Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа
Цель данной работы – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…..………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………….……..……….6
1.1 Возрастные особенности развития самооценки на ранних этапах онтогенеза ………………………………………………………………………….6
1.2 Развитие взаимоотношений и общение дошкольников в группе сверстников ……………………………………………………………………….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ……………………………………..…………………………..20
2.1 Организация и методы исследования …………………..………………20
2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста ….22
2.3 Взаимосвязь характера самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..25
2.4 Рекомендации педагогам по работе с детьми с низким уровнем самооценки ………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..……..32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…..………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………
1.1 Возрастные особенности
1.2 Развитие взаимоотношений и общение дошкольников в группе сверстников ……………………………………………………………………….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ……………………………………..…………………………..20
2.1 Организация и методы исследования …………………..………………20
2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста ….22
2.3 Взаимосвязь характера
2.4 Рекомендации педагогам по работе
с детьми с низким уровнем самооценки ………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..……..32
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….34 - 39
ВВЕДЕНИЕ
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, обусловливает динамику и направленность развития дошкольника.
Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках.
Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. [17]
Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми». [12] В трудах исследователей советского периода Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В. В. Столина, А. Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного), являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности. [3, 19, 1]
Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. [16] От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.
Система обучения и воспитания требует углубленного изучения взаимосвязи между положением дошкольника в группе сверстников и особенностями его развития. Содержание психической внутренней жизни напрямую связано с взаимоотношениями с другими людьми. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям.
Эти отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет самосознание человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Одни дети занимают статусное положение популярных, другие же наоборот становятся отвергнутыми в кругу сверстников.
Одним из ведущих факторов является самооценка. В дошкольном возрасте у детей самооценка субъективная, объективной оценки как таковой нет, но она закладывает фундамент для дальнейшего развития личности.
По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая. [16]
Актуальность темы: Онтогенез человека во многом определяется успешностью прохождения ранних этапов своего развития. Именно в этот период закладывается такой компонент и ресурс личности, как самооценка. Дошкольник, находящийся в детском саду проходит фазу социальной адаптации в группе сверстников и в таких образовательных условиях, которые существенным образом влияют на его социальную адаптацию. В этих условиях выявляется первичный социальный статус.
Цель данной работы – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.
Гипотеза: мы предполагаем, что самооценка определяет статус детей в группе сверстников, а именно дети с высокой самооценкой занимают благоприятные статусные положения популярных и предпочитаемых, а дети с низкой самооценкой — статус отвергнутых.
Исходя из этого, задачами данной работы являются:
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ
- социометрический эксперимент «У кого больше?» разработанный Я. Л. Коломинским.
- методика «Лесенка» (В.Г.Щур, С.Г. Якобсон ).
Исследование проводилось на базе: ГУО «Ясли сад №200 г. Минска».
В исследовании приняли участие: 24 ребёнка в возрасте 5 - 7лет.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ
ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих: социальной группы, взрослых, воспитывающих ребенка.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста [30
] благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Диалектико-материалистические основы развития самосознания раскрыты и обоснованы рядом советских ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Г.С. Костюк, М.И Лисина, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата, К.К. Чеснокова). За последнее десятилетие усилилось внимание к проблеме самосознания и, в частности, самооценки детей дошкольного возраста. Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания, считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки имеет игра.
М.И. Лисина, И.Т. Димитров, А.И. Силвестру изучали в основном условия развития когнитивной стороны самосознания, однако в их работах выделяется также аффективная часть образа "Я" и указывается, что самооценка является механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса[20].
Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей школьного возраста (Боришевский, Л.М. Запрягалова, А.И. Липкина, Л.Г Подоляк, Е.И. Савонько, Л.С. Сапожникова, Г.А. Собиева, А.Л. Шнирман и другие).
В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, К.А. Архипова, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева).
Самооценка, будучи одной из форм проявления самосознания, изучалась как отечественными так и зарубежными авторами.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии. Проблема познавательной рефлексии в отечественной психологии рассматривается в работах В.И. Слободчикова [29.], Г.А. Цукерман [30, 31.] и других отечественных психологов. Рефлексия - способность анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Повышение активности и сознательности детей дошкольного возраста означает прежде всего развитие у них способности правильно оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности и одновременно формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей. Названные особенности проявления самосознания ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к школьному обучению.
Согласно концепции В.С. Мухиной, существуют «звенья структуры самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе»: ориентация на признание своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; признание своего имени; социальное признание; ориентация на физические, психические и социальные признаки определенного пола; на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; на основе права в обществе; на долг перед людьми. Структура самосознания дошкольника формируется в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе[22].
Самосознание предстает у В.С. Мухиной как психологическая структура, представляющая собой единство звеньев, развивающихся по определенным закономерностям. Причем содержательное наполнение этой структуры, в отличие от универсальной структуры сознания, строго индивидуально для каждого человека[22]
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка шести-семи лет, можно сказать, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающий расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышление, воображение, опираясь на которое можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Поведение старшего дошкольника характеризуется способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Исследованиями С.Г. Якобсон, В.Г. Шур, Л.П. Почеревиной [29]установлено, что образ "Я" и связанное с ним самоуважение играют важную роль в детерминации морального поведения детей дошкольного возраста.
Я.Л. Коломинский, [16] исследования, которого посвящены проблеме детского коллектива, обнаружил ряд общих и возрастных особенностей в осознании и переживании ребенком своих взаимоотношений с другими членами группы. Было показано, что дети, которые объективно находятся в неудовлетворительном положении в группе, переоценивают свое положение. Члены группы, которые находятся в благоприятном положении, имеют тенденцию недооценивать свое положение в группе (явление "феномена неадекватности осознания").
В трудах отечественных психологов показано, что самооценка выступает в качестве необходимой предпосылки формирования моральных чувств ребенка (Е.И. Кульчицкая, Р.Н. Ибрагимова, Р.Х. Шакуров) и развития его нравственной регуляции (Т.М. Титаренко).
Анализ литературы свидетельствует о том, что трудности ребенка старшего дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре (Т.В. Антонова, К.Я. Больцис, А.А. Рояк, Т.А. Репина).
Информация о работе Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе