Взаимосвязь тревожности и потребности в достижениях у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

В практике профессионального образования заметно усилился интерес к особенностям личности студентов. Он объясняется не только признанием факта влияния мотивации, личностных особенностей, ценностных ориентаций на успешность обучения в ВУЗе, но и ориентацией на такую «модель специалиста – выпускника ВУЗа», в которой главным становятся качества, способствующие «активному саморазвитию», продуктивной самореализации в современных условиях рыночной экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи тревожности и мотивации к успеху у студентов
1.1 Понятие мотивации. Исследование мотивации к успеху - как проблема психологии
1.2 Тревожность. Анализ и состояние проблемы
1.3 Тревожность как фактор мотивации достижения успеха
1.4 Психологические особенности мотивации к успеху в студенческом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и мотивации к успеху у студентов
2.1. Организация и методы экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов и выводы
Заключение
Список литературы…………………………………………………………….25
Приложения

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь тревожности и потребности в достижениях у студентов.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

В кратком психологическом словаре под редакцией Л.А. Карпенко тревожность понимается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. [11, c. 235]

Согласно А.Л. Венгеру, «Тревожность  —  это  личностная особенность,  состоящая  в  особо  легком  возникновении  состояния  тревоги» [3, c. 27]

В зарубежной психологии существуют различные подходы к проблеме тревожности. Психоаналитический подход к тревожности связан, в первую очередь, с именем З. Фрейда. З.  Фрейдом  выделены  механизмы  возникновения  тревоги.  Тревога представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию,  репродуцируемую  затем  при  ситуациях  опасности,  как  сигнал  о помощи.  ««Я»,  пережившее  пассивно  травму,  воспроизводит  активно ослабленную  репродукцию  ее  в  надежде,  что  сможет  самостоятельно руководить ее течением» [33, c. 385]. Итогом работы З. Фрейда является выделение четырех видов тревоги:  первичная  тревога  связана  с  переживанием  отделения  от матери; реалистическая  тревога  выступает  как  эмоциональный  ответ организма на угрозу из окружающего мира; невротическая  тревога  связана  с  боязнью  невозможности контролировать  импульсы  «оно»    сексуального  или агрессивного характера; моральная тревога выступает как боязнь «Я» нарушить запреты со стороны «Сверх-Я».

В ряде подходов проблема  тревоги  рассматривается  в  социально-психологическом контексте.  Суть  подобных  представлений  сводится  к  тому,  что  тревога возникает  при  нарушении  межличностных  взаимоотношений.  Такой  точки зрения придерживались  К. Хорни, Э. Фромм и Г. С. Салливан. 

С позиции поведенческого подхода тревога является  эмоциональной  реакцией, возникающей  на  основе  условных  рефлексов.

А.  М.  Прихожан  утверждает,  что  источником социально-ситуационной тревоги является не только приобретенная раннее в подобных ситуациях реакция тревожности (опыт индивида), но и значимость ситуации  для  индивида,  обусловленная  культурными  ценностями. [25, c. 102]

Когнитивная  модель  тревожности  А.  Эллиса  и  А.  Бека  описывает симптомы  тревожности,  которые  отражают  работу  специфических адаптационных  систем:  когнитивной,  аффективной  поведенческой, мотивационной  и  физиологической.  Основной  механизм  борьбы  с  угрозой  у нормального  человека  тот  же,  что  и  у  пациентов  с  синдромом  тревожности: быстрое принятие решений физиологическая подготовка организма для бегства или борьбы.

В  гештальтпсихологии  тревога  рассматривается  как  состояние, возникающее  между  «здесь»  и  «там»,  между  «теперь»  и  «тогда».  Как  только человек покидает реальность и думает о будущем, он чувствует тревогу. Пытаясь предвосхитить результаты нашей активности, ее эффективность по отношению к социальным стандартам, человек начинает испытывать страх.

Одним  из  главных  исследователей  тревоги  в  когнитивной  теории является Р. Лазарус (1972). По его мнению, ключом к пониманию тревоги служит то,  как  человек  оценивает  опасную  ситуацию.  Значение  этих  исследований заключается  в  том,  что  в  центре  теории  тревоги  стоит  человек  как воспринимающее  существо.  Хотя  Лазарус  полагает,  что  тревога  является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, он  подчеркивает,  что  тревога  связана  не  с  патологией,  а  с  самой  природой человека. [16, c. 121-126] Но во многих работах сторонников когнитивной теории описывается не тревога,  а  воздействие  психологического  стресса  на  человека.  Тревога рассматривается  как  неразрешенный  страх,  который  приводит  к  размытому ощущению опасности.

Анализ основных работ показывает, что в понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Рассмотрением  проблемы  тревоги  и  страха  занимаются  многие отечественные  психологи.  Наиболее  известными  из  них  являются             В.М. Астапов,  А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, А.И. Захаров, А.Л. Венгер и др. Как было отмечено в пункте о направлениях исследования страхов и тревог, исследования  Ю.  Л.  Ханина  проводятся  в  русле  теории  Ч.  Спилбергера. Близки  меду  собой  подходы  А.  И.  Захарова,  А.  М.  Прихожан  и                        В. М. Астапова. Хотя А. И. Захаров рассматривает страхи, А.М. Прихожан – тревожность, их подходы пересекаются. 

Практический  интерес  представляет  подход  А.  Л.  Венгера.                 А.  Л.  Венгер  предлагает  синдромный  подход  к  анализу  психологических проблем.  Психологический  синдром  представляет  собой  комплекс взаимосвязанных  симптомов,  некоторые  из  которых  являются  основными для образования синдрома. Так, тревожность является основным симптомом при синдроме хронической не успешности, перерастающей к подростковому возрасту  в  тотальный  регресс.  «Тревожность  —  это  личностная особенность,  состоящая  в  особо  легком  возникновении  состояния  тревоги» [3, c. 27]. При высокой тревожности для человека характерны неуверенность в себе,  постоянные  опасения,  страхи.  Боясь  ошибиться,  такой  человек  все время  пытается  контролировать  себя.  Это  явление  А.  Л.  Венгер  называет тревожным  гиперконтролем,  который  только  нарушает  нормальное осуществление  автоматизированных  действий.  С  уровнем  тревожности  он связывает  степень  стрессоустойчивости,  объясняя  это  тем,  что  ситуация, которая  человеком  с  низкой  тревожностью  воспринимается  как  вполне рядовая,  при  высокой  тревожности  вызывает  стресс.  Состояние  тревоги переживается  как  ожидание  угрозы,  неопределенной  опасности.  Острая тревога приводит к разрушению деятельности, панике.

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости.

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизничеловека, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

 

1.3 Тревожность как фактор мотивации достижения успеха

 

Тревожность, кроме мотива достижения успеха, играет важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность в ситуации конкуренции или сравнения себя с кем-то другим, занимающимся тем же делом. [20, c. 491]

Степень проявления тревожности зависит от ситуации. В одних ситуациях человек склонен вести себя тревожно всегда (личностная тревожность), в других он тревожится лишь иногда, в зависимости от обстоятельств, складывающихся в данный момент времени (ситуативная тревожность).

Р.С. Немов выделяет следующие особенности поведения тревожных людей в деятельности: [20, c. 491]

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3.  Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4.  У низкотревожных людей мотивация достижения успехов выше. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6.  Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как угрожающих.

Ч.  Спилбергер  предлагает  использовать  термин  «стрессор»  для обозначения  ситуации,  которая  характеризуется  определенной  степенью объективной  физической  или  психологической  опасности.  Оценка  данной ситуации как угрожающей будет зависеть от характеристик этой ситуации, от личного опыта, полученного в подобных ситуациях, от воспоминаний и мыслей,  которые  вызывает  ситуация.  Ситуации,  которые  объективно признаются стрессовыми, большинство людей оценивают как угрожающие, в то время как специфические ситуации считают опасными или неопасными в зависимости  от  индивидуальной  оценки  конкретного  человека.  Из  этого следует,  что  действительно  стрессогенные  ситуации  могут  не  ощущаться человеком как угрожающие, если он либо не понимает их опасности, либо у него  достаточно  опыта,  чтобы  справиться  с  ними.  С  другой  стороны, безопасные  ситуации  могут  по  каким-либо  причинам  вызывать  тревогу  у некоторых людей. Поэтому  в  противоположность  понятию  «стрессор»,  отражающему объективные  свойства  стимулов,  характеризующих  ситуацию,  Спилбергер вводит термин «угроза» для описания субъективной оценки индивидом ситуации.

Деятельность человека в конкретной ситуации согласно этому зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуативной тревоги, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Влияние ситуации, собственные мысли и чувства, особенности тревожности и потребности человека определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. От  качества этой оценки зависят и эмоции, переживаемые человеком (усиление состояния ситуативной тревожности, усиливаемая ожиданием возможной неудачи. Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. [20, c. 492] Эта же когнитивная оценка ситуации сразу же автоматически  вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуативной тревоги. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.

Таким образом, качество деятельности человека в ситуации, воспринимаемой как угрожающую, непосредственно зависит от уровня ситуативной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Интересны данные исследования влияния ситуативной тревожности на результаты экзаменационных испытаний. Они показали, что многие высокотревожные люди терпят неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности, беспокойства, причем все эти блокирующие успешную деятельность состояния чаще возникают у людей с высокими показателями личностной тревожности. Сообщение о том, что им предстоит пройти испытание, нередко вызывает у таких людей сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти. Высокотревожными людьми ситуации экзаменационных испытаний обычно воспринимаются и переживаются как угрожающие, порождают серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая согласно известному отрицательно сказывается на результатах.

Выявлены особенности людей, способствующие и препятствующие появлению у них чувства когнитивной беспомощности. Оказалось, что при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно часто объясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженную самооценку. [20, c. 495]

Таким образом, потребность в достижениях зависит от уровня тревоги. У  низкотревожных людей она выше, стимулирующим факторм являются сообщение об успехе. У высокотревожных мотив достижения успеха ниже, стимулирущей силой является сообщение о неудаче. Высокотревожные люди менее успешны в своей деятельности, чем низкотревожные.

 

1.4 Психологические особенности потребности в достижениях в студенческом возрасте

 

Студенческий возраст – комплексное понятие, включающее в себя возрастные и индивидуальные характеристики в их единстве. Именно в студенческом возрасте под влиянием учения наиболее интенсивно происходит умственное развитие и развитие личностных качеств личности, составляющих основу формирования общих и специальных способностей, связанных с подготовкой к будущей профессии и к использованию досуга. Этот возрастной период можно назвать оптимальным для развития общих способностей. [8, c. 93]

Многочисленные исследования показывают, что особо «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Хотя существуют как общие трудности, типичные для всех курсов, так и частные, характерные только для определенных категорий студентов, например, стрессовые состояния, ситуации, возникающие в связи с предстоящим переходом к профессиональной самостоятельной деятельности.

Широко известен и так называемый «кризис третьекурсников».

Новые условия жизни и учебы предъявляют студентам новые требования. Студент  находится в ситуации, требующей от него качественного изменения стиля жизни и всей его деятельности, т.е. он должен быстро освоить все «пространство» вузовской жизни.

Из множества проблем высшей школы особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с адаптацией студентов к вузу. «Исследования эмоциональной сферы студентов в период адаптации и наш долголетний опыт свидетельствуют, что их отличают следующие признаки: общая тревожность; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с преподавателями». [28, c. 11]

Изучение особенностей личности – одна из важнейших проблем, поскольку существует самая тесная связь между отдельными свойствами, всей структурой личности и ее познавательной деятельностью. Центральным пунктом исследования свойств личности являются ее потребности. Устойчиво доминирующие мотивы создают направленность личности: личную, коллективистическую и деловую. Личная направленность (направленность на себя) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу (часто это так называемые неформальные) лидеры. Такой студент, чаще всего, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В учебе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и потребности в достижениях у студентов