Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.
Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.86 Кб (Скачать)

 

Кафедра «Психологии и  педагогики»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: психология трудных и экстремальных ситуаций

на тему: Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе

 

                                                         

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации  студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной  адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в  которую он попадает, поступив в  вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в  сложную систему адаптации. В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

Исследованию проблем адаптации  в биологии и физиологии посвящены  работы П.К. Анохина, И.П. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова и др.

Психологические аспекты адаптации  человека к различным условиям среды  разрабатывались Б.Г. Ананьевым, В.В. Антиповым, Ж. Годфруа, В.В. Гриценко, Э.Ф. Зеером, В.В. Константиновым, В.В. Пархомчук  и др.

Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в  трудах Р.Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О.С. Советовой, Н.С. Южаниной и др.

Проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах  В.М. Дугинца, В.Л. Бозаджиева, В.В. Лагерева, Р.Х Махмутовой, Л.А. Носовой, М.Ф. Фатхуллина и др.

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Объект исследования: уровень тревожности и социальная адаптация у студентов.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Гипотеза исследования: высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов вузов.

Задачи исследования:

1.провести анализ теоретической литературы по проблеме взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

2. изучить психологические особенности социальной адаптации студентов к обучению в вузе;

3.исследовать взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в вузе.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературных  источников;

- наблюдение;

- тестирование;

- обработка результатов.

Методики: Шкала самооценки Спилберга-Ханина;

Многоуровневого личностного опросника  «Адаптивность-02» (МЛО-АМ)

 

Теоретической основой  исследования послужили работы исследователей, посвященные рассматриваемой тематике.

Практическая значимость исследования. Разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе.

Исследование проводилось в Чувашской государственной  сельскохозяйственной академии, участие приняли студенты 1-го курса специальности Финансы и кредит.

Структура и объём работы состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем работы 37страниц компьютерного набора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ  И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ  К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

 

1Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы

 

Понятие адаптации - одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых  организмов и окружающей среды, которые  приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие  адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в  биологии. Затем это понятие стали  применять не только к различным  сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению [1].

Адаптация компенсирует недостаточность  привычного поведения в новых  условиях. Благодаря ей создаются  возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация  не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений  ее регуляции. Различают следующие  два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую [15].

Биофизиологическая адаптация  – приспособление организма к  устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним  физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в  самом себе.

Характерным для биофизиологической адаптации человека является то, что  они может использовать разнообразные  вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У  человека обнаруживаются способности  и к произвольной психической  регуляции некоторых биологических  процессов и состояний, что расширяет  его адаптационные возможности.

Социально-психологическая  адаптация - привыкание индивида к новым  условиям среды с затратой определенных сил [2], влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды [22].

Адаптация проявляется сразу  же с момента возникновения организма  и не прекращается ни на секунду. Она  существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого  поведения. Тем не менее, считается, что любая адаптация расходует  структурные, генетически детерминированные  ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация "съедает" жизненные запасы человека [17].

Видимо, главное в адаптации  все же - степень приспособления организма к условиям среды, а  также возможности, которые у  него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность[21].

Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные  состояния. Положительные эмоции, которые  человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - все это факторы адаптированности личности.

Существуют значительные достижения в исследовании профессиональной адаптации, которые получили отражение  в научно-методической литературе. Однако эти результаты зачастую не востребованы и не используются практическими  работниками в решении рассматриваемой  проблемы.

Возрастает интерес к  явлению упреждающей адаптации (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, и др.). Вместе с тем авторы не связывают его  с кризисным характером адаптации  на этапе, предшествующем профессиональной реальности. Ни один из рассмотренных  подходов, составляющих теоретико-методологические основы исследования названной проблемы, не отражает специфику модели упреждающей  адаптации к педагогической деятельности. Более того, в психологической  науке проблема упреждающей адаптации  студентов к педагогической деятельности не изучалась. Так, при представленности в научной литературе описания разных видов кризисов: возрастных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), биографических (Р.А. Ахмеров), профессиональных (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), кризисов в адаптации студентов вуза (Б.А. Бараш, О. Кольвах) результаты исследования характерных черт кризисов в процессе вхождения студентов в учебную деятельность, их специфики, обусловленной реализуемыми моделями профессиональной подготовки специалиста, отсутствуют, не прошли экспериментальной проверки средства их полного или частичного упреждения.

В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и  программа поведения. У людей  с высоким уровнем тревожности  эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности [18].

К факторам, ухудшающим адаптацию  в экстремальной или сложной  ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации [4]. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния [13].

Наоборот, облегчает адаптацию  опыт человека, особенно в преодолении  трудностей, хорошее здоровье и волевые  качества [20].

Адаптация происходит во время  взаимодействия факторов внешней среды  и организма человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.

Педагогические коллективы вузов осознают важность управления адаптацией к профессиональной деятельности, влияние результатов адаптации на процесс становления будущего специалиста. Вместе с тем даже в старейших профессиональных учебных заведениях страны отсутствует действенная, постоянно обновляющаяся система работа по решению данной проблемы. Проводимые же мероприятия охватывают незначительное число адаптантов, не продолжительны, формальны, а проводимая работа не подвергается соответствующей проверке.

Адаптация студентов к  условиям обучения в вузах имеет, конечно, свою специфику. Основной составной  частью проблемы адаптации считают  преодоление "дидактического барьера" [3].то есть перестройку школьного  отношения к учебному процессу. Жертвами "дидактического барьера" могут  оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных  способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько  показателем общей одаренности  или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.

Иностранные студенты, приезжающие  на учебу в нашу страну, должны адаптироваться не только к вузу, не только к жизни  в общежитии, но и к жизни в  чужой стране. Эти условия адаптации  оказываются для них зачастую экстремальными.

Основным фактором, к которому надо адаптироваться, является учебный  процесс, так как учеба - главная цель студентов.

Вывод.Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.

 

 

1.2 Адаптация студентов  к учебной деятельности

 

Обучение в вузе — сложный  и длительный процесс, который предъявляет  высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых  людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.).

Нередко студенты поступают  в высшие учебные заведения уже  со сниженным уровнем здоровья. Известно, что за период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию ряда как неспецифических (климатогеографические, экологические), так и специфических факторов (возрастные, физиологические и психологические особенности, эмоциональные перегрузки, малоподвижный образ жизни), сказывающихся на их здоровье (Л.Н. Зефиров, Л.А. Воронина, Н.А. Агаджанян, В.А. Демидов, и др.). Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний (О.Д. Лившиц, Л.А. Меньшикова).

Состояние здоровья во многом определяется его адаптивными резерватами, характером и направленностью в  системе организм-среда. Оптимизация  здоровья тесно связана с процессом  адаптации, который носит фазовый  характер. Процесс адаптации к  обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное. Период острой адаптации, согласно мнению многих исследователей, падает на 1-2 курсы вуза. Его продолжительность  определяется индивидуальными особенностями  студента, включающими способности, психические установки, материальную обеспеченность и, конечно, здоровье. На втором курсе зарегистрирован пик  подъема заболеваемости (Г.Г. Иванов, В.Н. Воронцов). На III курсе у студентов  возникает новая мотивация. Они  приступают к изучению специальных  дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс адаптации  завершается, как правило, к концу III курса (Н.Ф. Борисенко, С.А. Гапонова, и др.) [12].

Результаты ежегодных  профилактических осмотров показывают, что из года в год снижается  количество здоровых студентов (В.Н. Развод).

Поступление в высшее учебное  заведение у большинства студентов  влечет за собой изменение привычных  жизненных стереотипов. При этом переход из благоприятных условий  семьи и школы к студенческому  образу жизни следует рассматривать как влияние неадекватных условий. Студенты сталкиваются с новыми формами и методами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания (А.С. Фаустов, И.Б. Бойкина).

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе