Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:54, контрольная работа
Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Л.С. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессио-налов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психо-логов не только в России, но и по всему миру.
1. Введение ………………………………………………………………3
2. Биография Л.С. Выготского………………………………………….4
3. Школа Выготского …………………………………………………6
4. Культурно-историческая теория……………………………………..7
4.1. Генетический аспект концепции Выготского………………..11
4.2. Исторический принцип в детской психологии………………13
5. Эгоцентрическая речь: против Ж. Пиаже…………………………..16
6. Заключение……………………………………………………………18
7. Список использованной литературы………………………………..20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Березниковский филиал
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский
университет»
ВКЛАД
Л.С. ВЫГОТСКОГО В
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Л.С. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессио-налов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психо-логов не только в России, но и по всему миру.
Тонкий психолог, эрудированный искусствовед, талантливый педагог, большой знаток литературы, блестящий стилист, наблюдательный де-фектолог, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик. Все это так. Но прежде всего Л.С. Выготский был мыслителем.
Лев Семенович Выготский, бесспорно, занимает исключительное место в истории советской психологии. Именно он заложил те основы, кото-рые стали исходными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее современное состояние... Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л.С. Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психо-логия аномальных детей, пато- и нейропсихология — во все эти области он внес новую струю. Трудно поверить, что всё это относится к человеку, посвятившему психологии немногим более десяти лет своей жизни — и лет нелегких, отягощенных смертельной болезнью, сложностями быта, непониманием и даже травлей[7].
Лев Семенович Выготский, родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше, недале-ко от Минска. Второй из восьмерых детей в семье заместителя управляюще-го Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского (1869—1931) и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874-1935). Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз). Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаако-вич Выгодский (1893—1943). Впоследствии Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.
Его родители были людьми небогатыми, но высокообразованными, владели несколькими языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским и немецким.
В 1897 году семья переехала в Гомель, который Л.С. Выготский всегда считал своим родным городом. Здесь прошли его детские годы, здесь в 1913 году он с отличием закончил гимназию. Продолжить образование Выготский решил в Московском университете. Ему повезло, он попал в «процентную норму» для лиц еврейского происхождения. Перед этой категорией молодых людей выбор факультетов был невелик. Наиболее реальные перспективы профессиональной карьеры сулила специальность либо врача, либо юриста.
При выборе специальности
Сам он об этом писал так: «Научные занятия по психологии начал еще в университете. С тех пор ни на один год не прерывал работы по этой специальности». Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л.С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был.
По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ.
В 1924г. Выготский принял предложение К.Н. Корнилова, возглавлявшего Институт экспериментальной психологии в Москве, переехать в Москву и работать в институте. Несмотря на то, что ему с женой и дочерью какое-то время пришлось жить в институтской библиотеке, переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать с Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими известными учеными. Выготский включился в целый ряд исследований, в том числе увлекся "дефектологией", благодаря этому интересу ему удалось единственный раз съездить за границу в 1925г (Берлин, Амстердам, Париж и Лондон). В том же году к защите была принята его докторская диссертация "Психология искусства". Л.С. Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. В 1928-32г. Л.С. Выготский вместе с коллегами Лурией и Леонтьевым участвовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистического образования. Выготский возглавлял психологическую лабораторию, а Лурия - весь факультет.
В
течение ряда лет главная исследовательская
программа Выготского и его учеников
заключалась в детальном
Л.С.Выготский
скончался 11
июня 1934 года
в Москве от туберкулёза [7].
Эта научная школа являлась одной из главных школ в советской психологии. Возникла в середине 20-х гг. в Институте экспериментальной психологии, где помимо Выготского работали несколько ведущих предста-вителей школы (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), как "культурно-историческая школа". В этот период основным направлением деятельности школы была разработка вопросов влияния социокультурных процессов (прежде всего связанных с хозяйственной и производственной деятельностью) на развитие психики (памяти, внимания, восприятия, мышления и т.д.), рассматривав-шееся на материале истории культуры.
В теории и методологии понимания психологии человека школа ориентируется на следующие принципы, сформулированные Выготским:
- индивидуальные психологические процессы обусловлены коллективными социальными процессами;
- психика человека состоит из ряда функциональных подсистем (мыслительной, воспринимающей, запоминающей, формообразующей и др.);
- развитие психических процессов детерминировано звуковой деятельностью человека (прежде всего речью)[4].
Основной предмет исследования школы - развитие детской психики, проблемы социализации, воспитания, а также психологии художественного творчества (преимущественно детского). Ключевой проблемой в это время стало построение теории деятельности - деятельность рассматривалась как универсальная психологическая категория, характеризующая сознательное поведение, направленное на практическое освоение действительности. В деятельности усматривалось достижение определённого единства между интеллектуальной и эмоциональной составляющими психики, между мышлением (образным представлением предмета) и речью (его понятийно-знаковым отображением).
Работы основных представителей школы, имевшие преимущественно прикладную направленность, посвящены проблемам психологии образного освоения действительности и художественного формообразования (Леонтьев), педагогике интерактивного воспитания (Эльконин, Божович, Гальперин), методике психологии и педагогики (Гальперин, Зинченко), сознательности и произвольности деятельности ребенка (Леонтьев, Запорожец), роли игры в становлении психики (Эльконин) и др. Внимание уделялось проблемам культуры (хотя само это понятие встречается редко), рассматриваемой прежде всего как речевая деятельность. Школа Выготского просуществовала до начала Великой Отечественной войны, так как в условиях войны и послевоенных репрессивных процессов в советской науке, дальнейшее существование школы как самостоятельного образования оказалось невозможным, хотя отдельные ее члены продолжали научную и общественную деятельность.
Школа
Выготского внесла значительный, вклад
в развитие "деятель-ностного" направления
в отечественной психологии, воспитательной
педа-гогике, психологии художественного
творчества [4].
Выготский в конце 20-х - начале 30-х гг. нашего века сформулировал ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории онтогене-тического развития психики человека, которые определили исследования его учеников и последователей в области общей, детской и педагогической психологии. Согласно этой теории, онтогенетическое развитие психики человека определяется процессами присвоения им общественно-исторических форм культуры. "Культура, - писал Л. Выготский, - и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития"[3].
Информация о работе Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии