Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
С физиологической точки зрения тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъемом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и т.п. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие.
Существует в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности. Актуальная тревога – это эмоциональный ответ человека на все, что происходит с ним и вокруг него на момент обследования. Низкий уровень реактивной тревожности означает недостаточную актуализацию потребностей в данный момент в связи с невысокой значимостью для человека происходящего вокруг. Он уверен в себе, в своих начинаниях. Низкий уровень тревоги возможен также у тех, у кого в эмоциональном опыте встречались подобные ситуации. При среднем уровне актуальной тревоги человек придает повышенную значимость отдельным элементом ситуации или он находит в себе силы и возможности контролировать собственные эмоциональные переживания. Такой человек стремится объективно оценить возникшие ситуации. Однако это ему удается не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность в себе, в благоприятном исходе ситуации. Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человек, чрезвычайно важна для него. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или изменений отношений к ним может вызвать снижение актуальной тревоги [9].
Тревожность – это относительно
устойчивое свойство личности, характеризующее
предрасположенность
Человек с низким уровнем личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью.
При среднем уровне личностной
тревожности человек чувствует
себя комфортно, сохраняет эмоциональное
равновесие, работоспособность
Вывод. Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Так, студенты испытывают тревогу перед поступлением в вуз, при сдаче экзаменов и зачетов, при посещении первой лекции, тревожась за то, какое впечатление они произведут на однокурсников и преподавателей и за многое другое. Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Существует в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности.
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Задача исследования: исследовать взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня тревожности и социальной адаптации у студентов вузов.
В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов вузов.
В соответствии с вышеизложенными
проблемами были сформулированы задачи
исследования: исследовать взаимосвязь
уровня тревожности и социальной
адаптации у студентов к
Для выявления специфики
1.Шкала оценки уровня
Шкала разработана известным
2. Многоуровневый личностный
Многоуровневый личностный опросник
«Адаптивность-02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым
и С.В.Чермяниным. Он предназначен для
оценки адаптационных возможностей
личности с учетом социально-психологических
и некоторых
В основу методики положено представление
об адаптации, как о непрерывном
процессе активного приспособления
человека к постоянно меняющимся
условиям социальной среды и профессиональной
деятельности Эффективность адаптации
во многом зависит от того, насколько
реально человек воспринимает себя
и свои социальные связи, точно соизмеряет
свои потребности с имеющимися возможностями
и осознает мотивы своего поведения.
Искаженное или недостаточно развитое
представление о себе ведет к
нарушению адаптации, что может
сопровождаться повышенной конфликтностью,
нарушением взаимоотношений, понижением
работоспособности и ухудшением
состояния здоровья. Случаи глубокого
нарушения адаптации могут
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
«достоверность» (Д);
«нервно-психическая
«коммуникативные потенциал» (КП);
«моральная нормативность» (МН);
«адаптивны способности» (АС) [11; c. 214].
2.2Анализ и интерпретация результатов
В исследовании, посвященном проблемам взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по методикам Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Получились следующие результаты.
Результаты исследования
1)«Шкала самооценки Спилберга-Ханина»
Таблица 2.1.
№ п/п |
Реактивная тревожность |
Личностная тревожность | ||||
Уровни |
низк. |
ср. |
выс. |
низк. |
ср. |
выс. |
1 |
+ |
+ |
||||
2 |
+ |
+ |
||||
3 |
+ |
+ |
||||
4 |
+ |
+ |
||||
5 |
+ |
+ |
||||
6 |
+ |
+ |
||||
7 |
+ |
+ |
||||
8 |
+ |
+ | ||||
9 |
+ |
+ |
||||
10 |
+ |
+ |
||||
11 |
+ |
+ |
||||
12 |
+ |
+ |
||||
13 |
+ |
+ |
||||
14 |
+ |
+ |
||||
15 |
+ |
+ |
||||
16 |
+ |
+ |
||||
17 |
+ |
+ |
||||
18 |
+ |
+ |
||||
19 |
+ |
+ | ||||
20 |
+ |
+ |
||||
21 |
+ |
+ |
||||
22 |
+ |
+ | ||||
23 |
+ |
+ | ||||
24 |
+ |
+ |
||||
25 |
+ |
+ | ||||
26 |
+ |
+ |
||||
27 |
+ |
+ |
||||
28 |
+ |
+ |
||||
29 |
+ |
+ | ||||
30 |
+ |
+ |
||||
31 |
+ |
+ | ||||
32 |
+ |
+ |
||||
33 |
+ |
+ | ||||
Всего: |
7 |
16 |
10 |
5 |
20 |
8 |
В данной таблице мы показали результаты уровня тревожности студентов: низкой реактивной тревожностью обладает 7 (21%) студентов, средней реактивной тревожностью обладает 16 (48%) студентов, высокой реактивной тревожностью обладает 10 (30%) студентов.
Низкой личностной тревожностью обладают 5 (15%) студентов, средней личностной тревожностью обладают 20 (60%) студентов, высокой личностной тревожностью обладает 8 (24%) студентов.
Из данной таблицы видно, что у студентов данного курса наблюдается умеренная (средняя) тревожность, однако приличная часть студентов испытывает высокую реактивную тревожность 30% и высокую личностную тревожность 24%.
Результаты исследования
2) Многоуровневого личностного опросника
«Адаптивность-02» (МЛО-АМ)
Таблица 2.2.
№ п/п |
Адаптивные способности |
Анализ результатов |
1 |
2 |
Группа низкой адаптации |
2 |
3 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
3 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
4 |
2 |
Группа низкой адаптации |
5 |
6 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
6 |
7 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
7 |
2 |
Группа низкой адаптации |
8 |
8 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
9 |
2 |
Группа низкой адаптации |
10 |
2 |
Группа низкой адаптации |
11 |
3 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
12 |
3 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
13 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
14 |
8 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
15 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
16 |
2 |
Группа низкой адаптации |
17 |
8 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
18 |
2 |
Группа низкой адаптации |
19 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
20 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
21 |
2 |
Группа низкой адаптации |
22 |
2 |
Группа низкой адаптации |
23 |
9 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
24 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
25 |
4 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
26 |
3 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
27 |
10 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
28 |
2 |
Группа низкой адаптации |
29 |
8 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
30 |
3 |
Группа удовлетворительной адаптации. |
31 |
2 |
Группа низкой адаптации |
32 |
7 |
Группы высокой и нормальной адаптации. |
33 |
2 |
Группа низкой адаптации |
В данной таблице мы наблюдаем следующее:
1.В группу низкой адаптации входит 12 (36%) студентов;
2.В группу удовлетворительной адаптации входит 12 (36%) студентов;
3.В группу высокой и нормальной адаптации входит 9 (27%) студентов.
Из данной таблицы видно, что студенты первого курса в основном испытывают низкую и удовлетворительную адаптацию, а это получается 72% из общего числа студентов данного курса – очень большой процент.
На следующем этапе мы попытаемся определить, есть ли связь между адаптивными способностями и уровнем тревожности студентов. Может ли данный показатель дезадаптации быть связан с уровнем тревожности.
Результаты по Шкале оценки уровня
реактивной и личностной тревожности
(Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) и Многоуровневому
личностному опроснику «
Таблица 2.3
Уровень тревожности |
Адаптивные способности | ||
Высокие |
Средние |
Низкие | |
Высокий |
0 |
1 |
8 |
Средний |
2 |
9 |
4 |
Низкий |
7 |
2 |
0 |
На нашем этапе мы сопоставили результаты студентов, которые вошли в группы высокой, средней и низкой адаптивной способности, и сравнили их результаты, полученные при проведении теста на уровень тревожности Спилбергера-Ханина. Так, например, студент под номером 1 по тесту МЛО-АМ вошел в группу низкой адаптации а по тесту Спилбергера-Ханина он обладает низкой реактивной и личностной тревожностью. Но при нашихспосоставлениях мы опирались на личностную тревожность.
Таким образом, как видно из таблицы,
привысоких адаптивных способностей высокий
уровень тревожности у
У студентов со средними адаптивными способностями наблюдается в основном средний уровень тревожности, однако высокий и низкий уровень тревожности почти равен в показаниях.
И, наконец, мы перешли к низким адаптивными способностям студентов, здесь мы наблюдаем следующую картину, на первый взгляд наша гипотеза подтвердилась, что высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов. Здесь самый большой процент выборки приходится на сочетание низких адаптивных способностей с высоким уровнем тревожности.