Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа
Цель данной работы – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…..………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………….……..……….6
1.1 Возрастные особенности развития самооценки на ранних этапах онтогенеза ………………………………………………………………………….6
1.2 Развитие взаимоотношений и общение дошкольников в группе сверстников ……………………………………………………………………….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ……………………………………..…………………………..20
2.1 Организация и методы исследования …………………..………………20
2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста ….22
2.3 Взаимосвязь характера самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..25
2.4 Рекомендации педагогам по работе с детьми с низким уровнем самооценки ………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..……..32
К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу. Распределение дошкольников 5-7 лет на подгруппы в зависимости от их положения в детском коллективе показывает, что наибольшее число детей занимает среднее положение в группе по частоте выборов, а наименьшее их количество образуют подгруппы с максимальным и минимальным числом выборов. При этом большинство детей оказывается в благоприятном положении в системе межличностных взаимоотношений в группе. Сопоставление предпочтений, которые ребенок оказывает некоторым из своих сверстников в различных ситуациях: в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, - выявило относительную стабильность складывающихся взаимоотношений детей. [5]
Развивается и групповая дифференциация, в группе появляются лидеры, которые умеют организовывать деятельность детей и привлекают их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, так же как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важным показателем при диагностики.
Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.
Дифференциация детского коллектива осуществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с формированием в общении, в познавательной и практической деятельности мотивационно-потребностной сферы, личностных характеристик. Можно выделить три основные разновидности мотивов, детерминирующих выбор дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности. Одним из мотивов, побуждающих детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. Потребность в нем занимает в этом возрасте первое место. На втором месте находится ориентация на положительные качества личности выбираемого, которые обнаруживаются в общении детей между собой (веселый, честный, добрый и др.). Позже у старших дошкольников 6-7 лет в качестве побудительной силы выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, в том числе на такие, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различного рода занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, танцам, пению), свидетельствует о широкой информационной основе, о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в группе. С возрастом растет число и разнообразие мотивов выбора и усложняется их структура. Так, отдельные личностные достоинства, называемые детьми в качестве причины выбора, к концу дошкольного возраста значительно дифференцируются, образуя целый комплекс разнородных черт, где основную роль играют нравственные качества выбираемого.
Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
В концепции М.И. Лисиной [20] общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Репина, ЯЛ.Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления.
Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.
Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук,[27] выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.
Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения преимущественно с участниками совместных игр одного с ними пола становится ближе, интенсивней и устойчивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети все более охотно участвуют в коллективной деятельности, эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении сложных ситуации.
Общение со сверстниками приобретает особый смысл. Среди многократных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным Я.
На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от: «Это мое, Смотри, как я делаю» до «Каким я буду, когда я вырасту и Что я люблю». Цель данных высказываний: продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание.
Также ребенку очень важна оценка сверстников, его одобрение, даже восхищение.
Благодаря этому ребенок приобретает уверенность, в том, что его замечают им интересуются.
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой степени он усваивает нормы отношений со сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. За радость общения ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.
В условиях дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Основная цель общения дошкольника со сверстниками - это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. Общение со сверстниками используется детьми для самопознания и самооценки.
Дифференциация детского коллектива осуществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с формированием в общении, в познавательной и практической деятельности мотивационно-потребностной сферы, личностных характеристик. Можно выделить три основные разновидности мотивов, детерминирующих выбор ребенка при общении со сверстниками дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединиться к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения преимущественно с участниками совместных игр одного с ними пола становится ближе, интенсивней и устойчивее.
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию.
Подведя итоги по первой главе можно сделать следующие выводы.
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе - общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих.
Таким образом, можно сделать выводы, что в дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят в 3-7 лет по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе.
В психологической литературе как отечественной,
так и зарубежной самооценке уделено большое
внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры,
функций, возможностей направленного
формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович,
И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона,
К.Роджерса и других психологов. Самооценка
интерпретируется как личностное образование,
принимающее непосредственное участие
в регуляции поведения и деятельности,
как автономная характеристика личности,
ее центральный компонент, формирующийся
при активном участии самой личности и
отражающий своеобразие ее внутреннего
мира.
Ведущая роль отводится самооценке в рамках
исследования проблем самосознания: она
характеризуется как стержень этого процесса,
показатель индивидуального уровня его
развития, его личностный аспект, органично
включенный в процесс самопознания. С
самооценкой связываются оценочные функции
самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное
отношение личности к себе, специфика
понимания ею самой себя.
В качестве основных условий развития
самооценки психологи выдвигают такие
факторы, как общение с окружающими и собственная
деятельность ребенка. В общении усваиваются
формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном
опыте происходит их апробация, наполнение
личностными смыслами. Из оценок себя
окружающими ребенок постепенно вычленяет
критерии и способы оценивания другого
и переносит их на себя. "Наложение"
друг на друга критериев оценки и способов
оценивания и порождает деятельность
самооценивания.
В концепции М.И. Лисиной [20] общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Репина, ЯЛ.Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления.
Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.
В своем исследовании мы придерживаемся теоретических позиций Я.Л. Коломинского, [16] исследования, которого посвящены проблеме детского коллектива. Мы считаем важным уделить свое внимание изучению самооценки детей старшего дошкольного возраста, так как полученные нами знания помогут в дальнейшей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Выдвигаемая нами гипотеза: самооценка определяет статус детей в группе сверстников, а именно дети с высокой самооценкой занимают благоприятные статусные положения популярных и предпочитаемых, а дети с низкой самооценкой — статус отвергнутых.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы:
- методика выявления уровня самооценки П.М. Якобсон В.Г. Щур «Лесенка» [23], позволила выявить уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Информация о работе Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе