Вклад Выготского в психологию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:46, реферат

Краткое описание

Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896—1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были разработаны основы культурно - исторической теории развития психики. Хотя Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и других представителей школы Выготского.

Файлы: 1 файл

Выготский.docx

— 35.20 Кб (Скачать)

     
 
Фундамент современной  отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896—1934) принципиальные идеи и система  основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были разработаны основы культурно - исторической теории развития психики. Хотя Выготский  не успел создать завершенной  теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в  трудах ученого, позже было существенно  развито, конкретизировано и уточнено в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и других представителей школы Выготского. 
На протяжении довольно длительного периода в психологии проблема развития высших психических функций была невыясненной. Несмотря на всю важность изучения процессов высших психических функций для понимания личности, не были очерчены границы этой области, не был определен круг задач и проблем, встающих перед исследователем. Кроме того, само понятие высших психических функций оставалось достаточно расплывчатым и неясным, не до конца разграниченным с другими близкими и родственными понятиями, а содержание не определенным. В психологии существовали две точки зрения на процесс психического развития одна точка зрения - изучение высших психических функций со стороны составляющих их натуральных процессов, сведение высших и сложных процессов к элементарным, без рассмотрения специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения. С позиции же идеального подхода человек имеет божественное происхождение, душа человека, его психика, божественна, неизмерима, и не может быть познана. 
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной в 1931 году. 
Как замечает Л.С. Выготский - «только в процессе длительных исследований, охвативших десятилетия, психология сумела преодолеть первоначальные представления о том, что процессы психического развития строятся и протекают по ботаническому образцу». 1

Л.С. Выготский  стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое в поведении и историю становления этого поведения, его теория требовала изменения традиционного подхода на процесс психического развития. По его мнению, односторонность и ошибочность традиционного воззрения на факты развития высших психических функций заключается «в неумении взглянуть на эти факты как на факты исторического развития, в одностороннем рассматривании их как натуральных процессов и образований, в смешении и не различении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом развитии ребенка, короче—в неправильном принципиальном понимании природы изучаемых явлений».2

Л. С. Выготский  показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые  полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским  высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И  формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические  функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко обозначить проблему, автор сближает три фундаментальных  понятия, ранее рассматривающийся  как раздельные - понятие высшей психической функции, понятие культурного  развития поведения и понятие  овладения процессами собственного поведения. 
Для Выготского сознание складывается только в процессе интериоризации — никакого изначально асоциального сознания ни филогенетически, ни онтогенетически нет. В процессе интериоризации формируется человеческое сознание, возникают такие собственно человеческие психические процессы, как логическое мышление, воля, речь. 
Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Следуя идее общественно-исторической природы  психики, Выготский совершает переход  к трактовке социальной среды  не как "фактора", а как "источника" развития личности.  
В связи с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях и в трудах Выготского. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.
Воле до настоящего времени многие авторы отказывают в праве на самостоятельное "субстанциональное" существование, а исследователей, пытающихся отстоять существование этой психологической функции, часто объявляют волюнтаристами. В советской психологии это было равносильно ругательству и долгое время являлось отрицательным идеологическим ярлыком. Может быть, по этой причине воля и процесс развития волевой сферы в онтогенезе оказались наименее изученными в психологии. 
Следует отметить, что статья "Проблема умственной отсталости", где Л.С. Выготский рассматривает вопрос о единстве аффекта и интеллекта, начинается с изложения взглядов Э. Сегена, считавшего, что самый главный недостаток в психике умственно отсталых детей - это недостаток воли. 
Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.
Доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия). Как было показано Л. С. Выготским, произвольный характер действия человека есть результат опосредования взаимоотношений индивидуума, среды орудиями и знаковыми системами. Так, в процессе развития психики ребёнка первоначальные процессы восприятия и памяти приобретают произвольный характер, и в дальнейшем становятся саморегулируемыми. Параллельно с этим развивается способность к удержанию цели действия. 
Л. С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей "овладения собой", то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых, достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения  и идеалы. 
Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определенного продукта.

Одной из основ  теории Л.С. Выготского является тезис  о социальном происхождении психических  функций человека. Выдвигая этот тезис, Л.С. Выготский был вынужден примирить  его с неоспоримым фактом существования  психических функций у новорожденных. Ответом на это противоречие и  явилось различение между низшими (натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями. Л.С. Выготский начал исследование с психологического анализа таких форм поведения, рассматривая их как сложные исторические образования наиболее древних эпох в психическом развитии человека. 
Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание, он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта. 

В учении о высших психических функциях проблема воли занимает весьма важное место. Как уже говорилось, превращение элементарных психологических функций в высшие является главным событием в процессе психического развития ребенка. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является их произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств, в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. "Осознанная функция, - указывал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможности действия. Осознать - значит в известной мере овладеть...Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству".4       

Развитие волевой  сферы в онтогенезе оказывается  главным руслом развития личности, обеспечивающим единство аффекта и  интеллекта. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как  осмысленная инициативность. При  таком понимании нет качественного  различия или разнонаправленности  воли и произвольности, нет барьера  между ними. Произвольность оказывается  обнаружением той же самой психологической  реальности, которая в явном виде выступает в волевом действии. Своеобразие и определенное отличие  произвольности от воли в том, что  субъект произвольного действия частичен, а в волевом акте человек  целостен, действует как личность. Как в волевом, так и в произвольном действии присутствуют отличительные  характеристики волевого акта - осмысленность  и инициативность: правда, смысловые  аспекты произвольного и волевого действий различаются. Волевое действие всегда имеет личностный смысл, тогда  как смысл произвольных действий может быть самым различным по глубине и обобщенности.       

Принципиально важен тот подход к проблеме смысла и значения, который был предложен  автором культурно-исторической концепции: первичен многомерный личностный смысл, а значения производны, являются устоявшейся  общеупотребительной зоной смысла. Отсюда следует, что прямого усвоения, или интериоризации общественно фиксированных значений, на самом деле нет. За внешним процессом усвоения знаний лежит более глубокий пласт движения от личностного смысла к нормативному значению.

Резюмируя все  вышеизложенное, можно сказать, что  вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти от чисто описательного, эмпирического и феноменологического  изучения явлений к раскрытию  их сущности. Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических  явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа  и омега все истории культурного  развития ребенка"3. Первым применил исторический принцип в области детской психологии. Очевидно, следует согласиться с глубокой мыслью Л.С. Выготского о том. Что воля - продукт исторического развития и “всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический”. Это, с одной стороны, заставляет рассматривать волю как системный развивающийся объект, а, с другой - ценить результаты тех изысканий по поводу сущности воли, которые складывались ранее и к которым необходимо возвращаться вновь и вновь при переходе на новый уровень феноменологических представлений о воле. 
 
 
 
 
 
Список литературы: 
1 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Собрание сочинений, том 3-М., Педагогика, 1985 г.

2 Выготский Л.С.  Орудие и знак в развитии  ребенка. Собрание сочинений,  том 6–М., Педагогика, 1984 г.

3 Выготский Л.С.  Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000. 
4.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.стр.251.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

     
 
 
 
Министерство Науки и Образования  Украины

    Харьковский Национальный Университет имени  В.Н. Каразина

    Факультет Психологии 
 

     
 
 

 

                                                   Контрольная работа №2.

                   По курсу  «Эмоционально-волевые процессы». 
                              Тема: «Функции и роль эмоций».
 
 
 
 
 

    Выполнила

    студентка 3 курса

    заочн. отд., II высшее

    Гордиенко Ж. В.

    Проверил

    ст. преподаватель кафедры 
общей психологии 
Андрющенко Елена Владимировна 
 
 
 

                                             г. Харьков 2011 
 
               
Функции и роль эмоций. 
 
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности... 
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции
деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Информация о работе Вклад Выготского в психологию