Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа
Цель данной работы – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…..………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………….……..……….6
1.1 Возрастные особенности развития самооценки на ранних этапах онтогенеза ………………………………………………………………………….6
1.2 Развитие взаимоотношений и общение дошкольников в группе сверстников ……………………………………………………………………….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ……………………………………..…………………………..20
2.1 Организация и методы исследования …………………..………………20
2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста ….22
2.3 Взаимосвязь характера самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..25
2.4 Рекомендации педагогам по работе с детьми с низким уровнем самооценки ………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..……..32
Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. [8]
Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Для формирования адекватной самооценки педагогам можно рекомендовать как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем...», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. Если педагог хочет провести сравнение, то лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определённое, фиксированное педагогом время, работайте в удобном для него темпе, с учётом его возможностей.
Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение. Провоцируйте дискуссии с педагогом, давайте возможность им доказывать, объяснять ошибку.
Для того, чтобы ребёнок не считал себя хуже других детей желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых: все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными.
Педагогам также можно рекомендовать проводить упражнения направленные на повышение самооценки детей старшего дошкольного возраста:
1. «Похвалилки»
Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе.
Дети садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу … », или «Однажды я очень быстро выполнил задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.
Можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантам, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относится к окружающим нас людям.
2. «За что меня любит мама» («За что меня любят друзья»)
Цель: повышение значимости каждого ребёнка в глазах окружающих его детей.
Каждый ребёнок по очереди говорит всем за что его любит мама (друзья). Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама (друзья) каждого присутствующего в группе.
3. «Недотроги».
Цель: повышение самооценки ребёнка, развитие эмпатии.
Педагог вместе с детьми пишут карточки - какое-либо положительное качество ребёнка.
Каждому ребёнку выдаётся 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча) все
карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».
Во время обсуждения можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать карточки.
Цель: формирование у ребенка положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Педагог формирует адекватную самооценку посредством прочтения сказок Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка».
Цель: упражнение направлено на повышение самооценки ребенка дошкольного возраста.
Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе. Подводя итоги теоретической части можно сделать следующие выводы.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.
Формирование самооценки в дошкольном возрасте начинается уже с раннего детства, когда в течение первого года жизни у ребенка первоначально возникает эмоциональное самоощущение и лишь к трем годам можно говорить о формировании образа себя. Самооценка дошкольника отличается рядом особенностей: неустойчивостью; недостаточной объективностью, малой рефлексивностью, завышенным уровнем; возрастанием числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком; переходом к дифференцированной самооценке; возникновением оценки себя во времени.
Мы отметили, что статусное положение детей в группе, общение детей со сверстниками и взрослыми – межличностные отношения являются одним из основных условий, необходимых для становления у ребенка элементарных форм рефлексии. На развитие самооценки ребенка влияют взаимоотношения со сверстниками, с родителями, с воспитателем и другим окружением, которое наиболее часто встречается ребенку на жизненном пути.
В ходе нашего исследования мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования, выявить специфику статусного положения дошкольников в группе, особенности межличностных отношений в коллективе дошкольников; дать определение понятия «самооценка» и рассмотреть особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте; определить особенности влияния межличностных отношений на формирование самооценки в дошкольном возрасте.
С учетом полученных теоретических знаний,
нами было организовано и проведено экспериментальное
исследование проблемы влияния самооценки
в дошкольном возрасте, на статусное положение
в группе, в результате которого мы отметили,
что существует взаимосвязь между особенностями
статусного положения, межличностных отношений
и уровнем самооценки детей – было определено,
что у детей с высокими показателями межличностных
отношений, с высоким уровнем общительности,
с социометрическим статусом в группе
лидера и предпочитаемого выявлена реалистичная
или завышенная самооценка, в то время
как у детей со статусом принятого или
изолируемого мы отметили недостаточно
высокий уровень межличностных отношений,
сложности в общении со сверстниками и
заниженную самооценку.
Таким образом, нами были решены задачи
исследования, достигнута цель работы.
В заключение, мы можем отметить достоверность
выдвигаемой нами гипотезы о том, что существует
влияние самооценки на статусное положение
детей дошкольного возраста в группе –
было выявлено, что у лидеров и предпочитаемых
детей с высоким уровнем социометрического
статуса в группе выявлена адекватная
или завышенная самооценка, а у принятых
и изолированных дошкольников определена
средняя или заниженная самооценка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Список детей участвующих в эксперименте:
Приложение 2
Данные исследования уровня самооценки дошкольников по методике “Лесенка”
Имя ребенка | |||
Выбранная ступенька |
Уровень самооценки | ||
Тимур А. |
6 |
Высокий | |
Саша Б. |
5 |
Высокий | |
Настя Б. |
7 |
Высокий | |
Оксана В. |
5 |
Высокий | |
Эльмира Г. |
4 |
Средний | |
Алеша Г. |
7 |
Высокий | |
Даниил Г. |
7 |
Высокий | |
Денис З. |
4 |
Высокий | |
Лера Д. |
1 |
Низкий | |
Настя К. |
5 |
Высокий | |
Рома К. |
3 |
Средний | |
Стас К. |
5 |
Высокий | |
Стас Л. |
1 |
Низкий | |
Лера М. |
3 |
Средний | |
Саша М. |
6 |
Высокий | |
Аня Н. |
7 |
Высокий | |
Вова П. |
5 |
Средний | |
Рома Р. |
5 |
Высокий | |
КристинаР. |
6 |
Высокий | |
Женя Ш. |
3 |
Средний | |
Настя Х. |
5 |
Высокий | |
Андрей М. |
3 |
Средний | |
Виолета К. |
3 |
Средний | |
Саша Г. |
6 |
Высокий |
Информация о работе Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе