Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности (на примере молодых менеджеров)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 01:05, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Деловое взаимодействие является основной составляющей профессиональной деятельности менеджеров, вне зависимости от направления деятельности компании на рынке (Позняков В.П, 2009). Для успешного функционирования на рабочих местах молодым менеджерам необходимо обладать не только рядом социально-психологических характеристик и профессионально значимых качеств (Обознов А.А., 1998; Maddi S., 1987 и др.), но и навыками планирования своей деятельности.

Файлы: 1 файл

document3798.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Вторым  основанием для выделения типов  жизненной перспективы является ориентация на определенный тип ролей (личностные роли/социальные роли). Социальные роли – не раз и навсегда заданные шаблоны поведения, они оставляют некоторый «диапазон возможностей» для своих исполнителей – «стиль исполнения роли» (Андреева Г.М., 2011). Овладение репертуаром управленческих ролей – один из важнейших социально-психологических факторов профессиональной социализации управляющего (Базарова Г.Т., 2001). Т.к. выборка настоящего исследования – молодые менеджеры, опираясь на типологию Херси-Бланшара (Нersey P. & Blanchard K.H., 1974), S-S ориентацию жизненной перспективы можно рассматривать как частный случай ориентации руководителя на отношения, а S-O – как частный случай ориентации на задачу. Выраженная ориентация на отношения подразумевает, что для менеджера важен микроклимат в коллективе (малой группе), получают ли сотрудники удовольствие от порученной им работы, заинтересованы ли они в достижении стоящих перед ними целей и т.д. Выраженность ориентации руководителя на задачу отражает высокую степень структурированности задания: четкость обозначенной проблемы, указаний и сроков.

Таким образом, в третьем параграфе на концептуальном уровне выделяются два основания для типологии. Первое – S-S или S-O ориентация жизненной перспективы. Вторым основанием является детерминированное ценностными ориентациями преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе. Теоретическое основание типологии жизненной перспективы молодых менеджеров представлено в виде таблицы (см. табл. 1):

Таблица 1.

Типологии жизненной перспективы молодых менеджеров

 

S-S ориентация

S-O ориентация

Преобладание

личностных ролей

Субъект-субъектная, ориентированная на себя

Субъект-объектная, ориентированная на себя

Преобладание

социальных  ролей

Субъект-субъектная, ориентированная на значимых других

Субъект-объектная, ориентированная на значимых других


 

В главе 2 «Программа исследования взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик молодых менеджеров» операционализируются основные понятия исследования, ставятся цель и задачи эмпирического исследования, описываются характеристики респондентов, методический инструментарий и процедура исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненных перспектив молодых менеджеров.

В параграфе 2.1. «Программа эмпирического исследования: цель, задачи, методический инструментарий и процедура исследования» формулируются цель исследования, методические и эмпирические задачи, операционализируется основное понятие исследования, приводятся эмпирические и статистические методы исследования.

Описывается процедура исследования, состоящая из четырех этапов:

    • Первый этап: подбор методического инструментария для исследования социально-психологических характеристик и жизненной перспективы; авторская модификация методик для исследования социально-психологического содержания жизненной перспективы.
    • Второй этап: планирование программы исследования и проведение пилотажного исследования.
    • Третий этап: сбор данных по отобранным методам; статистическая обработка первичных результатов исследования.
    • Четвертый этап: анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования, формулирование выводов.

В параграфе 2.2. «Характеристика молодых менеджеров как выборки исследования» приводится описание испытуемых. Молодые менеджеры как социальная группа наиболее удачно подходят в качестве объекта настоящего исследования, они обучены сетевому планированию, а следовательно, могут перейти на уровень рационального планирования своей деятельности в целом (Лебедев А.Н., 1987). В настоящем исследовании к менеджерам были отнесены: работники дирекций по экономике и финансам, дирекций по управлению персоналом, дирекций по производству, коммерческих дирекций и служб главного инженера исследуемых предприятий.

В параграфе 2.3. «Обоснование методов исследования» с целью операционализации понятия «жизненная перспектива» был осуществлен перевод исходного концептуального подхода к ее определению в показатели методического инструментария исследования. В рамках исследования используется следующее определение социально-психологического понятия «жизненная перспектива»: «жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» (Головаха Е.И., 1988). Согласованная непротиворечивая система ценностных ориентаций является важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем, а также лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов» (Головаха Е.И., 1988). Социально-психологический компонент жизненной перспективы рассматривается с точки зрения вида целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных (S-S) и субъект-объектных (S-O).

С целью операционализации  понятия «жизненная перспектива» и  решения эмпирических задач исследования был подобран комплект методов:

1 – 16-факторный личностный опросник (16-PF, Р. Кеттелл).

Вслед за А.А. Рукавишниковым, М.В. Соколовой и Д.Я. Райгородским, к социально-психологическим характеристикам  личности отнесены следующие факторы: А, Н, F, E, Q2, N, L. Также к социально-психологическим характеристикам был отнесен фактор G, связанный как с интересом к общественным стандартам, так и с приложением усилий для выполнения общественных норм и требований Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Таким образом, были выявлены социально обусловленные характеристики личности молодых менеджеров. Предпочтение было отдано именно 16-PF по причине относительной независимости 16 факторов.

2 – Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (в модификации В.Н. Карандашева) применялась для изучения ценностных ориентаций молодых менеджеров, выступающих в качестве социально-психологического содержательного наполнения их жизненной перспективы.

3 – Семантический дифференциал времени (Л.И. Вассерман) использовался для изучения когнитивных компонентов жизненной перспективы молодых менеджеров.

4 – Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев) применялся для изучения взаимосвязи типов жизненных перспектив молодых менеджеров с уровнем жизнестойкости их обладателей, выступающим как мера способности личности выдерживать социальный стресс.

На основе анализа методического инструментария, направленного на содержательное изучение временной перспективы, предложены авторские модификации методов изучения жизненной перспективы личности.

5 – Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я в будущем?» («Кто я?» М. Кун и Т. Макпартленд в авторской модификации). В рамках исследования метод «Кто я?» был модифицирован с целью изучения временного аспекта индивидуальных представлений о возможности приобретения новых социальных и групповых идентичностей или улучшения существующих. Наибольший интерес вызывали особенности антиципации молодыми менеджерами своих будущих ролей, которые были сгруппированы в 2 категории: социальные роли (включающие семейные и групповые роли) и личностные (профессиональные и индивидуальные) роли.

6 – Модификация проективной методики «Психологическая автобиография» (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова). Изначально, метод «психологической автобиографии» основан на предположении о том, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998, С. 177). При помощи данного метода картина будущего жизненного пути молодых менеджеров была содержательно рассмотрена в соответствии с авторским концептуальным подходом к проблеме жизненной перспективы: события, указываемые респондентами, группировались в зависимости от S-O или S-S характера подразумеваемых ими целей и эмоционального отношения к ним (от +5 до –5).

В главе 3. «Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности» представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненных перспектив молодых менеджеров.

В параграфе 3.1. «Типы жизненной перспективы; описание типообразующих характеристик жизненной перспективы» выделяются типы жизненной перспективы. Массив данных, полученных при применении к выборкам испытуемых Семантического дифференциала времени (Будущее), проективной методики «психологическая автобиография» Л.Ф. Бурлачука, Е.Ю. Коржовой в авторской модификации и рефлексивного теста-самоотчета «Кто я в будущем? («Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда) в авторской модификации, был подвергнут кластерному анализу с целью выявления групп испытуемых со статистически значимо схожими результатами. Необходимость применения кластерного анализа, как метода статистической обработки, продиктована его потенциалом к выявлению групп испытуемых со статистически значимо схожими результатами.

На рис. 1 приведены типы жизненных перспектив молодых менеджеров, выделенные при помощи кластерного анализа K-means по критерию значимости различных показателей жизненной перспективы (см. рис. 1.)

 

 


 

Рис. 1. Типология жизненных перспектив молодых менеджеров

 

Дисперсионный анализ показал  высокую значимость всех переменных как типообразующих характеристик, наименьший вклад вносит переменная «Эмоциональная Окраска». Обладателей I типа жизненной перспективы выявлено 25 человек, обладателей II типа – 47 человек, обладателей III типа – 58 человек и обладателей IV типа – 18 человек. Средние значение обладателей каждого типа жизненной перспективы по каждому ее показателю представлены в табл. 2.

Это позволило перейти  к описанию жизненных перспектив через их типообразующие показатели: когнитивные характеристики (Активность, Эмоциональная окраска, Величина, Структура, Ощущаемость) и социально-психологическое содержание (Цели S-S+, Цели S-S –, Цели S-O +, Цели S-O –, Социальные роли, Личностные роли).

Таблица 2.

Сравнительный анализ выраженности показателей жизненной перспективы

Показатель

Тип I

Тип II

Тип III

Тип IV

Когнитивные хар.

Активность

4,04000

4,44681

1,68965

10,55556

Эмоциональная окраска

8,76000

11,08511

11,44828

12,61111

Величина

2,56000

4,55319

1,22414

11,05556

Структура

1,96000

3,36170

1,31035

8,88889

Ощущаемость

6,40000

3,65957

4,31034

10,88889

Соц.-псих. содержание

Цели S-S +

34,47619

50,89412

50,77655

45,99747

Цели S-S –

0,00000

0,00000

0,19157

14,37430

Цели S-O +

26,60317

33,60435

31,38342

37,15909

Цели S-O –

38,92064

15,50152

17,64847

2,46914

Социальные  роли

54,51587

46,47501

63,08945

58,58466

Личностные  роли

45,48413

53,52499

36,91055

41,41534


 

Когнитивные характеристики жизненной перспективы. «Активность будущего времени» – фактор, свидетельствующий о степени энергетической наполненности будущего времени, ярких представлений и эмоционального напряжения, связанных с переживанием будущего. Обладатели IV типа жизненной перспективы постоянно ощущают нехватку времени для реализации всех намеченных целей, в то время как для обладателей жизненной перспективы III типа характерна недостаточность тонуса, недостаток сил и энергии. Обладатели I и II типа жизненной перспективы также, как и обладатели IV типа, прогнозируют множество целей, однако, в отличии от последних, не испытывают психического напряжения, связанного с высоким темпом протекания мыслительных процессов.

«Эмоциональная окраска будущего времени» – фактор, отражающий преимущественно аффективные характеристики будущего психологического времени. Для обладателей II, III и IV типов жизненных перспектив характерно преобладание в структуре переживаний положительных эмоций и чувств – удовольствия, радости, воодушевления и т.д. В то же время это может свидетельствовать о некоторой нереалистичности их представлений о будущем. Обладатели I типа жизненной перспективы склонны к более мрачному видению будущего, склонны к большей неудовлетворенности, как наличной ситуацией, так и возможным будущим.

«Величина будущего времени» – фактор, отражающий степень смысловой наполненности будущего. Обладатели IV, II и, в меньшей степени, обладатели I и III типов жизненной перспективы склонны воспринимать будущее в отсутствии факторов, способных блокировать или фрустрировать удовлетворение их актуальных потребностей (характерна «широкая» жизненная перспектива). Однако, ощущение внутренней свободы не свойственно обладателям I и III типов жизненной перспективы, более склонным к потере смысловой наполненности и личностной значимости ожидаемых в будущем событий (характерно «сужение» жизненной перспективы).

«Структура будущего времени» – фактор, свидетельствующий о степени ясности и упорядоченности представлений субъекта о будущем. У обладателей IV и II типа жизненной перспективы преобладает ощущение прогнозируемости, структурированности и подконтрольности событий, что, в свою очередь, определяет восприятие ими событий будущего, как логически стройных, понятных и взаимосвязанных. Обладателям же III и I типа жизненной перспективы более характерно отсутствие четких представлений о будущем, о закономерности ожидаемых событий. Будущее воспринимается ими как несколько противоречивое, что обуславливает вероятность интрапсихических конфликтов, чувство смятения и трудности в объяснении мотивов выбора тех или иных целей.

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности (на примере молодых менеджеров)