Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое оказывает непосредственное влияние на формирующиеся у подростка в это время личностные структуры. Исходя из этого, изучение данной проблемы является актуальным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к проблеме тревожности в
современной психологической науке и практике.......................................... 5
1.1 Общие представления о тревоге и тревожности в психоло-гии…………5
1.2 Причины возникновения тревоги………………………………………… .13
2. Особенности межличностных отношений подростков и
влияние на них личностной тревожно-сти……………………………………..15
2.1 Психологические особенности межличностных
отношений в подростковом возрас-те…………………………………………..15
2.2 Влияние личностной тревожности подростков на
межличностные отношения со сверстника-ми………………………………...22
Заключе-ние………………………………………………………………………...26
Список использованные источни-ков…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Первичная тревога младенца позже проявляется в жизни человека в двух формах: как страх жизни и страх смерти. Страх жизни есть тревога перед любой новой возможностью, которая предполагает автономное действие. Это страх перед необходимостью жить независимо от других. Такая тревога, по мнению О.Ранка, появляется в тот момент, когда человек ощущает присутствие в себе творческих способностей. Страх жизни есть тревога при «движении вперед», к своей неповторимости, а страх смерти тревога при «движении вспять», тревога потери своей личности. Эта тревога возникает у человека тогда, когда он застыл в ситуации зависимых симбиотических отношений. О. Ранк считал, что каждый человек ощущает две эти противоположные формы тревоги [5, с. 71].

К. Хорни, Э. Фромм и Г. Стак Салливен считают, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений.

К. Хорни считала, что тревога предшествует инстинктивным желания. По ее мнению, импульсы и желания не становятся «влечениями», если их не мотивирует тревога. Тревога является реакцией на опасность, которая угрожает «самой сердцевине или сущности» личности. Для нее  характерно ощущение расплывчатости и неопределенности, а также чувство беспомощности перед лицом опасности [7, с. 54].

К. Хорни рассматривает нормальную тревогу, неотделимую от человеческой жизни с ее случайностями, где возможна смерть, вмешательство сил природы и так далее. Но эту тревогу следует отличать от тревоги невротической, поскольку она не связана с враждебным отношением природы или несчастных случаев, эта форма тревоги не порождает внутренние конфликты и не ведет к формированию невротических защитных действий. Невротическая тревога и беспомощность не связаны с реалистичным взглядом на мир, но возникают из внутреннего конфликта между зависимостью и враждебностью.

Базовая тревога – это термин, который К. Хорни использовала для обозначения тревоги, приводящей к формированию невротических защит. Она представляет собой основу невроза и появляется в самом начале жизни человека вследствие нарушения взаимоотношений между ребенком и значимыми другими, как правило, родителями. Базовая тревога есть тревога перед лицом потенциально враждебного мира. И все разнообразные формы личностных нарушений являются невротическими защитами, которые сформировались в результате попытки справиться с враждебным окружающим миром, несмотря на ощущение бессилия и беспомощности [5, с. 75].

Невротические расстройства – это образцы поведенческих актов межличностного характера, сформировавшиеся на основе того, что происходит в семье. Уже на первом году жизни у ребенка могут произойти события, которые обусловят нежелательное направление его развития. К таким событиям относятся, аномалии в интеракциях членов семьи и в первую очередь – отрицательное отношение к ребенку, порождающее в нем тревогу или неприятие родителей с последующим формированием враждебности. Ошибки такого рода приводят к образованию нежелательных эмоциональных диспозиций, оказывающихся дальнейшей  причиной возникновения перед ребенком ряда трудностей, количество, которых увеличивается в соответствии с механизмом действий «порочного круга». Возникновение противоположных тенденций: «к» людям и «от» них; ребенок начинает сомневаться в том, что его любят, у него появляется так называемая первичная тревога. Далее происходит формирование невротических состояний, индивид становится замкнутым, агрессивным. Приводятся в действие защитные механизмы, представляющие собой определенные способы преодоления трудностей и вместе с тем оказывающиеся причиной появления новых трудностей [7, с. 55].

Невротические черты, как считает К. Хорни, по своей сущности являются орудиями защиты от базовой тревоги. Тревога является реакцией на угрозу тем свойственным человеку формам поведения, от которых, по его мнению, зависит его безопасность. В момент возникновения личностных нарушений взрослый ощущает угрозу, нависшую над невротической чертой характера, которая представляет собой его единственный метод борьбы с базовой тревогой, поэтому он с новой силой переживает свою беспомощность и беззащитность [5, с. 76].

Э. Фромм считает, что тревога есть последствие эмоциональных связей со «значимыми людьми», окружающими ребенка на раннем этапе. Фиксация на этих ранних моделях интерперсонального контакта делает людей психологически беспомощными и плохо адаптируемыми. Тревога похожа на состояние, в котором человек теряет контроль над собой [7, с. 56].

В основе представлений Г. Стак Салливена о тревоге лежит его теория личности как межличностного феномена. По его мнению, личность развивается в процессе взаимоотношений младенца со значимыми другими, которые его окружают. После рождения младенец вступает в тесные взаимоотношения с матерью (или с тем, кто замещает собой мать), что является и прототипом, и реальным началом всех отношений со значимыми другими, в которых и формируется личность человека.

Г. Стак Салливен подразделяет все виды деятельности организма на две категории. К первым относятся все виды деятельности, направленные на получение удовлетворения, например, еда, питье или сон. Ко второй категории относятся все виды деятельности, направленные на достижение безопасности. В этом стремлении к безопасности центральную роль играет, разумеется, ощущение своей дееспособности или силы. «Мотивация силы», под которой Г. Стак Салливен подразумевает тенденцию организма расширять свои способности и стремиться к достижениям, в какой-то степени является врожденным качеством. Рост личности и ее свойства во многом определяются тем, как эта «мотивация силы» и, порождаемое ею, стремление к достижению безопасности реализуется в межличностных отношениях [5, с. 77].

Тревога, как считает Г. Стак Салливен, возникает в межличностном мире младенца из боязни неодобрения со стороны значимого другого. Ребенок начинает переживать тревогу с помощью эмпатии, ощущая неодобрение матери задолго до того, как в нем появляется способность осознавать. Неодобрение матери ставит под угрозу взаимоотношения между ребенком и миром людей, и влечет за собой неповторимый дискомфорт тревоги. Тревога ограничивает действия младенца, заставляя выбирать лишь те действия, которые вызывают одобрение значимых других. Г. Стак Салливен считал, что Я формируется на основе потребности ребенка управлять теми переживаниями, которые порождают тревогу. Я образуется из необходимости разделять все виды деятельности на две категории: на те, что вызывают одобрение, и те, что вызывают неодобрение. Я возникает как динамическая сила, которая поддерживает чувство безопасности. Я формируется для того, чтобы защитить нас от тревоги. Я - это динамический процесс, с помощью которого организм вбирает в себя переживания, влекущие за собой одобрение и награду, и учится исключать все то, что ведет к неодобрению и тревоге.

Г. Стак Салливен также указывает на взаимосвязь между эмоциональным здоровьем и тревогой. Его представления об этом можно сформулировать так: тревога ограничивает рост и сужает границы осознания, уменьшая сферу полноценной жизни. Эмоциональное здоровье прямо пропорционально степени осознания. Поэтому с помощью прояснения тревоги можно расширить границы осознания и дать большее пространство для развития Я. Это и есть достижение эмоционального здоровья [5, с. 78].

Дюранд-Дассиер под термином «тревога» подразумевает эмоциональное состояние, характеризующееся субъективными ощущениями напряжения и формирования прогноза о возможном неблагополучии в развитии событий. Функционирование тревоги может приводить к подавлению активности других состояний и уменьшать ранимость индивида. Проявление собственных чувств начинают сознательно сдерживаться, средства экспрессии используются для «затормаживания». Вместе с тем напряжение, обусловленное тревогой, приводит к тому, что когда к индивиду приближаются другие люди, он оказывается как бы парализованным лишенным внутреннего содержания, неспособным к устанавливанию отношений [7, с. 64].

Согласно представлениям О. Хобарта Маурера предварительным условием тревоги является социальная дилемма. По его мнению, социальная дилемма начинает играть роль во взаимоотношениях ребенка со своими родителями с самого раннего детства. Ребенок не способен просто убежать от тревоги, которую несут в себе эти взаимоотношения, потому что тревожный ребенок одновременно и зависим от своих родителей, и боится их. Механизм вытеснения срабатывает в связи с возникновением реальных страхов - как правило, страха наказания и страха потерять любовь. По мнению О. Хобарта Маурера, источниками конфликтов, порождающих тревогу, становятся социальный страх и вина. Человек боится социального наказания, лишения любви со стороны значимых других. Именно этот страх и связанная с ним вина подвергаются вытеснению. Будучи вытесненными, они превращаются в невротическую тревогу.[5, с. 59]

Р. Мэй характеризовал тревогу как опасение, вызываемое угрозой ценностям, которые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности [8, с. 1481].

К. Голдстеин определяет тревогу как субъективное состояние организма в «состоянии катастрофы». Это состояние возникает, когда человек ощущает угрозу своим основополагающим жизненным ценностям. Только угроза жизни, а не боль или другая ситуация опасности способны породить тревогу. В состоянии тревоги субъект испытывает ощущение «распада личности». У него все, что препятствует самореализации, приводит организм к дезорганизации и катастрофе, субъективно-ощущаемых им как тревога [7, с. 42].

Ч. Д. Спилбергер рассматривает тревогу как черту личности, выражающуюся в предрасположенности индивида к восприятию широкого  ряда объективно безопасных ситуаций в качестве угрожающих и отвечать на угрожающие обстоятельства состоянием тревоги, интенсивность которого не соответствует объективной величине опасности [7, с. 80]. Он выделяет два вида тревоги: «тревога-состояние» — это кратковременная преходящая эмоциональная реакция, связанная с активизацией автономной нервной системы. «Тревога-свойство» — есть склонность к реакции тревоги, ее можно определить по частоте реакций тревоги, возникающих за длительный период времени [5, с. 56].

В экспериментальных исследованиях этого автора показано, что индивиды, для которых характерно высокое значение Т-диспозиции (тревога как черта личности), будут скорее демонстрировать высокое значение Т-состояния (тревога как состояние) в ситуациях, угрожающих самооценке, чем индивиды с низким значением Т-диспозиции. Кроме такой связи интенсивностей, была показана экстенсивная зависимость: чем выше Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, воспринимаемых как угрожающие и вызывающие Т-состояния. Ответ на вопрос о существовании различия в интенсивности или экстенсивности Т-состояния, различающихся по Т-диспозиции, зависит от того, в какой степени данный человек воспринимает определенную ситуацию как опасную или угрожающую, что в свою очередь, зависит от предыдущего индивидуального опыта [7, с. 80].

Н. Эндлер считает, что обе формы тревоги и – «тревога-состояние», и «тревога-свойство» – имеют много измерений. Он создал собственную модель тревоги: «Человек-Ситуация-Взаимодействие». По его мнению, тревога является взаимодействием двух факторов: опасности, угрожающей Эго или межличностной ситуации (ситуационный фактор), и уровня межличностной «тревоги-свойства» (личностный фактор) [5, с. 56].

По мнению российских психологов, тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких где ничто к этому не  предрасполагает [9, с. 393].

По К. Изарду, тревожность – аффективно-когнитивная структура, состоящая из доминирующих эмоций страха, связанных с одной или несколькими фундаментальными эмоциями, особенно страданием, виной, гневом. Это психологическое состояние, имеющее специфическую эмоционально-психологическую направленность и особые психофизиологические проявления – изменение вегетативной нервной системы и функций организма [9, с. 394].

С позиции психологов школы научения, тревога или невротичность выступает как одно из проявлений эмоциональной возбудимости. Такое представление так же влечет за собой вывод о слабости, неуравновешенности нервных процессов как причине повышенной тревожности. В этом контексте тревога рассматривается как свойство темперамента. Тревожность как черта личности может означать мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности.

С. Изенк поддерживает точку зрения о существовании двух относительно независимых активирующих систем: ретикулярной, активирующей кору головного мозга, и лимбической, связанной с эмоционально-мотивационными аспектами поведения и активностью нервной системы. Нестабильные интроверты склонны к так называемой условно рефлекторной тревожности, которая получила название «психической». У нестабильных экстравертов преобладают вегетативные симптомы тревожности, так называемая «соматическая» тревожность [7, с. 83].

Сторонники когнитивной теории, Р. Лэзарус и Дж. Эйверилл, а также С. Эпштейн, которых интересовало восприятие реальности, ключом к пониманию тревоги считают то, как человек оценивает опасную ситуацию. В центре их теории тревоги стоит человек как воспринимающее существо. По мнению Р. Лэзарус и Дж. Эйверилл, тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, они подчеркивают, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. С. Эпштейн считает, что основным параметром, определяющим уровень возбуждения, является ожидание. Тревогу он определяет как крайне неприятное диффузное возбуждение, следующее за восприятием опасности. Он рассматривает тревогу как неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности [5, с. 55].

По мнению ряда авторов, тревогу можно представить не как черту личности, проявляющуюся в широком диапазоне условий и ситуаций, а как выбор ситуативных поведенческих черт, которые определяют интенсивность тревоги в разных обстоятельствах. Так Дж. Сарасон ввел понятие «тестовой» или «экзаменационной» тревоги, отражающей склонность к возникновению этого состояния в ситуациях экспертизы, экзамена, тестирования. Показатели тестовой тревожности в большей мере соответствовали успешности выполнения тестовых заданий, чем показатели общей тревоги [7, с. 81].

С. Куташ разработал теорию тревоги, учитывающую последние достижения в области изучения тревоги  и стресса. Тревога, или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие, или состояние равновесия либо псевдоравновесия, возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового баланса (псевдоравновесие). Тревога может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует индивидууму о необходимости изменений, и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям [8, с. 1481].

 

Информация о работе Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками