Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:54, контрольная работа
Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Л.С. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессио-налов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психо-логов не только в России, но и по всему миру.
1. Введение ………………………………………………………………3
2. Биография Л.С. Выготского………………………………………….4
3. Школа Выготского …………………………………………………6
4. Культурно-историческая теория……………………………………..7
4.1. Генетический аспект концепции Выготского………………..11
4.2. Исторический принцип в детской психологии………………13
5. Эгоцентрическая речь: против Ж. Пиаже…………………………..16
6. Заключение……………………………………………………………18
7. Список использованной литературы………………………………..20
Психологическая теория Выготского сложилась на основе марксист-ской философии диалектического материализма. В философском плане Выготский опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма, о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Появление человека ознаменовано началом иного, противоположного процесса: человек начал действовать на природу и видоизменять ее. Выготский приводит следующее высказывание Ф.Энгельса: "Все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек".
Как
известно, классики марксизма в этом
процессе выделяли прежде всего его
орудийный характер, опосредованность
деятельности орудиями. У Выготского
возникла гипотеза: нельзя ли найти
в психических процессах
Способность к овладению природой не проходит бесследно для человека в одном очень важном отношении: человек учится также овладевать собственной психикой. Так появляются произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.
Каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой? По мнению Выготского, здесь имеет место двусто-ронняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновре-менно и как следствие его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.
Таким образом, овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением также с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических.
По мысли Выготского, в психических процессах человека следует различать два уровня:
- первый - это разум, "предоставленный самому себе";
- второй - это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами.
Точно так же следует различать два уровня практической деятельности:
- первый - это "голая рука",
- второй - рука, вооруженная орудиями и вспомогательными средствами.
При этом как в практической, так и в психической сфере человека ре-шающее значение имеет именно второй, орудийный, уровень. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем "натураль-ных", а второй уровень - уровнем "культурных" психических процессов. "Культурный" процесс - это "натуральный" процесс, опосредованный своеобразными психическими орудиями и вспомогательными средствами.
Что такое психологические орудия? Краткий ответ Л.С. Выготского: это знаки. Пояснить это можно на примере такого распространенного приема, как завязывание узелка "на память": человеку надо что-то вспомнить спустя некоторое время; он завязывает на платке узелок и, снова увидев его, вспоминает о запланированном деле.
Выготский усмотрел в этом приеме принципиально новую структуру психических функций человека.
Данный пример весьма типичен. Анализ этнографического материала обнаруживает, что аналогичные способы запоминания широко практикуются у отсталых племен, не имеющих письменности. Исторические материалы свидетельствуют о том же: у разных народов в далеком прошлом подобным образом использовались для запоминания разные средства. В одних случаях это были зарубки на дереве и кости разных форм и сочетаний, в других - узелковая знаковая система, достигшая, например, исключительной сложнос-ти у инков. Во всех перечисленных случаях для запоминания используются внешние средства - это знаки какого-то содержания. Иногда такие средства просты, иногда - весьма дифференцированы, представляя собой зачатки письменности. Но эти различия несущественны. Главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактором своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса.
Ничего подобного нельзя представить себе у животных. Собака, когда-то наказанная палкой, рычит, снова увидев палку. Вполне естественно ска-зать, что она вспомнила ранее нанесенные ей удары. Но запечатление это произошло непроизвольно, и воспоминание также "всплыло" само собой, по простому закону ассоциаций. Непосредственная связь «палка – удар» описы-вает натуральную мнемическую функцию - единственную форму памяти, которая есть у животных. Здесь нет и следа произвольности, которая возмож-на только при использовании опосредствующего знака.
На примере памяти легко просматривается ограниченность натураль-ных функций животных и широта, если не сказать безграничность, возмож-ностей человека, которые приобретаются благодаря опосредованной струк-туре высших психических функций. Память животных ограничена, во-первых, объемом естественно запечатлеваемого материала, во-вторых, безусловной зависимостью ее от актуальной ситуации: чтобы вспомнить, животное снова должно попасть в те же условия, например увидеть палку.
Человеческая
же память благодаря многим приемам
опосредствования может вбирать
в себя огромное количество информации.
Кроме того, она совершенно освобождена
от необходимости повторения ситуации
запоми-нания: нужное содержание человек
может вспомнить в любых других усло-виях
благодаря использованию стимулов-средств,
или знаков[5].
Важнейшую часть концепции Выготского составляет ее генетический аспект. Откуда берутся средства-знаки? Для ответа на этот вопрос необхо-димо рассмотреть сначала культурно-историческое развитие человека, потом онтогенез, развитие ребенка. Эти процессы имеют принципиальное сходство.
Согласно марксистской концепции человека создал труд; общение в процессе трудовой деятельности породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-указания, обращенные к другому и направляющие его действия. Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-указания, слова-приказы на самого себя. Из внешней командной функции слова родилась его внутренняя организующая функция, т.е. возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа - подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихоло-гическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические.
Такое превращение Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).
В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Выготский выделил здесь следующие стадии интериоризации:
Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Таким образом интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, то есть становятся умственными средствами.
Если посмотреть в целом на ситуации индивидуального развития детеныша животного и ребенка, то можно увидеть их существенные различия по целому ряду параметров.
Будущее поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Индивидуальное научение обеспечивает лишь адаптацию генетических программ к конкретным условиям обитания. В отличие от этого, человеческое поведение генетически не предопределено. Так, выросший вне социальной среды ребенок не только не научается гово-рить, но даже не осваивает прямохождение. Это связано с одним важным обстоятельством: видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме - во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый человек может стать представителем своего вида - вида homo sapiens, только если он усвоит (в определенном объеме) и воспроизведет в себе этот опыт. Таким образом, усвоение, или присвоение, общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутст-вующий у животных. Отсюда обучение и воспитание - это общественно вы-работанные способы передачи человеческого опыта.
Культурно-историческая
теория Выготского, которую он не успел
во многом конкретизировать, была развита
его последователями и оказала
огромное влияние на дальнейшее развитие
отечественной психологии [5].
Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым ввел истори-ческий принцип в область детской психологии.
С точки зрения Л.С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии – наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций – это понимание развития как приспособления человека к окружающей среде. В этом состоит их биологизаторская суть.
По
Л.С. Выготскому, среда выступает
в отношении развития высших психических
функций в качестве источника
развития. Человек есть социальное
существо, вне взаимодействия с обществом
он не разовьет в себе тех качеств,
которые развились в результате
развития всего человечества. Согласно
Л.С. Выготскому, высшие психические
функции возникают
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Информация о работе Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии