Фактор привлекательности - обеспечивает
реализацию схемы, связанной с
восприятием партнера по общению
как привлекательного внешне, при
этом ошибка состоит в том,
что внешне привлекательного
человека люди также склонны
переоценивать по другим важным
для них социально-психологическим
параметрам. Существует так называемый
стереотип привлекательности: что
красиво - то хорошо. Дети усваивают
этот стереотип очень рано. Золушка
и Белоснежка красивые - и хорошие.
Сводные сестры и колдунья безобразные
- и плохие.
Фактор отношения к наблюдателю
- регулирует включение схемы
восприятия партнера, в основе
которой лежит характер отношения
к наблюдателю. Ошибка восприятия
в этом случае состоит в
том, что людей, которые хорошо
к нам относятся или разделяют
какие-то важные для нас идеи,
мы склонны позитивно оценивать
и по другим показателям.
Весь
смысл взаимодействия субъекта
и объекта межличностного восприятия
состоит в том, что воспринимающий
строит систему выводов и заключений
относительно воспринимаемого на
основе своеобразного “прочтения”
его внешних данных. “Качество”
такого прочтения обусловлено
как способностями читающего,
так и ясностью текста. Именно
поэтому для результата межличностного
восприятия значимыми являются
характеристики и субъекта, и
объекта. Однако если продолжать линию
предложенных образов, то можно предположить,
что качество чтения обусловлено и таким
важным фактором, как условия, в которых
осуществляется процесс, в частности освещённость
текста, наличие или отсутствие помех
при чтении и т. д. Переводя понятие “условия
чтения” на язык экспериментальных исследований
межличностного восприятия, необходимо
включить в анализ и такой компонент, как
ситуация межличностного восприятия.
Психологическая характеристика “взаимодействия”
субъекта и объекта межличностного восприятия
заключается в построении образа другого
человека. При этом возникают два вопроса:
каким способом формируется этот образ
и каков этот образ, т. е. каково представление
субъекта об объекте. Именно для ответа
на эти вопросы необходимо включение в
исследование межличностного восприятия
описания не только субъекта и объекта,
но и всего процесса.
Проблема получила развитие в
трудах крупного отечественного
психолога А.А. Бодалева. Им было
показано, что первое впечатление в основном
состоит из пяти компонентов, представленных
последовательно (на что в первую очередь
люди обращают внимание и что сильно влияет
на первое впечатление):
- характеристика внешнего
облика человека;
- оформление внешности,
в том числе стиль одежды, прическа;
- экспрессия, переживаемые
или транслируемые эмоциональные
состояния;
- выполняемые действия (поведение);
- предлагаемые качества
личности, угадываемые на основе
интегрирования этой информации
и прошлого опыта.
В
зарубежных исследованиях были
получены сходные результаты, правда,
имеющие некоторое отличие:
- наружность и одежда;
- осанка;
- поведение;
- особенности общения;
- предполагаемые качества
личности, выявленные на этой
основе.
Практически
те же самые показатели, за
исключением общения. Однако в
трудах А.А. Бодалева отмечалось,
что общение включено в структуру эмоционального
реагирования и поведения (ведь речь идет
не о глухонемых), поэтому оно органично
связано с ними и его можно не выделять
как самостоятельное звено. Такая точка
зрения имеет право на существование.
Мы считаем, что общение надо рассматривать
в плане контактного поведения, т.е. установления
контактов, весьма характерных для новых
знакомств, когда и формируется первое
впечатление. Кроме того, в общении и контактном
поведении люди нередко играют разнообразные
социальные роли, что также очень важно
для познания человека человеком. Между
отмеченными компонентами, как отмечалось,
существуют разнообразные связи, прямые
и обратные, которые динамически изменяют
процесс восприятия, постоянно внося в
него коррективы.
Если
сказать проще, люди в первую
очередь склонны обращать внимание
на первое впечатление, на основании
которого и происходит угадывание
качеств личности и прогнозирование
поведения. Этот процесс носит
итерационный характер: мы постоянно
как бы корригируем образ, обращаясь
то к особенностям оформления внешности,
то к эмоциям, то к общению.
Отмеченная структура
первого впечатления носит общий
характер, однако ее архитектоника
зависит от влияния ряда важных
условий.
2.2. Эффекты межличностного
восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая
друг друга, не ограничиваются
получением сведений путем наблюдения.
Они стремятся к выяснению
причин поведения партнеров по
общению и выяснению их личностных
качеств. Но так как информация
о человеке, полученная в результате
наблюдения, чаще всего недостаточна
для надежных выводов, наблюдатель
начинает приписывать вероятностные
причины поведения и характерологические
черты личности партнера по
общению. Эта причинная интерпретация
поведения наблюдаемого индивида
может существенно влиять и
на самого наблюдателя. Понятие
было сформировано в западной
социальной психологии и наиболее
общее своё представление получило
в теории атрибуции, разработанной
Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи
каузальной атрибуции пытались выяснить
механизмы, факторы с помощью которых
«рядовой человек», «человек с улицы»
объясняет для себя причинно-следственные
связи тех событий, которые он воспринимает,
в том числе и своё собственное поведение.
Мера и степень атрибуции зависят
от двух показателей:
1.соответствие поступка
ролевым ожиданиям — чем он
больше соответствие, тем меньше
дефицит информации, следовательно,
степень приписывания будет меньше;
2.соответствие действия
культурным нормам.
Эффект
ореола (галоэффект) — это формирование
оценочного впечатления о человеке в условиях
дефицита времени на восприятие его поступков
и личностных качеств. Эффект ореола проявляется
либо в форме позитивной оценочной пристрастности
(положительный ореол), либо в негативной
оценочной пристрастности (отрицательный
ореол). Так, если первое впечатление о
человеке в целом благополучное, то в дальнейшем
все его поведение, черты и поступки начинают
переоцениваться в положительную сторону.
В них выделяются и преувеличиваются в
основном лишь положительные моменты,
а отрицательные недооцениваются или
не замечаются. Если же общее первое впечатление
о человеке в силу сложившихся обстоятельств
оказалось отрицательным, то даже положительные
его качества и поступки в последующем
или не замечаются вовсе, или недооцениваются
на фоне гипертрофированного внимания
к недостаткам.
Эффекты новизны и первичности.
С эффектом ореола тесно связаны
эффекты новизны и первичности.
Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются
через значимость определенного порядка
предъявления информации о человеке для
составления представления о нем. Эффект
новизны возникает тогда, когда по отношению
к знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т. е. более новая
информация о нем. Эффект первичности
же возникает, когда по отношению к незнакомому
человеку более значимой оказывается
первая информация. Все описанные выше
эффекты можно рассматривать как частные
случаи или варианты проявления особого
процесса, сопровождающего восприятие
человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация — это восприятие и оценка
социальных объектов на основе определенных
представлений (стереотипов). Стереотипизация
проявляется в приписывании сходных характеристик
всем членам какой-либо социальной группы
без достаточного осознания возможных
различий между ними. Стереотип — это
упрощенное, зачастую искаженное, характерное
для сферы обыденного сознания представление
о какой-либо социальной группе или отдельном
человеке, принадлежащем к той или иной
социальной общности. Стереотип возникает
на основе ограниченного прошлого опыта
в результате стремления строить выводы
на базе недостаточной информации. Чаще
всего стереотипы возникают относительно
групповой принадлежности человека. Стереотипизация
является одной из важнейших характеристик
межгруппового и межличностного восприятия
и сопровождается проявлениями социальных
установок, эффектов ореола, первичности
и новизны.
В
межличностной перцепции стереотипизация
выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных
негативных установок по отношению
к другим группам.
Особенное распространение получили
так называемые этнические стереотипы,
когда на основе ограниченной
информации об отдельных представителях
тех или иных этнических групп
строятся предвзятые выводы относительно
всей группы. Стереотипизация в процессе
познания людьми друг друга может привести
к двум различным следствиям. С одной стороны,
к определенному упрощению процесса познания
другого человека, и тогда это упрощение
ведет к замене образа человека штампом,
например «все бухгалтеры — педанты»,
«все учителя — назидатели». С другой
стороны, это ведет к предубеждениям, если
суждение о социальном объекте строится
на основе прошлого ограниченного опыта,
который чаще всего может оказаться негативным.
Аттракция. При восприятии людьми
друг друга формируются определенные
отношения с включением эмоциональных
регуляторов — от неприятия
того или иного человека до
симпатии, дружбы, любви. Социальная
аттракция — это особый вид
социальной установки на другого
человека, в котором преобладают
положительные эмоциональные компоненты.
Выделяют три основных уровня
аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Аттракция проявляется в эмоциональной
привлекательности, влечении одного
человека к другому. Взаимопонимание
партнеров по общению предполагает
знание каждым из них психологии
другого человека: его ценностных
ориентаций, мотивов и целей деятельности,
уровня притязаний и установок,
черт характера и т. п. Люди
обладают различной степенью
способности к общению, к развитию
межличностной чувствительности. Эти
способности могут быть развиты
и совершенствоваться в процессе
проведения социально-психологических
тренингов по межличностной чувствительности.
2.3. Эффект обратной связи
Если подойти к восприятию
человека человеком в аспекте
динамики, а не как к одноактному
процессу, то важным звеном всей
этой системы оказывается механизм
так называемой обратной связи.
Обратной связью выступает всякая
информация, прямая или косвенная,
отсроченная или немедленная,
которую человек получает от
реципиента (или реципиентов), своего
поведения, своего облика, сведений
о самом себе. В этом случае
воспринимающий выступает как
коммуникатор обратной связи,
а воспринимаемый — как ее
реципиент.
Формы,
принимаемые обратной связью
в процессе восприятия человека
человеком, также весьма различны.
Она может быть вербальной и невербальной,
т. е. выражаться в слове или жесте, взгляде,
мимическом движении; оценочной (например:
«двойка» - за невыученный урок, характеристики—«хороший»,
«плохой» и др.) и не содержащей оценки:
исходящей от конкретного источника (например:
«Я считаю, что ты...») или не определяющей
источника («По мнению некоторых….»); общей
или специфический применительно к поведению
человека (например: «Ну и глупец же ты!»—
как вывод из поведения вообще; «Ты слишком
чавкаешь за едой» - относится к конкретному
поведению); эмоционально окрашенной (например:
«Отстань от меня!») и не несущей эмоциональной
окраски со стороны коммуникатора (например,
надпись на заявлении: «В просьбе отказать»)
и т. д.
Известно,
что обратная связь является
важнейшим механизмом всякого
бучения. Получаемые посредством
неё сведения позволяют, в частности,
производить коррекцию, когда
это оказывается необходимым
в процессе обучения. Функция
коррекции, выполняемая обратной
связью, весьма существенна и
в контексте восприятия человека
человеком. Однако здесь данные
обратной связи используются
в более широком спектре назначений.
Это можно видеть на примере
развития адекватного представления
человека о самом себе. Известно,
что «познание себя осуществляется
не прямо, а опосредствованно,
через отношение к данному
индивиду отдельных членов группы,
к которой он принадлежит, или
через генерализованное отношение
всей группы».
Следовательно, восприятие видения
себя другими, отношения к себе
других— необходимая компонента формирования
и развития образа себя. Обратная связь
выступает важнейшей образующей процесса
обретения человеком собственного «я».
В свою очередь самооценка как одна из
форм кристаллизации самовосприятия,
как установлено, влияет на восприятие
другого человека. Таким образом, обратная
связь оказывается важным звеном диалектически
единого процесса познания себя и других
людей.
Реализация обратной
связи в ситуациях восприятия
человека человеком связана с
решением, прежде всего, следующих
проблем. Во-первых, предполагается,
что человеку поступают от
партнера по общению сведения
о том, как партнер представляет
его себе, а во-вторых, предполагается,
что человек воспринимает эту
информацию, Опыт показывает, что
повседневное общение часто протекает
таким образом, что передача
и получение возвращенной информации
в процессе межличностного восприятия
сталкивается с целым рядом
трудностей. Эти трудности, делающие
обратную связь неэффективной,
могут приводить к сбоям в
достижении взаимопонимания, и,
следовательно, общение становится
поверхностным, неудовлетворяющим,
а порой и фрустрирующим его участников.