Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:25, дипломная работа
В практике профессионального образования заметно усилился интерес к особенностям личности студентов. Он объясняется не только признанием факта влияния мотивации, личностных особенностей, ценностных ориентаций на успешность обучения в ВУЗе, но и ориентацией на такую «модель специалиста – выпускника ВУЗа», в которой главным становятся качества, способствующие «активному саморазвитию», продуктивной самореализации в современных условиях рыночной экономики.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи тревожности и мотивации к успеху у студентов
1.1 Понятие мотивации. Исследование мотивации к успеху - как проблема психологии
1.2 Тревожность. Анализ и состояние проблемы
1.3 Тревожность как фактор мотивации достижения успеха
1.4 Психологические особенности мотивации к успеху в студенческом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и мотивации к успеху у студентов
2.1. Организация и методы экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов и выводы
Заключение
Список литературы…………………………………………………………….25
Приложения
Направленность на взаимные действия имеет место тогда, когда поступки студента определяются потребностями в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами в группе. Такой студент проявляет интерес к совместной деятельности, который нужно обязательно использовать. Деловая направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов, порожденных самой деятельностью, увлечение процессом деятельности. Такой студент стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, т.е. старается принести пользу для решения поставленной перед группой задачи.
При изучении потребностей студентов большое значение имеет потребность в достижениях. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха в любой деятельности, как стремление закончить работу как можно лучше и во что бы то ни стало. Потребность в достижениях тесно связана с уровнем притязаний, она лежит в основе настойчивости при преодолении препятствий и положительно связана с академической успеваемостью студентов.
В настоящее время точно установлено, что в экстремальных условиях человек переживает более или менее сильное эмоциональное напряжение, проявляющееся как чувство ярко выраженной тревожности. У отдельных студентов уровень тревожности настолько сильно выражен, что его можно квалифицировать как страх. Известно, что уровень беспокойства–тревоги (БТ) тесно связан с уверенностью в себе, а его высокий уровень снижает эффективность деятельности. В критических ситуациях определенный уровень БТ проявляется как личностное свойство, а склонность к эмоциональному стрессу превращается в составной компонент структуры личности. Знание этих особенностей совершенно необходимо преподавателю, неэффективность нашей работы существенно бы уменьшилась, если бы преподаватели заранее знали студентов с высоким уровнем БТ. [28, c. 11]
Целью работы является изучение взаимосвязи тревожности и потребности достижения у студентов.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами было проведено исследование уровня тревожности и потребности достижения у студентов определение их взаимосвязи.
Испытуемые: исследование проводилось на свободной выборке студентов МК РАМН факультета сестринское дело, добровольно согласившихся участвовать в эксперименте. Средний возраст 20,4 года. Всего 30 человек.
В качестве методик были использованы «Шкала оценки потребности в достижениях» Орлова (см. Приложение 3) и Шкала самооценки тревожности Спилбергера-Ханина (см. Приложение 4).
Для определения взаимосвязи использовался коэффициент корреляции Пирсона.
Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программы Microsoft Excel.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. На первом этапе исследования была проведена методика Оценки потребности в достижении.
2. На втором этапе исследования была проведена методика Оценки уровня тревожности
3. Для исследования взаимосвязи тревожности и потребности в достижении на третьем этапе исследования был проведен корреляционных анализ.
Средние значения уровня личностной и ситуативной тревожности представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средние значения уровня тревожности (баллы)
| Личностная тревожность | Ситуативная тревожность |
Среднее значение | 34,03 | 31,13 |
Согласно таблице, средний уровень личностной и ситуативной тревожности студентов находится в пределах умеренных значений и составил 34,03 и 31,13 балла соответственно.
Среднее значение потребности в достижении в исследуемой группе студентов представлен в таблице 2.
Таблица 2. Среднее значение потребности в достижении (баллы)
| Потребность в достижении |
Среднее значение | 12,37 |
Согласно данным, среднее значение потребности в достижении студентов составило 12,37 балла.
Результаты корреляционного анализа, отражающие взаимосвязи школьной тревожности и потребности достижения студентов представлены в таблице.
Полученные данные показывают, что уровень личностной и ситуативной тревожности обнаруживает корреляционные взаимосвязи с уровнем потребности достижения у студентов. При этом обнаруженные взаимосвязи носят обратный характер. Корреляционные взаимосвязи тревожности и потребности достижения у студентов представлены в приложении 2.
Коэффициент корреляции личностной тревожности и потребности в достижении - r = - 0,946.
Коэффициент корреляции ситуативной тревожности и потребности в достижении - r = - 0,868.
Полученные данные отражают следующую закономерность: высоким значениям уровня личностной и ситуативной тревожности, соответствуют низкие значения уровня потребности достижения. Чем выше проявления личностной и ситуативной тревожности, тем ниже у студента потребность в достижениях.
Интересы, мотивы студента, положительное отношение к обучению в ВУЗе формируется тогда, когда у студента нет страхов перед неудачей. Если же у студента сформировались страхи, связанные с обучением в ВУЗе, у него будет формироваться мотивация к избеганию неудач, а не потребность достижения.
Что изучалась, тревожность или избегание неудач? Не поняла вопроса. В последнем абзаце обосновано влияние тревоги на потребность в достижении, а не тревога или п. в д. как предметы исследования.
Выводы:
1. Теоретическое исследование показало, что потребность в достижениях зависит от уровня тревоги. У низкотревожных людей она выше, стимулирующим факторм являются сообщение об успехе. У высокотревожных мотив достижения успеха ниже, стимулирущей силой является сообщение о неудаче. Высокотревожные люди менее успешны в своей деятельности, чем низкотревожные.
2. Для определения взаимосвязи тревожности и потребности в достижении были использованы методики: использованы «Шкала оценки потребности в достижениях» Орлова и Шкала самооценки тревожности Спилбергера-Ханина. Для определения взаимосвязи тревожности и потребности в достижениях у студентов использовался коэффициент корреляции Пирсона.
3. Было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и потребности в достижениях.
4. Результаты эмпирического исследования показали наличие обратной взаимосвязи тревожности и потребности в достижениях: высоким значениям уровня личностной и ситуативной тревожности, соответствуют низкие значения уровня потребности достижения. Чем выше проявления личностной и ситуативной тревожности, тем ниже у студента потребность в достижениях.
Гипотезой исследования было предположение о том, что существует обратная зависимость уровня тревожности и потребности достижения у студентов. Теоретическое исследование показало, что источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность - это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования.
Потребность в достижении является устойчивой характеристикой личности, т.е. проявляется в широком спектре ситуаций независимо от их конкретного содержания. Она влияет на успешность человека в его деятельности. Кроме потребности достижения, на успешность оказывает влияние тревожность. У низкотревожных людей она выше, стимулирующим факторм являются сообщение об успехе. У высокотревожных мотив достижения успеха ниже, стимулирущей силой является сообщение о неудаче. Высокотревожные люди менее успешны в своей деятельности, чем низкотревожные. Среди потребностей студентов большое значение имеет потребность в достижениях. Она проявляется как тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха в любой деятельности, как стремление закончить работу как можно лучше и во что бы то ни стало. Потребность в достижениях тесно связана с уровнем притязаний, она лежит в основе настойчивости при преодолении препятствий и положительно связана с академической успеваемостью студентов.
Результаты практического исследования показали, что уровень личностной и ситуативной тревожности обнаруживает корреляционные взаимосвязи с уровнем потребности достижения у студентов. При этом обнаруженные взаимосвязи носят обратный характер.
Таким образом, гипотеза о существовании обратной взаимосвязи тревожности и потребности достижения у студентов подтвердилась.
Список литературы
1. Большой психологический словарь/Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм - Еврознак, 2003. - 667 c.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1.– 3-е изд. М. Генезис, 2005. – 160 с.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2006. - 378 с.
5. Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. / Под ред. Ю. Г. Волкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 575 с.
6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.
7. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.
8. Дьяченко М.И. и др. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
9. Ермолова Т.В. Обзор статей по проблеме регуляции эмоций // Психологическая наука и образование. –2005. –№1. –C. 23 – 28.
10. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.— 222 с.
11. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2 изд., расш., испр. И доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 494 c.
12. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.
13. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2007. - 752 с.
16. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989. - С. 121-126.
17. Мартьянов Ю.П. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач в студенческом возрасте. – Пермь, 2005. – 26 с.
18. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2006. – 321 с.
19. Морозов А.В. Основы психологии. – М.: ГРИФ, 2005.- 352 с.
20. Немов С.Р. Психология: Учебное пособие в 3 кн. – Кн. 1. Общие основы психологии.: М.: Владос, 2010. – 687 с.
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и потребности в достижениях у студентов