Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения. Особое значение в отечественной психологии придавалось проблеме активности личности и ее становлению. Личность формируется с детства. Сейчас разработана новая базисная программа, обеспечивающая полноценное разностороннее развитие ребенка.

Файлы: 1 файл

Влияние социальных факторов на становление личности ребенка.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в  которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни  ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

-- Ты участвовал в соревновании  и занял первое место, а твой  друг был почти последним. Он  очень расстроился, помоги ему  успокоиться.

-- Мама принесла 3 апельсина, тебе  и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

-- Ребята из твоей группы в  д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли  в игру. Что будешь делать, если  дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку  освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Жмурки"

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она  поможет Вашему ребенку почувствовать  себя в роли лидера, что может, в  случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими  детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы  ребенок успешно справлялся с  заданиями и учился достойно проигрывать.

 

Заключение

Игра - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Она выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Ведущие педагоги всего мира уделяли  огромное внимание ей. Многообразна литература о роли игры в развитии личности ребенка. Отечественная педагогика внесла свой вклад в теорию и практику игровой деятельности.

Проблемами игровой деятельности занимались:К.Д. Ушинский, П.П. Блонский Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Эльконин Д.Б.

В современных условиях различные  аспекты проблемы исследуются .- С.П. Щедровицким, А.А. Вербицким и др.

К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что сегодня происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется педагогами. Происходит выхолащивание игры из жизни детского коллектива. Компьютеризация и телевидение заменили живое общение в игре взрослого и ребенка. Принцип игры применяется все реже. У детей возникает стихийный интерес к игре, выражающийся часто в том, что дети играют в плохие, иногда - в жестокие игры.

Детские психиатры, сталкиваясь с  нарушениями здоровья ребенка, особенно с отклонениями в психике, иногда ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Появилось даже выражение — «игровая дистрофия детей». Последствия этого иногда необратимы. Неслучайно появилась отрасль медицины и психологии — игротерапия.

Дошкольный возраст – оптимальный  период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе, в более зрелом возрасте.

Проведенные психологами исследования свидетельствуют о том, что отношения  дошкольников к игре существенно  изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «идиго» - образом идельного взрослого или примером правильного поведения А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает ребенка из полевого в волевое. Нужно отметить, что игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другим – от старших к младшим. В настоящее эта связь прервана (разновозрастные детские сообществ, в семье, во дворе, в квартире – исключение) Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. А вместе с ним и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка.

Дети игнорируют роли «профессиональные» и социальные, и игра перестает быть способом освоения социальных отношений. О всей вероятности, это связанно с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают, профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимстованные из телевизионных фильмов, говорит о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да и содержание игр отображает деятельность людей. Однако сюжеты  оторванны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не то, что оечетсвенная психологическая концепция детской игры. Изучив эти проблемы, мы проведя наблюдения за игрово деятельностью детей, пришли к выводам, почему это происходит? Дети не знают праил игры. Сюжеты однообразны. Взрослые не уделяют этому должного внимания. Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства дете не развито вооброжение, они творчески безинициатины, не умеют самостоятельно мыслить.

Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном  развитии детей Ведь общение происходит в основном в совместной игре, именно совместная игра «ее правила, сюжет, распределение ролей» - гланое содержание общения. Играя, выполняя различные игровые роли. Дети учаться видеть события с разных позиций. Учитивыя воздействия и интересы других соблюдать нормы и правила. В противном случае не будеи ни содержательного общества ни совмстно деятельности

Детсво – это не только самое  счастливое и беззаботная пора человека, это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить зрослому человеку. Потребность чувствоать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть не походим на других, обнаружиается самостоятльность поведения делать все по-соему и быть значимым для других людей.

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимание  его первого этапа  становлении  личности требует пересмотра задач  педагогической работы с детьми, влияние  воспитателя на формирование линости  ребенка огромное т.к. именно он находится  рядом с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста. Оспитатель  общении с детьми должен занимать пощицию равного партнера. В условиях сотрутничества «не рядом не на, а вместе» Важным является также влияние семьи, существующие внутрисемейные детсадовские отношения. Изучив проблемы отстранения детей от игроой деятельности, для того, чтобы повысить привлекательность игры, мы разработали следующие рекоменации:

Родителям: Проводить с ребенком как можно больше времени (чтение худ литературы, беседы о соей профессии, о профессиях других людей)

Привлекать детей к совместно  трудовой деятельности.

Создавать условия для самостоятельной  игровой деятельности

Не критиковать, принимать и  понимать игровое поведение ребенка.

Принимать участие в игре

Воспитателям: поощрять стремление разернуть самостоятельную игру, подобрать партнера, материал для игры

Обучить детей правилам игры

Пополнять знания об окружающем (для  развертывания сюжета)

Бережно относиться к игровым замыслам, созданным в процессе игры посторонным.

Указыать коственное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя самим решать возникшие проблемы

После игры обсуждать справедливость принятых решений и споров

Способстовать созданию и сохранению устойчвых игровых колективов

Принимать участие в игре.

Выполняя перечисленные выше рекомендации родители воспитателя переносят социальные факторы, в игровую деятельность оказывая тем самым влияние на становление и развитие личностиребенка.

В ходе проведенного психологического исследования мы выяснили следующие  факторы:

1. Тест «Несуществующее животное»  позволил выявить достаточно высокий уроень творческих способностей, богатое воображение, адекватную самооценку, стремление подчеркнуть сове «Я» в окружающем.

2. Проведенное тестирование на  определение уровня самооценки позволило сделать вывод, что у детей в основном преобладает средняя самооценка (адекватная) В связи с этим были разработанны рекомендации и игры, для родителей и воспитателей по повышению самооценки ребенка.

3. Социометрическое исследование позволило выявить внутри-личностные проблемы детсво

Чтобы повысить статус ребенка в  группе, была предложена воспитателям компенсационная работа с этими  детьми

- игры и игровые управжнения

- способстовать созанию и сохранению  устойчивых игровых коллективов

- принимать частие в игре

Выполее перечисленные выше рекомендации родители и воспитатели переносят  социальные факторы (общение, работу, нормы  поедения, станолени и развитие личности ребенка)

Для этого необходимо созавать условия, способствующие развитию личности. Для  повышения самооценки необходимо проводить специальные игры и упражнения.

В своей работе мы раскрыли психологическую структуру игры, показали развитие личности в процессе игровой деятельност, как происходит ее становление на разных возрастных этапах

Проведенное нами психологическое исследование позволило наметить общую тенденцию влияния социальных факторо на становление личности ребенка, выработали стратегию воспитания дошкольнико, которая заключается в том, что только совместная работа воспитателя и родителя поможет правильно воспитать торческую личность, неотделимую от ответсвенности, безопасности и свободы поведени, которая будет стремиться к личностному росту. Современная жизнь разнообразна, люди в разных «кругах», где действуют специальные «правила» личность должна быть способной к постоянной социалным перевоплощениям, играть множесто ролей, чтобы сохранить соответсвие ситуации и тем нормативным требованиям,  которые предьявляются к человеку, как учаснику социального мира

Большое влияние на развитие личности ребенка играет окружающаяя среда, для дошкольника- это предметная среда. Она должна отвечать обогащенности, наукоемкости, и содержать природые и социально-культурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка. Развивающая предметная среда детсва – это система условий, обеспечивающая все полноту развития десткой деятельности и его личности, она должна представлять ребенку условия для творческого духовного развития, в дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выхоит за пределы своего семейного мира и устанавливают отношения с миров взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной, но и в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношени. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом и на над, а вместе».

Его цель -  содействовать становлению  ребенка, как личности, это предполагает решение следющих задач:развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирования начала становления личности.

Воспитыающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков, личности развития детей, исходя из задач максимально развернуть возможности их роста.

Исключительное значение педагогическом процессе придается игре, позволющей проявить собственную активность наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть не похожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по своему и быть щначимым для других людей

Выводы по игре

  • Воспитательное и развивающее значение игр огромно. Они служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствует усвоению социальных норм и правил, является основой самодеятельных игр, в которых ети могут творчески использовать полученные знания, в игре, как и во всех других видах детской деятельности, в общении со взрослыми и детьми формируется личность ребенка, которая имеет ряд ведущих базисных характеристик, их становления является главной целью организуемого программой воспитателного процесса.
  • Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
    • Развивается мотивационно-потребностная сфера6 возникает иерархия мотивов, где специальные мотивы приобретаю более важное значение для ребенка, чем личное
    • Преодолеваются познавательные, эмоциональный эгоцентризм. Ребенку необходимо согласовать свои ействия с действиями другого, это помогает ориентироваться во взаимоотноешениях между людми, способствует развитию самооценки.
    • Развивается призвольность поведения, умственные действия, способсности и творчество ребенка

 

Список используемой литературы

 

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998. – С. 342.
  2. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М., 1986. – С. 421
  3. Анциферова Л.И., Ярошевский М. Развитие и современное состояние зарубежной психологии — М.: Посвящение, 1974. - С. 271с.
  4. Асеев В. С. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Просвещение, 1976. - С. 155с.
  5. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. – С. 352
  6. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981. – С. 752
  7. Бодалев А.А. Психология о личности, - М.: Просвещение, 1988. - С. 684
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М, Просвещение, 1968.- С. 179
  9. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999. – С. 521
  10. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.:Академия, 1988. - С. 453 с.
  11. Выготский Л.С., Лекции по психологии. – С. Пб, 1997. – С. 241
  12. Дубровина И.В., Психология. – М., 1999. – С. 457
  13. Дьяченко О.М.: Лавреньева Т.В. Психическое развитие, 1984. - С. 279
  14. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: 1995. – С. 452
  15. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: 1978. – С. 572
  16. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964. – С.672
  17. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989. – С.457
  18. Карпова С.Н. Лысюк Л..- С. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М.: Просвещение, 1986. - С. 118
  19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. – С. 153
  20. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – С. 564
  21. Котырло В.К. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1981. - С. 165
  22. Крутецкий В.А., Психология. – М., 1986. – С. 649
  23. Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним.:- М.:Харвеет, 1999. - С. 384 с.
  24. Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993. – С. 154
  25. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - М.: Просвещение, 1983. - С. 323
  26. Лисина М.:. Общение, личность и психика ребенка. - М.:Воронеж, 1997.- С. 272
  27. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - С. 387
  28. Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983. – С.167
  29. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М., 1989. – С.354
  30. Мухина B.C. Возрастная психология - М.: Академия, 1997 . - С. 450
  31. Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвящение 1983. - С. 417
  32. Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка. -М.: 1988. - С. 428
  33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. – С. 842
  34. Мухина В.С., Детская психология. – М., 1985. – С.264
  35. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн.- М.: Владос, 1995. - С. 559
  36. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991. – С. 543
  37. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х., Резерв успеха – творчество. – М., 1989. – С. 362
  38. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - С. - 374
  39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Академия 1995. - С. 380
  40. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.– С. 542
  41. Общая психология: Курс лекций - М.: Просвещение 1995. - С. 399
  42. Петровский А.В. Психология формирование и развитие личности - М.: Просвещение, 1981 . - С. 283
  43. Психология и педагогика игры дошкольника /Под. ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1966. - С. 215
  44. Психология формирования и развития личности /под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Просвещение, 1961 . - С. 497
  45. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988. – С. 452
  46. Сливаковская А.С. Игра-это серьезно. М.: Просвещение, 1981.- С. 572
  47. Собкин B.C. С чего начинается личность. - М.:1976. - С. 468
  48. Урунтаев .- С.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.:1978. - С. 257
  49. Урунтаева .- С.А. Дошкольная психология, - М.: Академия, 1998. - С. 336
  50. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 1995. - С. 562
  51. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1997. - С. 231
  52. Филонов С.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные науки. – М., 1990. – С.746
  53. Харчев А. С. Социология воспитания. М.: 1990. – С. 854
  54. Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 1990. – С. 625
  55. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960. - С. 225
  56. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978 . - С. 237
  57. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 8 54
  58. Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999. – С.234
  59. Ярошевский М.:. История психологии. - М.: Академия, 1997 . - С. 410
  60. Боровик О., Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2001. - №1(49). С.14.

Информация о работе Влияние социальных факторов на становление личности ребенка