Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности (на примере молодых менеджеров)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:05, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Деловое взаимодействие является основной составляющей профессиональной деятельности менеджеров, вне зависимости от направления деятельности компании на рынке (Позняков В.П, 2009). Для успешного функционирования на рабочих местах молодым менеджерам необходимо обладать не только рядом социально-психологических характеристик и профессионально значимых качеств (Обознов А.А., 1998; Maddi S., 1987 и др.), но и навыками планирования своей деятельности.

Файлы: 1 файл

document3798.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Также обнаружена взаимосвязь между преобладанием  субъект-субъектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе  и социально-психологическими характеристиками, связанными с группой: ответственность в сочетании с зависимостью от группы и заботой о сохранении и повышении благополучия близких людей связаны с прогнозированием негативных событий, таких как смерть близких и друзей в будущем – такие будущие события переживаются людьми, ощущающими потребность в наличии круга близких людей.

4. Выявлена взаимосвязь между выраженностью субъект-объектных, положительно окрашенных целей в жизненной перспективе и социально-психологическими характеристиками, связанными с самовозвышением и влиянием. Так, искусственность и расчетливость в поведении, потребность в автономности и независимости, эмоциональная холодность, властность, желание доминировать и приказывать, контролировать других людей – все эти качества обусловливают наличие целей самовозвышения в жизненной перспективе. Субъект-объектная ориентация таких жизненных перспектив представлена прогнозируемыми событиями будущего жизненного пути респондента, конечным результатом которых не является расширение круга общения или построение новых отношений и взаимодействий с людьми. К ним относятся цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д.

Доминирование субъект-объектных, негативно окрашенных целей в жизненной перспективе взаимосвязано с невыраженностью ряда социально-психологических характеристик, связанных как с общением, так и с ответственностью и влиянием: зависимые от социального окружения, ведомые, необщительные и не ответственные люди прогнозируют эмоционально негативно окрашенные (отмеченные знаком «-») события S-O («сокращения», «старость», «придется много работать»).

5. Второе основание для выделения типов жизненной перспективы – преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе – детерминировано выраженностью следующих мотивационных типов ценностей: «Достижения», «Универсализм», «Власть», «Стимуляция» и «Доброта». Так, забота о благополучии родных, коллег, подчиненных и людей в целом, направленность на расширение социальных связей и контактов в противовес стремлению к личному успеху и удержанию власти определяют выраженность антиципируемых социальных ролей, связанных с общением и взаимодействием. В противовес социальным ролям, прогнозирование будущих личностных ролей связано со стремлением к самореализации, достижениям и власти, в ущерб заботе о родных, близких и друзьях.

6. Эмпирически были выделены типы жизненной перспективы; I тип жизненной перспективы: «Субъект-объектная, ориентированная на себя». Для жизненной перспективы I типа характерно менее оптимистичное видение будущего, чем для жизненных перспектив II, III и IV типа: обладатели жизненной перспективы I типа более склонны к неудовлетворенности, как наличной ситуацией, так и возможным будущим. Будущее время воспринимается достаточно напряженным, антиципируется наличие как позитивных, так и негативных переживаний. Негативные переживания связаны с профессиональной деятельностью. В меньшей степени, чем IV и II типам, присуща смысловая наполненность будущего, насыщенность связанных с ним переживаний – относительно невелико количество факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. Для I типа жизненной перспективы характерна субъективность восприятия внешнего и внутреннего мира в будущем: будущее воспринимается ими как несколько противоречивое, что обуславливает чувство смятения и трудности в объяснении мотивов выбора тех или иных целей. Наряду с высокой эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью в ожидаемое будущее, низкие значения по показателю «Структура» обуславливают страх перед будущими событиями. Жизненная перспектива I типа, как и жизненная перспектива IV типа, является профессионально ориентированной, но, в отличие от IV типа, в ее содержательном наполнении преобладают негативно окрашенные события, связанные со страхом потери работы и собственной работоспособности (например, среди антиципируемых событий присутствуют: «сокращения», «старость» и т.д.). Доминирование в жизненной перспективе I типа негативно окрашенных событий, связанных с профессиональной деятельностью: тревожностью и страхом потери работы, является наиболее ярким ее отличием, выделяющим среди остальных типов. Преобладание в их жизненной перспективе целей типа S-O, позволяет нам отнести жизненную перспективу I типа к субъект-объектным жизненным перспективам.

7. II тип жизненной перспективы «Субъект-субъектная, ориентированная на себя». Жизненной перспективе II типа в меньшей степени, чем IV типу, присуща смысловая наполненность будущего, насыщенность связанных с ним переживаний, однако так же, как и у IV типа, носящих, в большинстве своем, положительный характер; присуще ощущение внутренней свободы, относительно небольшое количество факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. В отличие от IV и I типов, характерен недостаток вовлеченности в будущие события, отстраненность в восприятии будущего. Среди будущих ролей, в отличие от остальных трех типов, личностные роли превалируют над социальными ролями. Характерна ясность и упорядоченность представлений о будущем, преобладание ощущений прогнозируемости, структурированности, подконтрольности будущих событий; будущий жизненный мир воспринимается относительно безопасным и стабильным. Будущее время воспринимается в меру энергетически наполненным.

В отличие от жизненной перспективы I типа, жизненная перспектива II типа является ориентированной на семью, а не профессионально ориентированной: в жизненной перспективе II типа преобладают события, так или иначе связанные конечной целью с общением и взаимодействием с друзьями и близкими (показатель «Цели S-S +»: «рождение ребенка», «создание семьи», «переедем жить в Европу», «сестра защищает диплом» и т.д.). Жизненная перспектива II типа является крайне субъект-субъектной, направленной на отношения с другими людьми в ущерб направленности на достижение целей, что подтверждается не только очень высокими значениями по показателю «Цели S-S +», но и социально-психологическими характеристиками ее обладателей (A-6,5; F-6,8; H-7,4; Q2-3,8 и др.).

8. III тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других». Для жизненной перспективы III типа характерно восприятие будущего в контексте рядя труднопреодолимых препятствий для удовлетворения актуальных потребностей во внешних и внутренних условиях, что приводит к понижению смысловой наполненности и личной значимости будущих событий, но никак не отражается на оптимистичном видении будущего. В отличие от I и IV типов, характерны недостаток вовлеченности в будущие события, отстраненность в восприятии будущего. Низкие значения показателя «Структура» свидетельствуют о субъективности восприятия внешнего и внутреннего мира в будущем. Восприятие будущего времени характеризуется пассивностью, созерцательностью. Оно не достаточно наполнено событиями, впечатлениями, деятельностью.

Характерные для жизненной перспективы III типа пассивность и отсутствие смысловой наполненности говорят о меньшей уверенности ее обладателей в своих способностях противостоять трудностям в будущем, что подтверждается их социально-психологическими характеристиками. Несмотря на низкие показатели по большинству шкал СДВ, преобладание социальных ролей над личностными (включающими профессиональные) и достаточно большое количество антиципируемых событий типа «S-O –», обладателям жизненной перспективы III типа характерно оптимистическое видение будущего. Преобладание в содержании жизненной перспективы III типа социальных ролей над личностными и S-S целей над S-O целями позволяет отнести ее к субъект-субъектным жизненным перспективам.

9. IV тип жизненной перспективы «субъект-объектная, ориентированная на значимых других». Жизненной перспективе IV типа присуща значительная смысловая наполненность будущего времени, насыщенность связанных с ним переживаний, носящих, в большинстве своем, положительный характер; присуще ощущение внутренней свободы, отсутствия факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей в будущем. «Чувство “глубины” и «объемности» психологического времени сопряжено с высоким мотивационным потенциалом, ощущением “пространства” для самореализации, широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром». Жизненная перспектива IV типа характеризуется высокой эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью в ожидаемое будущее, восприятие будущих событий как личностно-значимых. Свойственна ясность и упорядоченность представлений о будущем, преобладание ощущений прогнозируемости, структурированности, подконтрольности будущих событий; будущий жизненный мир воспринимается безопасным и стабильным. Характерная особенность жизненной перспективы IV типа: будущее время воспринимается динамичным, напряженным, энергетически наполненным, антиципируется наличие ярких переживаний; характерна потребность в новизне.

Наивысшие значения жизненной перспективы IV типа по показателю «Цели S-O +» позволяют отнести ее, как и жизненную перспективу I типа, к профессионально ориентированным жизненным перспективам. Отличительной особенностью жизненной перспективы IV типа является наличие негативно окрашенных событий типа S-S, связанных с потерей близких и друзей. У обладателей жизненной перспективы IV типа наблюдается большее, чем у I и II типов, количество социальных ролей, что является косвенным свидетельством преобладания потребностей в социальной самореализации в их жизненных перспективах. Несмотря на это, наивысшее значение по показателю «Цели S-O +» среди других типов жизненных перспектив не позволяет отнести жизненную перспективу IV типа к субъект-субъектным жизненным перспективам.

 

 

Основные  результаты диссертационной работы изложены

в следующих  публикациях автора

Работы, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Багратиони К.А. Предпосылки возникновения проблемы личного психологического будущего / К.А. Багратиони // Мир психологии, 2011. № 3. C. 147-159. – 1,1 п.л.

2. Багратиони К.А. Психологический подход к конфликт-менеджменту проектов: типология, причины, управление (часть 1) / К.А. Багратиони // Управление проектами и программами. 2011. № 3. C. 212-221. – 0,7 п.л.

3. Багратиони К.А. Психологический подход к конфликт-менеджменту проектов: типология, причины, управление (часть 2) / К.А. Багратиони // Управление проектами и программами. 2011. № 4. C. 280-290. – 0,7 п.л.

4. Багратиони К.А. Поведение в зеркале решений / К.А. Багратиони, В.И. Жог // Креативная экономика. 2011. № 12. C. 8-15. – 0,4 п.л./0,2 п.л.

5. Багратиони К.А. Национальный стандарт компетентности: психологические типы молодых финансистов / К.А. Багратиони // Вестник финансового университета. 2011. № 4. C. 74-84. – 0,9 п.л.

6. Багратиони К.А. Темпоральный аспект лидерства и его роль в тайм-менеджменте проектов / К.А. Багратиони, М.В. Иванов // Управление проектами и программами. 2012. № 3. C. 238-245. – 0,7 п.л./0,35 п.л.

 

Работы, опубликованные в других изданиях

7. Багратиони К.А. Психологическая типология личности и жизненной перспективы современных молодых специалистов / К.А. Багратиони // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1450/11984_e2b4.pdf – 0,2 п.л.

8. Багратиони К.А. Психологическая типология молодых менеджеров: отношение к профессиональной деятельности / К.А. Багратиони // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 21 по 23 апреля 2011 года. / Под общ. ред М.Г. Ковтунович. – М.: МГППУ, 2011. C. 18-23. – 0,2 п.л.

9. Багратиони К.А. Психологическая типология современных молодых специалистов: личность и жизненная перспектива / К.А. Багратиони // Молодые ученые – нашей новой школе. Материалы X юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / Ред. коллегия: В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис, Е.С. Романова и др. – М.: МГППУ, 2011. C. 20-22. – 0,2 п.л.

10. Багратиони К.А. Индивидуально-психологические особенности молодых компетентных менеджеров-женщин / К.А. Багратиони // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, 21-23 апреля 2011 г. / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. C. 387-389. – 0,2 п.л.

11. Багратиони К.А. Исследование соответствия поведенческой компетентности молодых менеджеров Национальным требованиям / К.А. Багратиони // Психология – наука будущего. Материалы IV Международной конференции молодых ученых, 17-18 ноября 2011 г. Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. C. 25-28. – 0,2 п.л.

12. Багратиони К.А. Психологические профессионально-важные качества молодых руководителей-девушек в сфере маркетинговых коммуникаций / К.А. Багратиони, А.Н. Лебедев // Психологические и психоаналитические исследования. 2010-2011 / Под ред. Н.Л. Нагибиной. – М.: Московский институт психоанализа, 2011. C. 149-157. – 0,5 п.л./0,25 п.л.

13. Багратиони К.А. Жизненная перспектива молодых менеджеров как проблема социальной психологии / К.А. Багратиони // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2012. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1841/11984_5146.pdf – 0,2 п.л.

14. Багратиони К.А. Социально-психологическое содержание жизненных перспектив молодых менеджеров / К.А. Багратиони // Молодые ученые – нашей новой школе. Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции с международным участием / Ред. коллегия: В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис, Е.С. Романова и др. – М.: МГППУ, 2012. C. 453-455. – 0,2 п.л.

15. Багратиони К.А. Взаимосвязь когнитивного и интерактивного компонентов жизненной перспективы молодых менеджеров / К.А. Багратиони // Экономическая психология в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции 22-24 ноября 2012 г. / Отв. ред. д.пс.н. А.Н. Лебедев. – М.: Экон-информ, 2012. С. 121-124. – 0,3 п.л.

16. Bagrationy K. Professional personality traits of young female managers in the marketing communications sphere / K. Bagrationy, A. Lebedev // 20th Ramiro and Zoran Bujas’ days, Book of abstracts. – Zagreb: Grafički zavod Hrvatske, 2011. – P. 68. – 0,2 п.л./0,1 п.л.


Информация о работе Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности (на примере молодых менеджеров)