Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:05, автореферат
Актуальность темы исследования. Деловое взаимодействие является основной составляющей профессиональной деятельности менеджеров, вне зависимости от направления деятельности компании на рынке (Позняков В.П, 2009). Для успешного функционирования на рабочих местах молодым менеджерам необходимо обладать не только рядом социально-психологических характеристик и профессионально значимых качеств (Обознов А.А., 1998; Maddi S., 1987 и др.), но и навыками планирования своей деятельности.
«Ощущаемость будущего времени» – фактор, отражающий степень психологической связи испытуемого с будущим временем. Обладатели IV и I типа жизненной перспективы интеллектуально и эмоционально вовлечены в планирование будущих событий, при этом ощущая себя активными участниками построения своего будущего. Обладатели II и III типа напротив, склонны сохранять позицию «наблюдателя за собственной жизнью». Это проявляется во внутренней отстраненности таких субъектов, в недостаточном их участии, по сравнении с обладатели I и IV типа жизненной перспективы, в построении своего будущего.
Социально-психологическое
содержание жизненной перспективы.
«Цели S-S +» – показатель жизненной
перспективы, связанный с ясностью и упорядоченностью
представлений человека о будущем своей
семьи, друзей и остального значимого
социального окружения. Так, для обладателей
II и III типа жизненной перспективы характерно
преобладание ощущения прогнозируемости,
структурированности, подконтрольности
будущих событий, так или иначе связанных
конечной целью с общением и взаимодействием
с другими людьми (напр.: «рождение ребенка», «создание семьи», «переедем жить в Европу»,
«сестра защищает диплом»
и т.д.), а также относительной их логической
стройности и понятности. Ощущение взаимосвязей
между событиями и вместе с тем завершенности
каждого из них соотносится с прогнозируемостью
будущего социального взаимодействия
с близкими и друзьями.
Показатель «Цели S-S –» отражает антиципацию неизбежных событий, связанных c уменьшением количества социальных взаимодействий в будущем: с потерей близких людей, с сужением круга друзей. Так, среди прогнозируемых обладателями жизненной перспективы IV типа событий встречались эмоционально негативно окрашенные, отмеченные знаком «-». Среди S-S-целей наиболее часто указывали «смерть родителей», что свидетельствует о зрелом восприятии своего будущего, об антиципации не только ближайших, но и отдаленных событий.
«Цели S-O +» – это показатель, связанный со степенью ощущения внутренней свободы, обусловленной отсутствием социальных факторов, способных блокировать удовлетворение потребностей профессиональной самореализации в будущем, с ощущением «пространства» для профессионального роста, с широтой жизненной перспективы. Этот показатель представлен прогнозируемыми событиями будущего жизненного пути респондента, конечным результатом которых не является расширение круга общения или построение новых отношений и взаимодействий с друзьями и близкими. К ним были отнесены события, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д. (напр.: «дом у моря», «продвижение по службе», «приобретение недвижимости», «получение второго высшего образования», «научусь водить машину» и т.д.). Преобладание «целей S-O +» над «целями S-O –» связано с оптимистичным видением будущего с точки зрения профессиональной самореализации.
Преобладание «Целей S-O –» свидетельствует о том, что субъект усматривает в социальном окружении труднопреодолимые препятствия для удовлетворения потребностей профессиональной самореализации в будущем. Этот показатель свидетельствует об актуализации в сознании человека негативных аспектов ожидаемого будущего, связан с пессимистичным видением будущей профессиональной деятельности. Например, у обладателей I типа жизненной перспективы среди S-O – целей встречались «сокращения», «буду уставать на работе» и т.д.
«Социальные роли» – показатель временного аспекта индивидуальных представлений о возможности приобретения новых социальных и групповых идентичностей или улучшения существующих. К социальным ролям относились роли, так или иначе связанные с общением и взаимодействием с другими людьми, исключая профессиональные и индивидуальные роли, связанные с профессиональным и личностным ростом. У обладателей жизненной перспективы III и IV типов наблюдалось наибольшее количество социальных ролей (включающие семейные и групповые роли), что является косвенным свидетельством преобладания потребностей в социальной самореализации в их жизненных перспективах. Этот показатель соотносится с субъект-субъектным подходом к построению жизненной перспективы (ориентация на значимых других).
Показатель «Личностные роли», напротив, связан с целями, конечным результатом которых не является расширение круга общения или построение новых отношений и взаимодействий с людьми. К личностным ролям относились профессиональные (связанные с профессиональным ростом) и индивидуальные (связанные с личностным ростом) роли. Так, у обладателей жизненных перспектив II типа личностные роли преобладают над социальными, что является косвенным свидетельством наличия субъект-объектного подхода в построении их жизненных перспектив (ориентация на себя).
В параграфе 3.2. «Влияние социально-психологических характеристик на показатели жизненной перспективы» были выявлены наиболее влияющие на показатели жизненной перспективы социально-психологические характеристики личности (к которым были отнесены факторы коммуникативного блока и фактор G 16-PF, ценностные ориентации и уровень жизнестойкости (см. табл. 3).
Таблица 3.
Социально-психологические характеристики личности, в наибольшей степени
влияющие на показатели жизненной перспективы (уровень р-значимости<0,05)
Социально-психологические характеристики личности |
Показатели жизненной перспективы |
Жизнестойкость, Q2, -A, L |
Активность |
H, G, Универсализм, -Самостоятельность |
Эмоциональная окраска |
Жизнестойкость, E, Q2, L, G, -A, F, Достижения, -Безопасность |
Величина |
Жизнестойкость, E, L. Универсализм, Традиции |
Структура |
Жизнестойкость, -А, Q2, Самостоятельность |
Ощущаемость |
H, A, F, Универсализм |
Цели S-S + |
Жизнестойкость, G, Q2, -H, -N, Доброта |
Цели S-S – |
N, E, Q2, -A |
Цели S-O + |
-G, -A, -E, -N, -F, -Q2 |
Цели S-O – |
-Достижения, Универсализм, -Власть, Стимуляция, Доброта |
Социальные роли |
Достижения, -Универсализм, Власть, -Стимуляция, -Доброта |
Личностные роли |
В параграфе 3.3. «Обоснование правомерности выделенной типологии» посредством применения дискриминантного анализа обосновывается выделенная типология жизненных перспектив личности молодых менеджеров. Анализ независимых вкладов каждой переменной в общую дискриминацию между типами жизненных перспектив показал, что социально-психологические характеристики личности G, H, A, F, мотивационные типы ценностей «Достижения», «Универсализм» и «Самостоятельность» и уровень жизнестойкости вносят наибольший вклад в общую дискриминацию (см. табл. 4). Социально-психологические характеристики личности Q2 и N, а также тип мотивационных ценностей «Власть» также вносят вклад в общую дискриминацию между типами жизненной перспективы.
Таблица 4.
Результаты анализа независимых вкладов каждой переменной в
общую дискриминацию между типами жизненных перспектив
Итоги анализа дискриминантн. функций (Багратиони). Шаг 11, Переменных в модели: 11; Группир.: Тип (4 гр.). Лямбда Уилкса: ,19375 прибл. F (33,395)=8,9349 p<0,0000 | ||||||
N=148 |
Уилкса лямбда |
Частная лямбда |
F-искл. (3,134) |
р-уров. |
Толер. |
1-толер. (R-кв.) |
G |
0,304765 |
0,635731 |
25,59366 |
0,000000 |
0,677199 |
0,322801 |
H |
0,231590 |
0,836601 |
8,72396 |
0,000025 |
0,726516 |
0,273484 |
Жизнестойкость |
0,224122 |
0,864478 |
7,00227 |
0,000207 |
0,861974 |
0,138026 |
A |
0,207849 |
0,932159 |
3,25079 |
0,023884 |
0,912532 |
0,087468 |
Достижения |
0,217044 |
0,892669 |
5,37053 |
0,001600 |
0,363599 |
0,636401 |
Универсализм |
0,216500 |
0,894912 |
5,24511 |
0,001875 |
0,612831 |
0,387169 |
F |
0,206897 |
0,936451 |
3,03112 |
0,031629 |
0,536396 |
0,463604 |
Самостоятельность |
0,205562 |
0,942533 |
2,72338 |
0,046844 |
0,576387 |
0,423613 |
Q2 |
0,201455 |
0,961748 |
1,77655 |
0,154661 |
0,757164 |
0,242836 |
Власть |
0,200643 |
0,965638 |
1,58943 |
0,194900 |
0,505984 |
0,494016 |
N |
0,198272 |
0,977185 |
1,04287 |
0,375847 |
0,789047 |
0,210953 |
Средние значения обладателей каждого типа жизненной перспективы по социально-психологическим характеристикам, вносящим вклад в общую дискриминацию, представлены в табл. 5.
Таблица 5.
Сравнительный анализ выраженности показателей жизненной перспективы
Соц.-псих. характеристика |
Тип 1 |
Тип 2 |
Тип 3 |
Тип 4 |
A |
4,32 |
6,468085 |
6,155172 |
5,5 |
F |
5,08 |
6,829787 |
6,844828 |
5,722222 |
G |
3,72 |
4,319149 |
5,396552 |
8,277778 |
H |
5,48 |
7,446809 |
7,5 |
6,555556 |
N |
4,08 |
5,297872 |
5,362069 |
5,444444 |
Q2 |
4,88 |
3,851064 |
3,5 |
4,777778 |
Жизнестойкость |
86,2 |
89,57447 |
87,41379 |
101,8333 |
Достижения |
26,24 |
25,02128 |
20,86207 |
22,33333 |
Универсализм |
37 |
31,53191 |
37,01724 |
37,05556 |
Самостоятельность |
31,72 |
27,17021 |
29,27586 |
27,55556 |
Власть |
16,2 |
17,44681 |
13,51724 |
13,55556 |
В параграфе 3.4. «Социально-психологическая типология жизненной перспективы личности молодых менеджеров» приведено подробное описание выделенных типов жизненных перспектив личности молодых менеджеров: в п. 3.4.1. – I тип жизненной перспективы: «субъект-объектная, ориентированная на себя»; в п. 3.4.2. – II тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на себя»; в п. 3.4.3. – III тип жизненной перспективы: «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других»; в п. 3.4.4. – IV тип жизненной перспективы: «субъект-объектная, ориентированная на значимых других»
Подтвердилась гипотеза о взаимосвязи социально-психологических характеристик и показателей жизненной перспективы, что позволило перейти к более подробному анализу каждого типа жизненной перспективы, результаты которого отражены в выводах к диссертационному исследованию.
В заключении диссертации обобщаются результаты теоретического и эмпирического исследований, делаются выводы о подтверждении выдвинутых гипотез.
Выводы
1. Социально-психологический подход к жизненной перспективе позволяет рассматривать ее как сконкретизированное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что преобладание в жизненной перспективе жизненных стратегий, имеющих социальную природу, детерминировано социально-психологическими характеристиками ее обладателя.
2. В рамках реализации перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов), жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных и субъект-объектных. Т.к. выборка настоящего исследования – молодые менеджеры, опираясь на типологию Херси-Бланшара, субъект-субъектную ориентацию жизненной перспективы можно рассматривать как частный случай ориентации руководителя на отношения, а субъект-объектную – как частный случай ориентации на задачу. Анализ результатов исследования позволил эмпирически обосновать выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий как первое основание для выделения типов жизненной перспективы, а преобладание социальных (ориентация на значимых других) или личностных ролей (ориентация на себя) в жизненной перспективе – как второе.
3. Преобладание субъект-субъектных позитивно окрашенных целей в жизненной перспективе детерминировано выраженностью социально-психологических характеристик, связанных с общением и взаимодействием: подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений положительно взаимосвязаны с количеством положительно окрашенных событий, так или иначе связанных конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми. Такие качества, как социальная смелость, оптимизм, находчивость и остроумность в разговоре, а также готовность к расширению круга друзей напрямую влияют на прогнозирование активного социального взаимодействия в будущем.