Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое оказывает непосредственное влияние на формирующиеся у подростка в это время личностные структуры. Исходя из этого, изучение данной проблемы является актуальным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к проблеме тревожности в
современной психологической науке и практике.......................................... 5
1.1 Общие представления о тревоге и тревожности в психоло-гии…………5
1.2 Причины возникновения тревоги………………………………………… .13
2. Особенности межличностных отношений подростков и
влияние на них личностной тревожно-сти……………………………………..15
2.1 Психологические особенности межличностных
отношений в подростковом возрас-те…………………………………………..15
2.2 Влияние личностной тревожности подростков на
межличностные отношения со сверстника-ми………………………………...22
Заключе-ние………………………………………………………………………...26
Список использованные источни-ков…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать)
le="text-align:justify"> 

 

1.2 Причины возникновения тревоги

 

 

По мнению З. Фрейда, организм обладает врожденной способностью испытывать тревогу, эта способность является частью инстинкта самосохранения, появившегося в процессе эволюции [5, с. 64]. Но конкретные тревоги появляются в процессе обучения. З. Фрейд считал, что источником тревоги является: отсутствие матери; наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; страх кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; неодобрение со стороны Сверх-Я или наказание себя за действия, которые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или аморальными. В этих случаях Я ребенка может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих инстинктивных желаний и начать тревожиться, что позволяет ему, противится инстинктивному желанию, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу [8, с. 1481].

М. Кляйн пришла к убеждению, что страх смерти является причиной тревоги, он не может быть устранен и участвует во всех ситуациях тревоги. Опасность, создаваемая действием инстинкта смерти, ощущается ребенком как атака, как нечто, преследующее его. Следствием такого опыта является представление о внешнем мире как о чем-то враждебном [7, с. 36].

О. Ранк видит причину возникновения тревоги в травме рождения. Ситуация рождения с неотъемлемым физиологическим и психологическим шоком вызывает первичную тревогу. Он называл ее «страхом перед жизнью». Эта тревога органически присуща индивиду и заявляет о себе во всех ситуациях, чем-то сходных с ситуацией рождения, и, прежде всего –  в ситуациях, содержащих элемент отделения [7, с. 37].

По мнению К. Хорни, среди интрапсихических факторов, провоцирующих возникновение тревоги, на первом месте стоит ненависть. Тревога вызывает ненависть, а агрессивные импульсы, в свою очередь, порождают тревогу. К. Хорни считает, что особо важной причиной тревоги являются подавленные агрессивные импульсы. К. Хорни считает, что межличностный конфликт, ведущий к возникновению тревоги у ребенка, есть конфликт между зависимостью от родителей (которая особенно сильна по той причине, что ребенок испуган и чувствует себя одиноким) и враждебным отношением к ним [5, с. 75].

Э. Фромм  считает, что источник тревоги не сводится исключительно к опасениям по поводу фрустрации инстинктивных или либидинозных потребностей. Фрустрация инстинктов приводит к появлению тревоги лишь тогда, когда эта фрустрация ставит под угрозу какую-либо ценность или форму межличностных отношений, которые, с точки зрения человека, жизненно важны для его безопасности [7, с. 56].

По мнению О. Хобарта Маурера, источниками конфликтов, порождающих тревогу, становятся социальный страх и вина. Человек боится социального наказания, лишения любви со стороны значимых других. Именно этот страх и связанная с ним вина подвергаются вытеснению. Будучи вытесненными, они превращаются в невротическую тревогу [5, с. 59].

Дюранд-Дассиер считает, что тревога возникает в ситуации неопределенной опасности и угрозы и часто бывает обусловлено неосознаваемостью  источника опасности [7, с. 64].

Р. Мэй утверждает, что склонность к реакции тревоги коренится в отвержении ребенка матерью [8, с. 1481].

А. Бандура выдвинул положение, согласно которому поведение человека не может быть сведено к условным рефлексам, а основной механизм возникновения расстройств – к обусловливанию. Ведущую роль в научении играет подражание сложным формам социального поведения. Именно подражание лежит в основе невротических изменений поведения. Ребенок либо непосредственно усваивает такие невротические образцы поведения родителей, как проявление тревоги, беспокойства, подчиненности, недоброжелательности, недоверия, либо подражает другим людям в совершении поведенческих актов, которые противоречат другим образцам и нормам, оказываются причиной появления тревоги. Пытаясь ослабить чувство тревоги, ребенок усваивает ряд поведенческих реакций, овладевая, например, навыками агрессивных действий, а затем, учась тому, что агрессивность проявлять нельзя [7, с. 60].

По мнению Ч. Д. Спилбергера, факторы, влияющие на склонность к реакциям тревоги, следует искать преимущественно в детстве, во взаимоотношениях с родителями в те моменты, когда ребенка подвергали наказанию [5, с. 56].

По мнению С. Куташ тревога, или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции [8, с. 1481].

Р. Малмо предполагает, что нейрофизиологической основой тревоги является расстройство гомеостатических механизмов ретикулярной формации, которое выражается в нарушении координации и активности ее тормозных влияний. Он подчеркивает, что вегетативные нарушения у тревожных лиц связаны с нарушениями функций лимбической системы [7, с. 83].

К. Лесч с группой сотрудников установил, что нейротизм связан с генной регуляцией транспортировки сератонина, подтвердив тем самым генную основу личностной тревоги на молекулярном уровне. Тревога, являясь сложной эмоцией, усиливает возбуждение и фиксирует внимание на источнике потенциальной опасности. Кроме того, тревога индуцирует воспоминания о событиях, окрашенных переживанием страха, формируя условные реакции и модифицируя когнитивные структуры, изменяя последующую реакцию индивида на ситуацию опасности [7, с. 82].

 


2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 

 

2.1 Психологические  особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

 

 

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [10, с. 135].

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка, является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление к самовоспитанию. Подросток стремится развить у себя положительные качества, преодолеть отрицательные черты [11, с. 126].

Ведущая деятельность в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной  формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей,  формой освоения этих  отношений [10, с. 135].

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными [12, с. 258].

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни [13, с. 362].

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. В результате между подростками и взрослыми могут возникнуть конфликты [13, с. 364].

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к  «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Характерными  для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание не внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельность в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку не благоприятны для его развития. Чрезмерная опека и контроль, могут принести негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией подростка от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает. Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей  неприятных обязанностей приводит к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадет в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций [13, с. 365].

Когда люди становятся автономнее по отношению к своим семьям, они больше заинтересованы в дружеских отношения для получения эмоциональной поддержки и надежной базы новых ценностей. В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими. Особо возрастает в подростковом периоде значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки от других, чтобы справляться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями подросткового возраста. Наиболее вероятно, что они будут искать поддержку у сверстников, которые проходят через подобный опыт. При исследовании было выявлено, что школьники проводили значительно больше свободного времени с друзьями и одноклассниками, чем с семьей, примерно 50% в сравнении с 20% . Оставшееся свободное время они проводили одни [14, с. 535].

Общество сверстников необходимо для развития социальных навыков. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств, друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность.  И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость [13, с. 366].

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится  центральным  новообразованием подросткового возраста. Проявляется чувство взрослости подростка в том, что он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих.

Информация о работе Влияние личностной тревожности подростков на межличностные отношения со сверстниками