Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:03, реферат
Психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает “наука о душе”. Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер.
Дайджест развития
психологии.
Психология - наука,
изучающая психику человека. В
переводе с греческого психология означает
“наука о душе”. Так как человеческую
душу постигнуть до конца никто не
смог, то психология ставит перед собой
цель изучать наши чувства, представления,
мысли, стремления, желания, хорошо знакомые
каждому человеку по его собственному
опыту. К психике относятся также
интересы и способности человека,
его темперамент и характер. Каковы
законы памяти, воображения, мышления?
Как развиваются способности
и формируется характер человека?
Вот вопросы, которыми занимается психология.
Историю становления
психологической науки и ее развитие,
можно представить следующим
образом:
Люди начали задумываться
над существованием некого духовного
начала, направляющего их поведение,
в очень далекие доисторические
времена.
Первые теории, выдвигавшиеся
для объяснения поведения, привлекали
для этого факторы, внешние по
отношению к индивидууму, будь то
“тень”, обитающая в теле и покидающая
его после смерти человека, или
боги, которых считали ответственными
за все действия людей. Надо сказать,
что огромная часть населения
и в наше время верит в
Древнегреческие философы,
в особенности Аристотель, выдвигали
идею о существовании души, находящейся
в единстве с телом и контролирующей
мысли и чувства, которые опираются
на опыт, накапливаемый в течение
жизни
Философы средневековья,
не располагая новыми данными, не смогли
продвинуть вперед изучение психики. Лишь
в 17 веке благодаря теориям Декарта
зарождается современная
Научная психология
родилась, однако, лишь в конце 19 века
в результате применения научного метода
в лабораториях. В этом участвовали
две школы, занимавшие в то время
видное место: структуралисты, пытавшиеся
описать структуры, лежащие в
основе сознания, и функционалисты,
изучавшие его адаптивную роль. Однако
метод интроспекции, используемый,
хотя и по-разному, обеими школами, все
еще сильно страдает субъективизмом.
В начале 20 века бихевиористы
заявили, что если психология хочет
стать настоящей наукой, то она
должна опираться исключительно
на поведенческие акты, доступные
для объективного наблюдения, и на
их связь с теми ситуациями, которые
их вызывают. Согласно теории бихевиористов,
поведение индивидуума в
Биологический подход,
которого придерживаются психофизиологи,
ставит своей целью понять, как
различные формы поведения
Когнитивный подход
делает упор на то, что формирующиеся
в мозгу человека знания и выводы
идут дальше той простой информации,
которую мозг получает из внешней
среды или уже содержит в себе
от рождения. Согласно гештальтистам,
исходная запрограммированность
В центре внимания психоаналитического
и гуманистического подходов находится
развитие личности. Если для психоаналитиков
поведение отдельного человека детерминируется
прошлым опытом, который был вытеснен
в подсознание, то для гуманистического
направления оно, напротив, ориентировано
на самореализацию в соответствии с
потенциальными возможностями каждого
из нас.
Социально-психологический
подход видит в индивидууме лишь
общественное существо, находящееся
в постоянном взаимодействии с другими,
чем и определяется по большей
части его поведение независимо
от индивидуальных особенностей.
В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых данных.