Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:05, автореферат
Актуальность темы исследования. Деловое взаимодействие является основной составляющей профессиональной деятельности менеджеров, вне зависимости от направления деятельности компании на рынке (Позняков В.П, 2009). Для успешного функционирования на рабочих местах молодым менеджерам необходимо обладать не только рядом социально-психологических характеристик и профессионально значимых качеств (Обознов А.А., 1998; Maddi S., 1987 и др.), но и навыками планирования своей деятельности.
Эмпирически выявлены на основе предложенного концептуального подхода к изучению социально-психологической и индивидуально-психологической составляющих жизненной перспективы социально-психологические типы жизненных перспектив молодых менеджеров (I тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на себя»; II тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на себя»; III тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других»; IV тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на значимых других»).
Теоретическая значимость исследования.
Разработана новая научная идея о взаимосвязи социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности. Жизненная перспектива впервые рассматривается как частный случай социально-психологического пространства личности.
Предложена оригинальная научная гипотеза: жизненная перспектива личности – это образ будущего, возникающий в результате сочетания когнитивной деятельности человека и его общения с другими людьми, поэтому тип жизненной перспективы связан как с целями планируемой деятельности, так и с социально-психологическими характеристиками личности.
Понятие жизненной перспективы операционализировано посредством перевода исходного концептуального подхода к ее определению в показатели методического инструментария исследования.
Теоретически и эмпирически обоснованы критерии для выделения типов жизненных перспектив молодых менеджеров: первым является выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий, вторым – детерминированное ценностными ориентациями преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе.
На основе предложенного концептуального подхода к изучению социально-психологической и индивидуально-психологической составляющих жизненной перспективы эмпирически выявлены социально-психологические типы жизненных перспектив молодых менеджеров.
Проведенное исследование вносит вклад в дальнейшую разработку проблемы взаимосвязи социально-психологического и когнитивного в личности, расширяет представления о феномене жизненной перспективы личности и специфике социально-психологического подхода к его исследованию.
Практическая значимость исследования. Одна из функций руководителей заключается в помощи своим организациям в согласовании технологических и рыночных циклов, в управлении задачами с различными временными ограничениями, поэтому им необходимо также координировать работу сотрудников структурных подразделений с разными типами жизненных перспектив. Осведомленность руководителя о различиях в типологических характеристиках жизненных перспектив сотрудников помогает ему формировать организационные структуры, способные успешно действовать в различных временных режимах: темп жизни небольшого инновационного подразделения может существенно отличаться от принятых в родительской организации сроков реализации поставленных задач, времени протекания бизнес-процессов.
На прикладном аспекте заявленной проблематики завязано много практически значимых узлов: молодые менеджеры в рамках одного предприятия могут оказаться носителями противоречащих ценностей и целей. Воплощенные в столкновении, такие противоречия могут служить источником проблем в коммуникациях (напр.: конфликтов). Изучение содержательной стороны жизненной перспективы и также учет полученных результатов в практике управления персоналом позволит снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций на рабочих местах. Полученные в рамках исследования результаты были внедрены в практику управления персоналом и могут быть использованы в практике консультирования, подготовки и переподготовки управленческих кадров, в учебно-образовательных целях.
Положения, выносимые на защиту
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии ФГБУН «Институт психологии РАН» (2011-2012 г.), на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ (2011-2013 г.), представлены на конференциях «Психология – наука будущего» (Москва, 2009, 2011 гг.), на Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2011» (Москва, 2011 г.), на второй Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и психологические проблемы управления» (Москва, 2011 г.), X юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения (Москва, 2011 г.), на международной конференции «4th World Congress on Women's Mental Health» (Мадрид, 2011 г.), на международной конференции «20th Ramiro and Zoran Bujas’ days» (Загреб, 2011 г.), на конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2011 г.), на Международной молодежной научной конференции «Ломоносов-2012» (Москва, 2012 г.), на XI межвузовской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 2012 г.), на Международной научно-практической конференции «Экономическая психология в современном мире» (Москва, 2012 г.).
Результаты диссертационного исследования были внедрены в практику управления персоналом нескольких крупных предприятий и организаций: Высоковольтные кабельные сети – филиал ОАО «МОЭСК» (г. Москва), ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования» (г. Владимир), ОАО «Электрооборудование тракторное и автомобильное» (г. Ржев), ООО «ПОЛЕ клиника» (г. Москва).
Материалы диссертации были использованы автором в ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: при чтении курса «Управление конфликтами» в рамках программы профессиональной переподготовки «Управление проектами и развитием бизнеса», на практических консультационных семинарах по теме «Управление проектами и развитием бизнеса» («Оптимизация делового взаимодействия внутри команды проекта») в Высшей школе управления проектами, при чтении курса «Управление проектами» на факультете государственного и муниципального управления (бакалавриат, IV курс).
Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в 16 публикациях (из них 6 – в изданиях, рекомендованных ВАК, объем – 4,5 п.л.), общим объемом более 6,9 п.л.
Структура и объем диссертации. Основной текст диссертации составляет 143 страницы (с приложением 176 страницы). Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографии и приложений. Список литературы содержит 172 источника, в том числе 51 – на иностранном языке. В основном тексте диссертации приведены 22 рисунка и 16 таблиц.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненных перспектив молодых менеджеров, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, перечисляются используемые методы, формулируются гипотезы исследования, положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Глава 1. «Теоретическое исследование жизненной перспективы и ее взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности» посвящена теоретическому анализу проблемы жизненной перспективы, освещению существующих в науке подходов к ее изучению, а также описанию возможностей, которые открывает в изучении проблемы жизненной перспективы молодых менеджеров социально-психологический подход в целом, и подхода к рассмотрению жизненной перспективы как частного случая сконкретизированного социально-психологического пространства в форме жизненного сценария.
В параграфе 1.1. «Жизненная перспектива как психологический феномен» рассматриваются подходы к определению жизненной перспективы, решается задача поиска оснований для выделения операционального определения жизненной перспективы в рамках социальной психологии личности, в котором прослеживается акцент, сделанный на взаимосвязи индивидуально- и социально-психологического. Так, Т. Коттл определял жизненную перспективу как «способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий» (Cottle T.J., 1974), К.К. Платонов – как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей» (Платонов К.К., 1986). Е.И. Головаха отмечал: «жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» (Головаха Е.И., 1988).
В результате теоретического анализа научных проблем психологического времени и жизненного пути личности формулируются следующие выводы: 1) основной характеристикой жизненной перспективы как единицы психологического времени личности, можно считать ее содержание. Таким содержанием выступают цели, роли, планы, ориентации и т.д.; 2) определяющую роль по отношению к содержательному наполнению жизненной перспективы необходимо отводить социально-психологическим характеристикам – прогнозируя конкретные события, личность исходит из определенной иерархии социальных ценностей; 3) несмотря на очевидное внимание к жизненной перспективе в рамках общей психологии, исследования, рассматривающие жизненную перспективу как научную проблему социальной психологии личности, практически не представлены в науке.
В параграфе 1.2. «Научная проблема взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности» анализируются различные характеристики перспективы будущего, формируемые личностью во взаимодействии с социумом, выделяемые разными авторами как основные. В результате выявлено: традиционно жизненная перспектива (перспектива будущего) рассматривалась как когнитивное образование – роль сформированной жизненной перспективы выражается в том, что она предстает как «когнитивный» план будущей деятельности. В ходе социально-психологических исследований когнитивных процессов было обнаружено, что когнитивные образования подвержены влиянию социально-психологических характеристик (Ломов Б.Ф., 1975; Брунер Дж., 1977; Трусов В.П., 1980). Б.Ф. Ломов неоднократно указывал на взаимосвязь когнитивных и социально-психологических компонентов, определяющих характер общения и взаимодействия: «деятельность, познание и общение развиваются в неразрывном единстве» (Ломов Б.Ф., 1975). Исходя из положений Б.Ф. Ломова, целесообразным становится изучение взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности, для чего предлагается подход, основанный на перенесении на проблему содержания жизненной перспективы теоретических моделей «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов) В рамках такого подхода жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектные (S-S) и субъект-объектные (S-O). Будущие события, прогнозируемые личностью, можно группировать в зависимости от S-O или S-S характера подразумеваемых ими целей. Так, в группу целей S-S попадают события, так или иначе связанные конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми. К целям типа S-O относятся цели, связанные с профессиональным ростом, материальным успехом, здоровьем, повышением уровня образования и т.д.
Взаимосвязь жизненной перспективы и социально-психологических характеристик рассматривается также в рамках научной проблемы изучения влияния социально-психологических характеристик личности на протекание перцептивных процессов. Анализируются исследования и эксперименты, выполненные в русле когнитивных направлений. Проблема S-O и S-S подходов в рамках исследования взаимосвязи социально-психологических и когнитивных элементов личности рассматривается на примере ситуации общения менеджера и подчиненного (Шихирев П.Н., 1979). В результате теоретического анализа сформулирован вывод о том, что с целью операционализации понятия «жизненная перспектива» необходимо построение авторского концептуального подхода к ее изучению.
В параграфе 1.3. «Жизненная перспектива как частный случай социально-психологического пространства личности» жизненная перспектива рассматривается как сконкретизированное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных ее жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Обосновывается целесообразность использования типологического подхода для дифференциации типов жизненных перспектив молодых менеджеров. Первым основанием для выделения ее типов является выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий. В рамках перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы реализаций теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов) жизненная перспектива представлена двумя видами целей, которые личность ставит перед собой: S-S- и S-O. В рамках такого подхода будущие события, прогнозируемые личностью, можно группировать в зависимости от S-O или S-S характера подразумеваемых ими целей.