Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое оказывает непосредственное влияние на формирующиеся у подростка в это время личностные структуры. Исходя из этого, изучение данной проблемы является актуальным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к проблеме тревожности в
современной психологической науке и практике.......................................... 5
1.1 Общие представления о тревоге и тревожности в психоло-гии…………5
1.2 Причины возникновения тревоги………………………………………… .13
2. Особенности межличностных отношений подростков и
влияние на них личностной тревожно-сти……………………………………..15
2.1 Психологические особенности межличностных
отношений в подростковом возрас-те…………………………………………..15
2.2 Влияние личностной тревожности подростков на
межличностные отношения со сверстника-ми………………………………...22
Заключе-ние………………………………………………………………………...26
Список использованные источни-ков…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать)


4

 

Министерство Образования Республики Беларусь

 

Учреждение Образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

Факультет психологии и довузовской подготовки

 

Кафедра социальной и педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

Влияние личностной тревожности подростков

на межличностные отношения со сверстниками

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы ПС-21 __________________                 Кичаева Е. А.

 

Научный руководитель:

ассистент                             __________________                 Шаповалова А. Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..  3

1 Основные подходы к проблеме тревожности в

современной психологической науке и практике..........................................   5

1.1 Общие представления о тревоге и тревожности в психологии…………5

1.2 Причины возникновения тревоги………………………………………… .13

2. Особенности межличностных отношений подростков и

влияние на них личностной тревожности……………………………………..15

2.1 Психологические особенности межличностных

отношений  в подростковом возрасте…………………………………………..15

2.2 Влияние личностной тревожности подростков на

межличностные отношения со сверстниками………………………………...22

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованные источников…………………………………………..27


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех возрастных периодов. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, на данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Зачастую подростки могут испытывать трудности в общении. Одним из барьеров общения психологи называют повышенный уровень личностной тревожности.

Интерес к проблеме личностной тревожности и тревоги нашел отражение в работах многих ученых. Среди них: З.Фрейд, К. Хорни, Г. Стак Салливен, К. Изард, Ч. Д. Спилбергер, О. Ранк, М. Кляйн и др.

З. Фрейд был первым, кто ввел проблему тревоги в  контекст науки. Он считал, что источником тревоги является: отсутствие матери; наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; страх кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; неодобрение со стороны Сверх-Я или наказание себя за действия, которые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или аморальными.

О. Ранк определяет тревогу как опасение, сопровождающее непрерывную череду отделений, напоминающих отделение от матери.

К. Хорни определяет тревогу как реакцию на опасность, которая угрожает «самой сердцевине или сущности» личности, для которой характерно ощущение расплывчатости и неопределенности, а также чувство беспомощности перед лицом опасности. Она считает, что тревога представляет собой основу невроза и появляется в самом начале жизни человека вследствие нарушения взаимоотношений между ребенком и значимыми другими, как правило, родителями.

Э. Фромм и Г. Стак Салливан так же считают, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений: что тревога есть последствие эмоциональных связей со «значимыми людьми», окружающими ребенка на раннем этапе.

Ч. Д. Спилбергер оценивает тревогу как черту личности, выступающую как мотив, или приобретенную поведенческую диспозицию, выражающуюся в предрасположенности индивида к восприятию широкого  ряда объективно безопасных ситуаций в качестве угрожающих и отвечать на угрожающие обстоятельства состоянием тревоги, интенсивность которого не соответствует объективной величине опасности. Выделял «тревогу-свойство» и «тревогу-состоряние».

Р. Мэй характеризовал тревогу как опасение, вызываемое угрозой ценностям, которые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности.

По мнению Р. Лэзарус и Дж. Эйверилл, тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, она связана не с патологией, а с самой природой человека

По К. Изарду, тревожность – аффективно-когнитивная структура, состоящая из доминирующих эмоций страха, связанных с одной или несколькими фундаментальными эмоциями, особенно страданием, виной, гневом.

Цель исследования: изучить влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками по средством анализа литературных источников. Задачами нашего исследования было: изучить основные подходы к проблеме тревожности в современной психологической науке и практике; выявить основные причины возникновения тревоги и тревожности; описать психологические особенности формирования межличностных отношений в подростковом возрасте; изучить влияние личностной тревожности на межличностные отношения подростков.

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое оказывает непосредственное влияние на формирующиеся у подростка в это время личностные структуры. Исходя из этого, изучение данной проблемы является актуальным.


1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ  ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

 

 

1.1 Общие представления о тревоге и тревожности в психологии

 

 

В «Словаре практического психолога» под редакцией С. Ю. Головина тревога определяется как отрицательное эмоциональное переживание, обусловленное ожиданием чего-то опасного, имеющее диффузный характер, не связанное с конкретными событиями, или как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Обычно тревога связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто обусловлена неосознанностью источника опасности.

При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия.

Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью (установкой) определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Тревога как механизм развития неврозов – тревога невротическая – формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики – например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочего; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и прочее.

В эмпирических исследованиях различают два вида тревоги: тревога ситуативная – характеризует состояние индивида в текущий момент; тревога как черта личности – тревожность – повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей [1, с. 493].

Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [2, с. 68].

В целом, тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, например, между родителями и детьми.

Высокий уровень тревожности наблюдается у людей при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп людей с отклоняющимся поведением [1, с. 494].

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [3, с. 68].

Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуются ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени [4, с. 234].

Первым, кто ввел проблему тревоги в  контекст науки, был З. Фрейд. Он выделял объективную тревогу и невротическую тревогу. Первая, «настоящая», тревога является реакцией на внешнюю опасность, например, на смерть. Эта тревога естественна, разумна и выполняет ценную функцию. Объективная тревога есть проявление «инстинкта самосохранения». Но как только тревога выходит за рамки первоначального побуждения, которое заставляет исследовать опасность и готовит человека к бегству, она становится непродуктивной и парализует действие. Появление тревоги, непропорционально высокой по отношению к существующей опасности или возникающей в ситуации, где никакой внешней опасности нет вообще, признак тревоги невротической [5, с. 65]. Так же З.Фрейд выделяет еще один вид тревоги – это моральная тревога. Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Она возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения [6, с. 129].

З. Фрейд сначала считал, что когда либидо вытесняется, оно трансформируется в тревогу, т.е. человек воспринимает свои либидинозные импульсы как нечто опасное и вытесняет их из сознания, в результате они автоматически превращаются в тревогу и выражаются в форме «свободно плавающей» тревоги или в виде симптомов, которые можно считать эквивалентами тревоги. Затем на смену этой пришла прямо противоположная теория: тревога есть причина, а не следствие вытеснения. Эго воспринимает опасность. Восприятие опасности порождает тревогу, и, стремясь избежать опасности, Эго вытесняет импульсы и желания, которые несут в себе опасность. З. Фрейд утверждает что, средоточием тревоги является именно Эго, так что стоит отбросить прежнюю гипотезу, согласно которой энергия вытесненного импульса автоматически превращается в тревогу [5, с. 65].

М. Кляйн поставила врожденность в центр реакции тревоги. Проанализировав ситуацию детской тревоги, она обнаружила, что первостепенное значение  имеют агрессивные импульсы и фантазии, генерализуемые различными источниками, но на определенной стадии детского онтогенеза эти процессы сходятся в одной точке и достигают кульминационной силы. Ранние процессы интроекции и проекции приводят к появлению в структуре Эго рядом с положительными образами объектов чрезвычайно пугающих и преследующих образов. Эти образы ребенок воспринимает в свете своих собственных агрессивных импульсов, то есть он проецирует свою агрессию на те внутренние образы, которые образуют часть его раннего Супер-Эго. Первые защитные реакции направлены против тревоги, вызываемой этими импульсами. М. Кляйн устанавливает различия между двумя основными формами тревоги – пресекьюторной и депрессивной. Первая связана с уничтожением Эго, вторая – с причинением вреда внутренним любимым образам и внешним любимым объектам разрушительными импульсами субъекта. Она также различает объективную тревогу, которая является страхом потери матери, и невротическую, определяемую как представление о том, что мать была уничтожена его агрессивными импульсами или находится под угрозой уничтожения [7, с. 33].

Представления О. Ранка о тревоге согласуются с его мнением о том, что центральной проблемой развития человека является индивидуация. По его убеждению, вся жизнь человека это непрерывная череда отделений, напоминающих отделение от матери, каждое из которых дает человеку возможность стать автономнее. Рождение является первым и наиболее драматичным событием в этом ряду отделений.

Тревога же, по мнению О. Ранка, есть опасение, сопровождающее подобные этапы отделения. Тревогу испытывают при изменении предшествующей ситуации, где существовало относительное единство с окружающей средой, от которой человек зависел: это тревога перед необходимостью стать автономным. Но тревога возникает и в том случае, когда человек сопротивляется отделению от безопасной ситуации: это тревога потери своей автономии [5, с. 70].

Информация о работе Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками