Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:19, реферат
Едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать – пожалуй, самое
важное в жизни умение. Ежедневно восемь часов большинство из нас проводя на
работе, а после этого - еще восемь часов с друзьями и родными. 16 часов
контактов, общения. Львиную долю жизни, иногда не отдавая себе в этом отчета
общаемся. Как правило, мы плывем по течению, иногда сражаемся с ним, но
именно оно управляет нами, и нам не приходит в голову, что то, на что мы
тратим почти все свое время стоит делать осмысленно – плыть не по течению или
против него, а туда, куда нужно.
когда смотрит – это знак того, что в этот момент его можно прервать ответной
репликой; что когда отводит глаза тот, кто слушает, он, вероятнее всего,
скучает или не согласен с тем, что говорится; что задержав взгляд на человеке
чуть больше положенного неписаными правилами времени, можно его смутить и т.
д., наконец, что большинство женщин в магазине моргает минимум в два раза
реже, чем обычно.
«По глазам вижу», - говорят нам с детства, ловя на попытке скрыть истину.
Однако, если чадра на Востоке служит только женщинам, очки ( и не обязательно
темные) делают неуловимым взгляд любого человека. Во время избирательной
кампании в Думу перед нашими студентами довольно откровенно выступал один из
кандидатов в депутаты. Отвечая на вопросы об имидже, он снял очки и сказал:
«У меня прекрасное зрение. Но посмотрите на меня – вылитый Буратино. А в
очках, хотя и без диоптрий, и вид респектабельный и эмоции не видны».
Невербалика включает не только то, что не связано с речью, но и параречевые
характеристики, т. е. Не собственно смысл слов, а интонацию, темп,
эмоциональную и стилистическую окраску речи. В старом анекдоте один сосед
жалуется другому на грубость современной молодежи, цитируя хамскую телеграмму
сына: « ПАПА! ПРИШЛИ МНЕ ДЕНЕГ!» - как будто не мог вежливо написать: «Папа!
Пришли мне денег.» Выясняется, что информацию часто передают не только слова,
сколько то, как они сказаны. На занятиях наши студенты с удовольствием играют в
такие игры, как признание друг другу в любви посредством фраз, целиком
состоящих, например, из технических терминов, и, научившись использовать
непривычный канал передачи сообщения, успешно с этим справляются.
Кроме того, стиль речи может нарисовать нам довольно полный портрет
собеседника, ясно указывая на его принадлежность к определенному социальному
и культурному слою, на его кругозор и вкус, на его образ мыслей и, конечно,
на адрес отчего дома.
Важнейшим невербальным элементом общения, конечно, является одежда,
передающая окружающим огромное количество информации о его владельце.
Милиционер и банковский служащий, рокер и учительница средней школы, человек
со средним достатком и девица легкого поведения, кавказец и мусульманка – не
правда ли, все это – не только конкретные люди, но и определенные стили
одежды? Существует одежда для отдыха и для работы, для официальных
мероприятий и загородной прогулки. Кроме того, существует индивидуальный
стиль, едва уловимыми нюансами выдающий такие черты человека как демократизм
или консерватизм, неординарность или амбициозность и т. д.
Люди настолько изобретательны в общении, что научились передавать друг другу
определенную информацию, вообще не прибегая к помощи слов, жестов и даже
мимики.
На улице ваш пес, все тщательно обнюхав, поднял лапу у того столба и у этого
дерева – он
обменялся определенными знакам
соплеменником. Общаться хочется, а как еще прикажете? У нас с вами, к счастью,
возможности для этого гораздо шире. Штирлиц в популярном фильме пересчитывал
цветочные горшки на подоконнике, чтобы узнать, не провалена ли явка, в
Варфоломеевскую ночь «нужные» двери помечали крестами, на Руси в известных
случаях мазали ворота дегтем, а пацифисты вставляли в стволы винтовок цветочки
(у нас раньше
за одно это можно было
знает по номера машины, кому отдавать честь, а кого задерживать.
Человеческая цивилизация наплодила огромное количество таких знаков, целый
знаковый язык. Герой фильма «Кин-дза-дза» уверенно заявляет, что «общество, в
котором нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели». И смеяться при
этом не хочется потому, что пословица «По Сеньке шапка» читается у нас не
только в переносном, но и в прямом смысле. Одним полагались котиковые,
другим – пыжиковые, одним – папахи, другим – ушанки. В Китае во времена
всеобщей унификации, в том числе и в одежде, статус чиновника определялся по
количеству карандашей в нагрудном кармане. Кольцо на руке означает состояние
в браке, а особый перстень принадлежность к масонской ложе. Смысл всех этих
знаков чисто коммуникативный: старший сержант должен знать, отдавать ему
честь и вытягиваться во фрунт при встрече с другим доблестным воином или
залепить ему пинка под зад, и именно для этого служат лычки на погонах. Ту же
функцию сегодня выполняют цепи на не очень лебединых шеях братков, состоящих
при «новых русских».
Вообще говоря, любые невербальные средства коммуникации – это знаки, несущие
определенную информацию. Э. Берн называл их «футболками с надписями», которые
так или иначе мы носим. Может быть, вы полагаете, что у вас нет такого
сообщения на груди или спине? Хмурый неулыбчивый мужичина в строгом пиджаке с
резким голосом и тяжелой походкой так же ярко сверкает своей надписью «лучше
делайте, как я говорю», как и человек с вечно опущенными плечами и уныло
озабоченной физиономией – своей надписью «смотрите, как мне не везет». Когда
вы, пусть и впервые, встречаетесь с кем-нибудь из них, вы автоматически
выбираете соответствующую линию поведения (в зависимости, конечно, от
основной надписи на вашей собственной футболке): начать лебезить или натянуть
боксерские перчатки при встрече с первым и соболезновать или пинать -
встретив второго.
Список литературы:
1
психологию. Под ред. Жукова Ю. М. 1996
2
М., 1988
3
Борисов, 1998