Возраст психического развития как условие ответственности, его критерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

«Вина - это предусмотренное уголовным законом психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершённому деянию. Психологическое содержание вины занимает центральное место среди категорий, ее характеризующих... оно обусловлено совокупностью сознания и воли, их соотношением». Данная цитата, утверждает примат субъективного фактора в концепции вины, для того, чтобы подчеркнуть: несменяемость перестала исчерпывать юридические представления о роли психического фактора в существовании деликта. Мы вступили в новую область правового пространства, где незамысловатые установки вроде «больного нужно сначала вылечить, а лишь потом наказывать», которые буквально до последнего времени можно было встретить на страницах юридической литературы, звучат откровенным анахронизмом. В настоящем определении интересна не столько его теоретическая точность, сколько содержание понятия, которое наилучшим образом соответствует тематике работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Возраст психического развития как условие ответственности
(основание для признания невиновным), его критерии……..............................4
2. Варианты задержки психического развития………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психиатрии.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Психический инфантилизм. Термин «психический инфантилизм» употребляется очень широко, по сути, как литературное понятие для обозначения любой незрелости: человека, суждения, поколения в целом. Однако он имеет и вполне определенное научное значение. Им обозначается своеобразный склад характера с присущими для него уязвимостью по отношению к внешним обстоятельствам из-за наивного эгоцентризма, повышенной впечатлительностью, склонностью подменять воображением поиск выхода из создавшейся ситуации, недостаточной разумностью решений при сохранении общей сообразительности.

     Требования  порядка, основанные на доверии к  внутренней организации личности, воспринимаются отстающими в развитии подростками как трудные и утомительные. Необходимость исходить из внутреннего целеполагания раздражает и заставляет искать среду с эмоциональным (аффилиативным), а не рациональным способом сосуществования.

     В период идентификации себя с определенной социальной ролью такие подростки нуждаются в конкретном покровительстве. Игнорирование их психологических трудностей, легкомысленная уверенность в достаточной эффективности только массовых форм воспитания вызывают у них внутренний кризис и стремление уйти в своеобразную социально-психологическую нишу. Ею могут быть семья, где они делают близких людей заложниками своих неудач, превращаясь в домашних тиранов; корпорация отщепенцев, придерживающихся своеобразной субкультуры, или одиночество, окрашенное игрой воображения.

     Отсутствие  самостоятельности побуждений и  недостаточное развитие навыков общения нередко маскируются повышенной жизненной активностью, демонстративным желанием «действовать по своей воле», непослушанием и стремлением перенимать манеры старших подростков. Но в организованной среде сразу становятся заметны недостаточность понятийного правосознания подростка, конкретность подчинения, недифференцированное представление о своей социальной роли и стремление вернуться к примитивным формам межличностной организации отношений.

     Семейно-педагогическая запущенность. На фоне многочисленных обстоятельств, которые при плохом воспитании могут ограничить, затормозить или направить в неверное русло формирование личности, к концу XX века стало вырисовываться обобщающее понятие «психическая средовая адаптация». Представление о личности как «душевной целостности, способной к сопротивлению и наделенной силой... успешно приспосабливаться к общезначимому при величайшей свободе выбора» утвердило новые ориентиры психической зрелости, связав последнюю с такими категориями, как «Я-образ» и «Я-концепция».

     Адекватность  и неадекватность воспитания стали  определяться в зависимости от того, в какой мере они вынуждали  ребенка затрачивать силы, отпущенные природой на строительство личности, для защиты своего Я с помощью неконструктивных психологических реакций.

     Когда воспитатель не замечает или игнорирует проблемы адаптации, испытываемые ребенком, и обрушивает на него стандартные требования автоматизированных педагогических подходов, у того появляется внутреннее напряжение, понуждающее обезопасить своё Я от непосильной душевной перегрузки. Делает ребенок это единственным доступным ему способом – девальвацией недосягаемых ценностей и уходом в мир реальной или воображаемой субкультуры, что при современной цивилизации весьма нетрудно.

     Отринув ценности социальной сферы, в которой ребенок терпит поражение, его личность теряет импульс развития по данному пути и начинает неизбежно отставать в приобретении жизненного опыта. 
 
 
 

     Заключение.

     Уголовная ответственность несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, по своему содержанию представляет сложную юридическую категорию. Появление в законодательстве ч. 3 ст. 20 УК РФ обусловлено социальными причинами, поскольку количество несовершеннолетних с задержками в психическом развитии постоянно возрастает. Применение этой нормы базируется не только на положениях материального права, но и на данных ряда поведенческих наук: общей и возрастной психологии, педагогики и судебной психиатрии.

     В теории уголовного права юридическая  природа ч. 3 ст. 20 УК РФ определяется неоднозначно. Причём преобладает убеждение, что это так называемая возрастная невменяемость, либо, наоборот, её противоположность – возрастная вменяемость. Подобное положение приводит к смешению правовой природы ч. 3 ст. 20 и ст.ст. 21 и 22 (ограниченная вменяемость) УК РФ. Данные разногласия косвенно влияют и на судебно-следственную практику, поскольку нередко отражаются в многочисленных комментариях к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам РФ.

     Можно без малейшего преувеличения сказать, что оценка психического здоровья несовершеннолетнего в совокупности с проблемами становления личности - самая сложная из сфер, где суд сотрудничает с представителями естественных наук о человеке. 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

  1. Правовая  психопатология: Учебное пособие. –  Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:Медицина, 1983.
  3. Судебная психиатрия: Учебное пособие для студентов вузов, Э.Б.Царгясова, З.О. Георгадзе. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
  5. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. (под ред. доктора юридических наук, профессора В.П. Ревина) - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. 
  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - 9-е изд., перераб. и доп. – «Издательство Юрайт», 2010 г.
  7. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. «Волтерс Клувер», 2005 г.
  8. Владимирова В.В. Компенсация морального вреда - мера реабилитации потерпевшего в Российском уголовном процессе.  «Волтерс Клувер», 2007 г.
  9. Есаков Г.А. Судебная практика по уголовным делам. М. «Юристъ».  2005.

Информация о работе Возраст психического развития как условие ответственности, его критерии