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения достаточного уровня адаптированности [13].

Вывод. Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Так, студенты испытывают тревогу перед поступлением в вуз, при сдаче экзаменов и зачетов, при посещении первой лекции, тревожась за то, какое впечатление они произведут на однокурсников и преподавателей и за многое другое. Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Существует в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

 

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Задача исследования: исследовать взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня тревожности и социальной адаптации  у студентов вузов.

В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: высокий  уровень тревожности приводит к  дезадаптации студентов вузов.

В соответствии с вышеизложенными  проблемами были сформулированы задачи исследования: исследовать взаимосвязь  уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе. Исследование было проведено  на выборке из студентов первого курса, обучающихся в Российском государственном социальном университете. В выборке представлены 33 респондента: 15 женщин и 18 мужчин.

Для выявления специфики индивидуального  приспособления были применены тесты уровня тревожности (по шкале самооценки уровня личностной тревожности Спилбергера-Ханина) и уровня адаптированности (по Многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ). Тест тревожности был выбран на том основании, что предполагалось, что эта личностная черта должна затруднять адаптацию.

1.Шкала оценки уровня реактивной  и личностной тревожности (Ч.Д.  Спилберга, Ю.Л. Ханин).

Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления  состояния тревоги и тревожности  как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы.

2. Многоуровневый личностный опросник  «Адаптивность» (МЛО-АМ).

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для  оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических  и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и  социального развития.

В основу методики положено представление  об адаптации, как о непрерывном  процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности Эффективность адаптации  во многом зависит от того, насколько  реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями  и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к  нарушению адаптации, что может  сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого  нарушения адаптации могут приводить  к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Опросник содержит 165 вопросов и  имеет следующие шкалы:

«достоверность» (Д);

«нервно-психическая устойчивость» (НПУ);

«коммуникативные потенциал» (КП);

«моральная нормативность» (МН);

«адаптивны способности» (АС) [11; c. 214].

 

 

2.2Анализ и интерпретация результатов

 

В исследовании, посвященном проблемам  взаимосвязи уровня тревожности  и социальной адаптации студентов  к обучению в вузе, по методикам  Шкала оценки уровня реактивной и  личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Получились следующие результаты.

 

Результаты исследования

1)«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»

 

Таблица 2.1.

№ п/п

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Уровни

низк.

ср.

выс.

низк.

ср.

выс.

1

+

   

+

   

2

+

   

+

   

3

 

+

   

+

 

4

 

+

   

+

 

5

 

+

   

+

 

6

 

+

   

+

 

7

 

+

 

+

   

8

   

+

   

+

9

+

     

+

 

10

+

     

+

 

11

 

+

   

+

 

12

 

+

   

+

 

13

 

+

   

+

 

14

 

+

 

+

   

15

 

+

   

+

 

16

+

     

+

 

17

 

+

   

+

 

18

   

+

 

+

 

19

   

+

   

+

20

+

     

+

 

21

 

+

   

+

 

22

 

+

     

+

23

 

+

     

+

24

   

+

 

+

 

25

   

+

   

+

26

   

+

 

+

 

27

   

+

 

+

 

28

 

+

   

+

 

29

   

+

   

+

30

+

     

+

 

31

   

+

   

+

32

 

+

 

+

   

33

   

+

   

+

Всего:

7

16

10

5

20

8


В данной таблице мы показали результаты уровня тревожности студентов: низкой реактивной тревожностью обладает 7 (21%) студентов, средней реактивной тревожностью обладает 16 (48%) студентов, высокой реактивной тревожностью обладает 10 (30%) студентов.

Низкой личностной тревожностью обладают 5 (15%) студентов, средней личностной тревожностью обладают 20 (60%) студентов, высокой личностной тревожностью обладает 8 (24%) студентов.

Из данной таблицы видно, что  у студентов данного курса  наблюдается умеренная (средняя) тревожность, однако приличная часть студентов  испытывает высокую реактивную тревожность 30% и высокую личностную тревожность 24%.

 

Результаты исследования

2) Многоуровневого личностного опросника

«Адаптивность-02» (МЛО-АМ)

 

 

 

Таблица 2.2.

 

№ п/п

Адаптивные способности 

Анализ результатов

1

2

Группа низкой адаптации

2

3

Группа удовлетворительной адаптации.

3

4

Группа удовлетворительной адаптации.

4

2

Группа низкой адаптации

5

6

Группы высокой и нормальной адаптации.

6

7

Группы высокой и нормальной адаптации.

7

2

Группа низкой адаптации

8

8

Группы высокой и нормальной адаптации.

9

2

Группа низкой адаптации

10

2

Группа низкой адаптации

11

3

Группа удовлетворительной адаптации.

12

3

Группа удовлетворительной адаптации.

13

4

Группа удовлетворительной адаптации.

14

8

Группы высокой и нормальной адаптации.

15

4

Группа удовлетворительной адаптации.

16

2

Группа низкой адаптации

17

8

Группы высокой и нормальной адаптации.

18

2

Группа низкой адаптации

19

4

Группа удовлетворительной адаптации.

20

4

Группа удовлетворительной адаптации.

21

2

Группа низкой адаптации

22

2

Группа низкой адаптации

23

9

Группы высокой и нормальной адаптации.

24

4

Группа удовлетворительной адаптации.

25

4

Группа удовлетворительной адаптации.

26

3

Группа удовлетворительной адаптации.

27

10

Группы высокой и нормальной адаптации.

28

2

Группа низкой адаптации

29

8

Группы высокой и нормальной адаптации.

30

3

Группа удовлетворительной адаптации.

31

2

Группа низкой адаптации

32

7

Группы высокой и нормальной адаптации.

33

2

Группа низкой адаптации


 

В данной таблице мы наблюдаем следующее:

1.В группу низкой адаптации входит 12 (36%) студентов;

2.В группу удовлетворительной адаптации входит 12 (36%) студентов;

3.В группу высокой и нормальной адаптации входит 9 (27%) студентов.

Из данной таблицы видно, что  студенты первого курса в основном испытывают низкую и удовлетворительную адаптацию, а это получается 72% из общего числа студентов данного  курса – очень большой процент.

На следующем этапе мы попытаемся определить, есть ли связь между  адаптивными способностями и  уровнем тревожности студентов. Может ли данный показатель дезадаптации быть связан с уровнем тревожности.

Результаты по Шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) и Многоуровневому  личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ)

Таблица 2.3

Уровень тревожности

Адаптивные способности

 

Высокие

Средние

Низкие

Высокий

0

1

8

Средний

2

9

4

Низкий

7

2

0


 

На нашем этапе мы сопоставили  результаты студентов, которые вошли  в группы высокой, средней и низкой адаптивной способности, и сравнили их результаты, полученные при проведении теста на уровень тревожности  Спилбергера-Ханина. Так, например, студент  под номером 1 по тесту МЛО-АМ вошел  в группу низкой адаптации а по тесту Спилбергера-Ханина он обладает низкой реактивной и личностной тревожностью. Но при нашихспосоставлениях мы опирались  на личностную тревожность.

Таким образом, как видно из таблицы, привысоких адаптивных способностей высокий  уровень тревожности у студентов  не наблюдается, однако им присущ в  основном низкий уровень тревожности.

У студентов со средними адаптивными  способностями наблюдается в  основном средний уровень тревожности, однако высокий и низкий уровень  тревожности почти равен в  показаниях.

И, наконец, мы перешли к низким адаптивными способностям студентов, здесь мы наблюдаем следующую  картину, на первый взгляд наша гипотеза подтвердилась, что высокий уровень  тревожности приводит к дезадаптации студентов. Здесь самый большой  процент выборки приходится на сочетание  низких адаптивных способностей с высоким  уровнем тревожности.

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе