Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:57, реферат
Основной целью данной работы является изучение основных средств вербальных коммуникаций.
Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:
а) раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;
б) изучить устно-речевые средства коммуникаций;
в) изучить письменно-речевую коммуникацию.
Введение…………………………………………………………………........3
1. Вербальные формы общения…………………………………...................5
1.1. Общение: понятие, виды...........................................................................5
1.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации………………………9
2. Вербальные средства общения……………………………………….......14
2.1. Устно-речевые средства коммуникации…………………….................14
2.2. Письменно-речевая коммуникация..............................................……...15
2.3. Слушание как средство вербальной коммуникации …………….........17
Заключение………………………………………………………………........20
Список использованных источников…………………………………..........22
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Вербальные формы общения………………
1.1. Общение: понятие, виды........
1.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации………………………9
2. Вербальные средства общения………
2.1. Устно-речевые средства
2.2. Письменно-речевая
коммуникация..................
2.3. Слушание как средство
вербальной коммуникации …………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Эти слова достаточно точно передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос Александра Лебедя стал его важной характеристикой. Шамкающая речь Л. Брежнева уничтожала любые усилия пропагандистов.
В памяти всплывают строки
из «Пигмалиона» Бернарда Шоу:
«Женщина, которая издает такие уродливые
и жалкие звуки, не имеет права быть нигде...
вообще не имеет права жить! Вспомните,
что вы — человеческое существо, наделенное
душой и божественным даром членораздельной речи, что
ваш родной язык — это язык Шекспира, Мильтона
и Библии! И перестаньте квохтать, как
осипшая курица».
Мы говорим о вербальной
коммуникации, а не о текстовой, поскольку
текстом сегодня считается единица как
вербальной, таки невербальной сферы.
У. Эко, к примеру, говорит о тексте в случае
любого набора связанных между собой ситуаций.
Следователь, расследуя преступление,
также имеет дело с текстом, хотя в нем
может не быть ни единого слова. Но перед
ним именно текст, поскольку он обладает
своей собственной внутренней структурой,
отличающейся от других. Вербальная коммуникация
воздействует на человека на многих уровнях,
а не только с помощью содержания. «Успех
многих политиков, актеров, деловых людей
связан с тембром голоса», — пишет Мэри
Спиллейн. Вербальная коммуникация использует
в качестве знаковой системы человеческую
речь, естественный звуковой язык, т.е.
систему фонетических знаков, включающую
два принципа: лексический и синтаксический.
Речь является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации при помощи речи менее всего
теряется смысл сообщения. Правда, этому
должна сопутствовать высокая степень
общности понимания ситуации всеми участниками
коммуникативного процесса. При помощи
речи осуществляются кодирование и декодирование
информации: коммуникатор в процессе говорения
кодирует, а реципиент в процессе слушания
декодирует эту информацию. Термины «говорение»
и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение
психологических компонентов вербальной
коммуникации.
Основной целью данной работы является изучение основных средств вербальных коммуникаций.
Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:
а) раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;
б) изучить устно-речевые средства коммуникаций;
в) изучить письменно-речевую коммуникацию.
1. ВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
1.1. Общение: понятие, виды
Общение — это прежде
всего коммуникация, т. е специфический
обмен информацией
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации2.
Типы и виды общения. В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.
Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение.
Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, религиозного, экономического общения.
Например, предметом политического
общения выступает сфера
При таком подходе, очевидно, что педагогическое общение представляет собой один из видов общения. Предметом такого общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и воспитателей со своими коллегами, учениками и их родителями вокруг вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А,Леонтьев. Автор утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую «клеточку» анализа «чистое» межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому автор исходит из того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. На основе этого автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.
Примером социально-
Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это общение членов конкретного коллектива другс другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения – проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.
Личностно-ориентированное общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть еловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, личностные проблемы общающихся, например, выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.
Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют деловое и личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в педагогической литературе, так и в обиходе.
Деловое общение (его
также называют ролевым или функционально-
В центре личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.
В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет ученик задания учителя, какими способами он получил правильный ответ. От взгляда опытного педагога не скроется физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное настроение, наличие внутренней тревоги, озабоченности чем-либо.
1.2. Понятие
и сущность вербальной
Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в со-стоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности чело-века: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в за-висимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.)3.
Отличия речи от языка
состоят в следующем. Во-первых, речь
конкретна, неповторима, актуальна, развертывается
во времени, реализуется в пространстве.
Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее
консервативна, более динамична, подвижна.
В-третьих, речь отражает опыт говорящего
человека, обусловлена контекстом и ситуацией,
вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.
Каждое высказывание в процессе коммуникации
выполняет ту или иную функцию (установление
контакта, привлечение внимания, передача
информа-ции и др.). Частные функции конкретных
высказываний могут быть объединены в
более общие, которые и называются функциями
речи. Обычно выделяют следующие функции
речи:
1) Коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация - представление, изображение), которая является доминирующей;
2) Аппелятивная (аппеляция
- призыв, обращение, т. е. воздействие),
кото-рая грамматически
3) Экспрессивная - выражение выразительности речи;
4) Фатическая, т.е. контактоустанавливающая.
Затрагивает область речевого
этикета и осуществляется
5) Метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом;
6) Волюнтативная, т. е. функция волеизъявления4.
Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Мы отметили, что доминирующей функцией речи является коммуникативная функция, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс можно рассматривать как обмен информацией между людьми, а его целью считать осознание и понимание передаваемой и получаемой информации. Информация, содержащаяся в речи, определяется как вербализованная передача уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
Рассмотрим особенности
Информация о работе Вербальные средства общения и формы общения