Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое оказывает непосредственное влияние на формирующиеся у подростка в это время личностные структуры. Исходя из этого, изучение данной проблемы является актуальным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к проблеме тревожности в
современной психологической науке и практике.......................................... 5
1.1 Общие представления о тревоге и тревожности в психоло-гии…………5
1.2 Причины возникновения тревоги………………………………………… .13
2. Особенности межличностных отношений подростков и
влияние на них личностной тревожно-сти……………………………………..15
2.1 Психологические особенности межличностных
отношений в подростковом возрас-те…………………………………………..15
2.2 Влияние личностной тревожности подростков на
межличностные отношения со сверстника-ми………………………………...22
Заключе-ние………………………………………………………………………...26
Список использованные источни-ков…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у подростка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям [18, с. 126].

Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим [19, с. 134].

В подростковом возрасте переживание состояния тревоги имеет свои особенности. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего «Я». Такая тревога у подростка обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Тревожный подросток становится социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снимает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги - тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Если подросток не получает этой помощи, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием подростка в наиболее значимых сферах деятельности и общения. Либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают подростки, которые учатся хорошо и даже на «отлично», ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких детей отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. При таком конфликте подростки вынуждены стремиться к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении. Отмечается перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости. Тревожные подростки – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, – дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции.

Психодиагностические исследования детей подросткового возраста показало, что повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния [20].

Тревожность как свойство личности проявляется в особых трудностях и недостатках общения, делает его неполноценным, свернутым, односторонним. Она мешает открытому, искреннему общению, вносит элемент подозрительности, необоснованных страхов, является помехообразующим фактором.

Нередко тревожный человек плохо понимает, что именно ему говорят, что предлагают, о чем спрашивают, поскольку обуреваем опасениями ожиданием срыва договоренностей, беспокойством по самым разным поводам. Тревожные люди часто обращаются с просьбами или поручают одно и то же дело сразу нескольким людям. Именно это и предвещает неудачу: каждый надеется, что другой выполнит это  поручение. Повторяющиеся неудачи и следующие за ними разочарование в людях, обида и недоразумения лишь увеличивают тревожность. Образуется порочный круг [9, с. 394].

Одной из основных составляющих тревоги является беспокойство. Поскольку тревога связана с неопределенностью, тревожным индивидам свойственно проявление беспокойства и формирование тревожных ожиданий. Ожидания амбивалентны. По мере того, как у индивида растет осознание потенциальной опасности, он становится более тревожным, но при этом снижается вероятность того, что событие застанет его врасплох и он полностью окажется во власти тревоги [7, с. 79].

В ряде исследований установлена связь параметров волны ожидания с уровнем тревожности. Найдено снижение амплитуды волны ожидания у лиц с повышенной тревожностью. Этот эффект был особенно сильным в условиях действия отвлекающих факторов.

В развитии теории интроверсии и экстраверсии. Дж. Грей предположил, что существует взаимосвязь между состоянием и личностными качествами. По мнению Дж. Грейя, у экстравертов доминируют скорее позитивные реакции, чем негативное подкрепление. Поэтому экстраверты стремятся к удовлетворению желаний и отличаются нечувствительностью к отрицательному подкреплению. Что же касается интровертов, то они сильнее реагируют на отрицательные и слабее на положительные подкрепления. Такой паттерн реагирования делает интровертов более подверженными тревоги по сравнению с экстравертами. Однако повышенный уровень личностной тревоги можно обнаружить у представителей любого типа личности [7, с. 80].

Тревога взаимодействует с чертами личности и изменяет их. Убедительным примером такого взаимодействия может служить взаимосвязь между личностной тревогой и импульсивностью. В ходе изучения только этих двух свойств американские исследователи продемонстрировали, что тревога положительно влияет на деятельность импульсивных личностей. Однако индивиды с высоким уровнем тревожности и импульсивности испытывали страх и при этом не могли контролировать свою импульсивность. Вследствие этого данные индивиды хуже адаптировались в межличностных контактах, нежели те, которые обладали высоким уровнем тревожности, но низким уровнем импульсивности [7, с. 86].

В ряде исследований установлена связь между тревожностью и таким личностным образованием, как уровень притязаний. Казалось, что тревожность может приводить к формированию неадекватного уровня притязаний двояким образом: либо, побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний), либо затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей (в этом случае могут возникать большие сдвиги, как в сторону повышения, так и в сторону снижения уровня притязаний) [7, с. 81].

Наиболее интересные исследования С. Эпштейна касаются взаимосвязи между тревогой и низким уровнем самоуважения. С. Эпштейн утверждает, что страх угрожает целостной теории Я, имеющейся у каждого человека. Острые психотические реакции могут способствовать воссозданию новой, более эффективной теории собственного Я. По мнению С. Эпштейн продолжает острая тревога возникает в ответ на опасность, нависшую над интегративной способностью Я-системы. У человека с низким уровнем самоуважения теория Я менее стабильна, чем у человека с высоким уровнем самоуважения. Увеличение уровня самоуважения усиливает ощущение счастья, целостности, энергии, своей полезности, свободы и общительности. Снижение самоуважения усиливает ощущение несчастья, беспорядка, тревоги и ограниченных возможностей [5, с. 55].

Внешний мир тревожным человеком воспринимается как наполненный опасностями, тревожность увеличивается в ситуациях угрозы самооценки и личностной адекватности, точная оценка действий, соморегуляция понижены.

Тревожный человек быстро впадает в панику, если по не известным причинам откладывается встреча, задерживается деловой партнер, возникает неопределенность. Нередко у таких людей формируются своеобразные защитные реакции – автоматизмы: подергивание плечами, вскидывание бровей, покусывание губ.

Тревожно мнительная личность имеет выраженные свойства: мания к порядку, стремление все регламентировать, создавать для себя правила и запреты. Таким людям свойственна особая строгость в суждениях, бережливость и скупость. Все эти свойство оказываются весьма тягостными для партнеров по неформальному общению [9, с. 394].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, в ходе нашей работы мы узнали, что тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Различают тревогу ситуативную – характеризует состояние индивида в текущий момент и тревогу как черта личности – тревожность

Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, например, между родителями и детьми.

В подростковом возрасте переживание состояния повышенной личностной тревожности имеет свои особенности. Она возникает у подростков с такими чертами как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Тревожный подросток становится социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снимает тревогу. При повышении уровня тревожности у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности.

Тревожные подростки могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции. Они чаще входят в число наименее популярных, так как такие ребята крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти подростки скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных подростков является и то, что у их сверстников появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к сверстникам, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Тревожные подростки – не вполне благополучный контингент. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, – дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1  Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст]. – М., 1998. – 554 с.

2 Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст]. – М. : Изд-во МГУ, 1976. – 546 с.

3  Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. заведений : в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 3-е изд. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

4  Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] : учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

5  Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] : перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.

6  Хъелл, Л Теории личности [Текст]. – основные положения, исследования и применение / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – Спб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.

7  Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст]. – М. : ПЕРСЭ, 2001. – 160 с.

8  Корсини, Р Психологическая энциклопедия [Текст] / Р. Корсини, А. Оуэрбах. – Спб. : Питер, 2002. – 1797 с.

9  Куницына, В. Н Межличностное общение [Текст] : учебник для вузов / В. Н Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Спб. : Питер, 2001. – 544 с.

10  Кураев, Г. А. Возрастная психология [Текст] : курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов на Дону, 2002 – 143 с.

11  Фельдштейн, Д. И. Пихология взросления : структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] : избранные труды / Д. И. Фельдштеин. – 2-ое изд. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флина, 2004. – 672 с.

12  Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. заведений : в 3 кн. Кн 2 Психология образования. – 3-е изд. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

13 Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

14  Крайг, Г. Психология развития [Текст]. – Спб.: Питер, 2000. – 992 с.

15  Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

16  Хухлаева, О. В. Психологи я подростка [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2-е изд. испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.

17  Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. [Текст]. – М., 1970. – 374 с.

18  Гарбузов, В. И. Нервные дети [Текст] : советы врача. – Л. : Медицина, 1990. – 176 с.

19  Кондратьевой, С. В. Практическая психология [Текст] : учебно-методическое пособие / под. ред. доктора психологических наук, профессора С. В Кондратьевой. – Мн. : ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 212 с.

Информация о работе Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками