Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа
При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%. Невербальные средства общения – мимика, язык жестов и тела. Эти средства общения намного правдивее, их практически невозможно подделать.
В данной курсовой работе я хотел бы рассмотреть вербальные и невербальные средства общения. Считаю, что эта тема интересна и актуальна для изучения, потому что мы каждый день встречаемся с людьми, общаемся и взаимодействуем, передаем различную информацию путем скрытых и открытых знаковых форм. С помощью этих средств, мы учимся читать человека и понимать его, для того чтобы создавать наиболее эффективную коммуникацию, которая выгодна обеим сторонам в общении.
Введение 3
Глава 1. Общение.
1.1. Понятие и сущность общения 6
Глава 2. Вербальное общение.
2.1. Развитие вербального общения. 8
2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации. 12
2.3. Средства вербальной коммуникации 14
2.4. Диалог. Искусство диалога. 19
Глава 3. Невербальное общение.
3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения 23
3.2. Понятие и сущность невербальной коммуникации 26
3.3. Классификация видов невербальной коммуникации 27
3.4. Пространство общения 30
3.5. Передача информации с помощью рук и глаз 34
Глава 4. Общение в МКК (Межкультурные коммуникации)
4.1. Вербальное общение в МКК 38
4.2. Невербальное общение в МКК 40
4.3. Анализ сравнения видов общения 41
Глава 5. Общение - первая социальная потребность человека 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Министерство образования и науки РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра философии и социологии
ДОЛЯ КИРИЛЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Курсовая работа студента
2 курса дневного отделения
Научный руководитель к.ф.н. доц. кафедры философии и социологии __________ /Покровская Е.М./
Дата ___________________
Томск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общение.
1.1. Понятие и сущность общения 6
Глава 2. Вербальное общение.
2.1. Развитие вербального общения. 8
2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации. 12
2.3. Средства вербальной коммуникации 14
2.4. Диалог. Искусство диалога. 19
Глава 3. Невербальное общение.
3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения 23
3.2. Понятие и сущность невербальной коммуникации 26
3.3. Классификация видов невербальной коммуникации 27
3.4. Пространство общения 30
3.5. Передача информации с помощью рук и глаз 34
Глава 4. Общение в МКК (Межкультурные коммуникации)
4.1. Вербальное общение в МКК 38
4.2. Невербальное общение в МКК 40
4.3. Анализ сравнения видов общения 41
Глава 5. Общение - первая социальная потребность человека 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
ВВЕДЕНИЕ
При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%. Невербальные средства общения – мимика, язык жестов и тела. Эти средства общения намного правдивее, их практически невозможно подделать.
В данной курсовой работе я хотел бы рассмотреть вербальные и невербальные средства общения. Считаю, что эта тема интересна и актуальна для изучения, потому что мы каждый день встречаемся с людьми, общаемся и взаимодействуем, передаем различную информацию путем скрытых и открытых знаковых форм. С помощью этих средств, мы учимся читать человека и понимать его, для того чтобы создавать наиболее эффективную коммуникацию, которая выгодна обеим сторонам в общении.
Общение выступает как межличностное
взаимодействие, то есть связи и
влияние, которые складываются в
результате совместной деятельности людей.
Таким образом, можно говорить об
общении как организации
Не менее значительным является факт изучения закономерностей и правил коммуникации, их отработки на практике. Все это способствует повышению конструктивности общения и достижения взаимопонимания. При этом, правда, необходимо учитывать то обстоятельство, что субъект общения, даже зная технологию позитивной коммуникации, иногда не желает при определенной ситуации о ней вспоминать не хочет конструктивно общаться. Объяснения этому могут быть разные. Например, с помощью вербальной агрессии субъект общения достигает снятия внутреннего напряжения или «зарабатывает» себе имя и т.д.
Проблемой курсовой работы является неэффективное использование индивидом механизмов общения для достижения цели, поставленной перед коммуникативным процессом, что в той или иной степени мешает полноценной передаче информации, социального и культурного опыта от одного поколения к другому.
Объектом является коммуникация как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Предметом курсовой работы выступают вербальные и невербальные коммуникации, а так же аспект коммуникативного процесса, т.е. поведение человека, произвольно или непроизвольно, сознательно или не сознательно вовлеченного в процесс коммуникации и выполняющее различные коммуникативные функции.
Целью курсовой работы является изучение коммуникативного процесса и видов общения, возникающих в результате процесса обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.
Задачей курсовой работы является исследование вербальных и невербальных средств общения. Поставленная цель решается посредством следующих задач:
Методами исследования курсовой работы послужили
фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в сфере коммуникативного процесса, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, наблюдения и сравнения.
Степень научной разработанности темы курсовой работы. Проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к изучению коммуникативного процесса.
В психологической науке
тема коммуникации проанализирована в
трудах Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева,
Глава 1. Общение
Общение – сложный многоплановый
процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый
потребностями в совместной деятельности
и включающий в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятие и понимание другого
человека.
Вербальный - термин для обозначения информации,
выраженной знаковой, а именно словесной
языковой системой (в отличие от невербальной
информации, например, образной).
Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется
тем, что в его процессе субъективных
мер одного человека раскрывается для
другого. В общении человек
По критерию «цель общения» выделяется восемь функций общения:
Глава 2. Вербальное общение
2.1. Развитие вербального общения
Коммуникативная сторона
общения связана с выявлением
специфики информационного
Средствами коммуникативного процесса являются знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико – кинетическая система знаков(жесты, мимика, пантомимика, пара и экстралингвистическая системы, интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации и, наконец, система контакта глазами.
Важнейшей характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию), необходимым условием чего выступает не просто использование языка единого, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение.
Развитие способностей и
навыков общения необходимо в
первую очередь тем категориям людей,
которые профессионально
В каждом городе, каждом селении, чуть ли не в каждом доме премудростям общения овладевает детвора. В положенный срок ребенок улыбается, подражает звукам, произносит первое слово, декламирует стихи. Всё это большая радость родителям. Языковые успехи ребёнка – результат его общения со старшими.
Но когда и с чего начинается общение? Существует много теорий, но для них всех общим было одно: изначальное состояние человеческого существа асоциальное. Ребенок входит в общество лишь путем принуждения, подчинения авторитету взрослых. Кнутом и пряником затягивают бессознательно сопротивляющееся существо в реальность. Травмами и шрамами, слёзами утратами отмечен этот путь в «люди».
Учёные проследили поведение
младенцев и пришли к выводу, что
начало общения это внимание и
интерес малыша к ухаживающему за
ним взрослому. В непосредственно-
Самое напряженное влияние младенца к старшему партнеру недолго загасить без поощрения, без ответной реакции самым жадным интерес сменяется индифферентным отношением. Добиться этого несложно: деревянное лицо, никаких следов эмоционального отношения к подопечному, ограничение всех функций: уходом – кормлением и гигиеническими процедурами. Нет вернее способа выбить почву из-под ног жаждущего общения ребенка. А результат? Лишение младенца благожелательного внимания взрослых сказывается на его развивающейся психике самым суровым образом. Лежит сытый ребенок, чистый, спокойный. Вялый даже…Безучастный какой-то… Ладно бы только игрушками не интересовался, а то ведь и в весе плохо прибавляет, вообще отстает в физическом и психическом развитии.
В конце концов учёные доказали,
что высокая смертность в некоторых
детских учреждениях
Считается, что есть возрастной
отрезок в развитии организма (3 и
6 месяцев у обезьян) и от 2 – 13
лет у человека, когда завершается
анатомическое созревание головного
мозга, после чего он теряет свою пластичность.
Известно, что важнейшие речевые
способности у правшей
Исследования общих детей М.Лисиной, Л.Выгородского с его «зоной ближайшего развития» показали, что ядро предличности образуется уже на первом году. Вступая в общение со старшими в зону ближайшего развития, младенец на всех парах движется к первичному пониманию отдельности и отдельности себя от других пока только в сфере социальных контактов, к которым он необыкновенно чувствителен. Познание предметной среды заведомо и значительно отстает от познания себя и других. В ходе общения ребенок учится воспринимать себя глазами старших, впитывает отношение к себе. Остается загадкой, каким образом в психике ребенка отношение взрослых к нему преобразуется в отношении к себе. Вероятно, тут действует общий закон, по которому все разделенное между двумя людьми – взрослым и ребенком – становится общим психологическим достоянием ребенка. Так он шаг за шагом вносит «внутрь» себя решительно все человеческие («культурные») навыки. Очень важно знать, что ребенку жизненно необходимо, чтобы с ним общались с раннего детства, чтобы его любили и хвалили. На это основе у него вырабатывается положительная эмоциональная самооценка и образуется ядро будущей личности. На такое отношение малыш отвечает не только страстной привязанностью ко взрослому, но и нормальными физическим и эмоциональным развитием.
2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения