Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%. Невербальные средства общения – мимика, язык жестов и тела. Эти средства общения намного правдивее, их практически невозможно подделать.
В данной курсовой работе я хотел бы рассмотреть вербальные и невербальные средства общения. Считаю, что эта тема интересна и актуальна для изучения, потому что мы каждый день встречаемся с людьми, общаемся и взаимодействуем, передаем различную информацию путем скрытых и открытых знаковых форм. С помощью этих средств, мы учимся читать человека и понимать его, для того чтобы создавать наиболее эффективную коммуникацию, которая выгодна обеим сторонам в общении.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общение.
1.1. Понятие и сущность общения 6
Глава 2. Вербальное общение.
2.1. Развитие вербального общения. 8
2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации. 12
2.3. Средства вербальной коммуникации 14
2.4. Диалог. Искусство диалога. 19
Глава 3. Невербальное общение.
3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения 23
3.2. Понятие и сущность невербальной коммуникации 26
3.3. Классификация видов невербальной коммуникации 27
3.4. Пространство общения 30
3.5. Передача информации с помощью рук и глаз 34
Глава 4. Общение в МКК (Межкультурные коммуникации)
4.1. Вербальное общение в МКК 38
4.2. Невербальное общение в МКК 40
4.3. Анализ сравнения видов общения 41
Глава 5. Общение - первая социальная потребность человека 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Вербальные и невербальные средства общения..docx

— 83.89 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И  РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра философии и социологии

 

ДОЛЯ КИРИЛЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

 

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

Курсовая работа студента

2 курса дневного отделения

 

Научный руководитель к.ф.н. доц. кафедры философии и социологии  __________ /Покровская Е.М./

 

Дата ___________________

 

Томск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1.  Общение.

1.1.  Понятие и сущность общения 6

Глава 2. Вербальное общение.

2.1. Развитие вербального общения. 8

2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации. 12

2.3. Средства вербальной коммуникации 14

2.4. Диалог. Искусство диалога. 19

Глава 3. Невербальное общение.

3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения  23

3.2. Понятие и сущность невербальной коммуникации 26

3.3. Классификация видов невербальной коммуникации 27

3.4. Пространство общения 30

3.5. Передача информации с помощью рук и глаз 34

Глава 4. Общение  в МКК (Межкультурные коммуникации)

4.1. Вербальное общение в МКК 38

4.2. Невербальное общение в МКК 40

4.3. Анализ сравнения видов общения 41

Глава 5. Общение - первая социальная потребность человека 42

Заключение 43

Список использованной литературы 45

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%.     Невербальные средства общения  – мимика, язык жестов и тела. Эти средства общения намного правдивее, их практически невозможно подделать.

В данной курсовой работе я хотел бы рассмотреть вербальные и невербальные средства общения. Считаю, что эта тема интересна и актуальна для изучения, потому что мы каждый день встречаемся с людьми, общаемся и взаимодействуем, передаем различную информацию путем скрытых и открытых знаковых форм. С помощью этих средств, мы учимся читать человека  и понимать его, для того чтобы создавать наиболее эффективную коммуникацию, которая выгодна обеим сторонам в общении.

Общение выступает как межличностное  взаимодействие, то есть связи и  влияние, которые складываются в  результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении  включенных в нее людей. На сегодняшний  день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации1.

Не менее значительным является факт изучения закономерностей и  правил коммуникации, их отработки  на практике. Все это способствует повышению конструктивности общения и достижения взаимопонимания. При этом, правда, необходимо учитывать то обстоятельство, что субъект общения, даже зная технологию позитивной коммуникации, иногда не желает при определенной ситуации о ней вспоминать не хочет конструктивно общаться. Объяснения этому могут быть разные. Например, с помощью вербальной агрессии субъект общения достигает снятия внутреннего напряжения или «зарабатывает» себе имя и т.д.

Проблемой курсовой работы является неэффективное использование индивидом механизмов общения для достижения цели, поставленной перед коммуникативным процессом, что в той или иной степени мешает полноценной передаче информации, социального и культурного опыта от одного поколения к другому.  

Объектом  является коммуникация как процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.

Предметом курсовой работы выступают вербальные и невербальные коммуникации, а так же аспект коммуникативного процесса, т.е. поведение человека, произвольно или непроизвольно, сознательно или не сознательно вовлеченного в процесс коммуникации и выполняющее различные коммуникативные функции.

Целью  курсовой работы является изучение коммуникативного процесса и видов общения, возникающих в результате процесса обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.

Задачей курсовой работы является исследование вербальных и невербальных средств общения. Поставленная цель решается посредством следующих задач:

Методами исследования курсовой работы послужили

фундаментальные  теоретические  труды крупнейших мыслителей в сфере  коммуникативного процесса, результаты практических исследований видных отечественных  и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических  изданиях, наблюдения и сравнения.

Степень научной  разработанности темы курсовой работы. Проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.

Активизация интереса отечественных  исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду  конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к  изучению коммуникативного процесса.

В психологической науке  тема коммуникации проанализирована в  трудах Г.М.Андреевой,  А.А.Бодалева, В.В.Знакова, Н.Н.Обозова, Т.Шибутани и многих других ученых.

 

 

Глава 1. Общение

    1. Понятие и сущность общения

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека. 
 Вербальный - термин для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной).

Социальный смысл общения  состоит в том, что оно выступает  средством передачи форм культуры и  общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективных мер одного человека раскрывается для  другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая  свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных (коммуникация – передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия) умениях и чертах характера, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

По критерию «цель общения» выделяется восемь функций общения:

  1. контактная цель, которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания связи в форме постоянной взаимоориентированности;
  2. информационная, цель, которой обмен сообщениями, т.е. прием – передача  каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;
  3. побудительная цель, которой   стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
  4. координационная, цель, которой  взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
  5. понимания, цель которой  не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживании, состояний и т. д.);
  6. эмотивная цель, которой  возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  7. установления отношений, цель, которой  осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду; 
  8. оказание влияния цель, которой  изменение состояния,  поведения,  личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

 

Глава 2. Вербальное общение

2.1. Развитие вербального общения

Коммуникативная сторона  общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между  партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

Средствами коммуникативного процесса являются знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико – кинетическая система знаков(жесты, мимика, пантомимика, пара и экстралингвистическая системы, интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации и, наконец, система контакта глазами.

Важнейшей характеристикой  коммуникативного процесса является намерение  его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию), необходимым условием чего выступает не просто использование языка единого, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение.

Развитие способностей и  навыков общения необходимо в  первую очередь тем категориям людей, которые профессионально связаны  с общением (врачи, руководители, педагоги…).

В каждом городе, каждом селении, чуть ли не в каждом доме премудростям общения овладевает детвора. В положенный срок ребенок улыбается, подражает  звукам, произносит первое слово, декламирует стихи. Всё это большая радость родителям. Языковые успехи ребёнка – результат его общения со старшими.

Но когда и с чего начинается общение? Существует много  теорий, но для них всех общим  было одно: изначальное состояние  человеческого существа асоциальное. Ребенок входит в общество лишь путем  принуждения, подчинения авторитету взрослых. Кнутом и пряником затягивают бессознательно сопротивляющееся существо в реальность. Травмами и шрамами, слёзами утратами отмечен этот путь в «люди».

Учёные проследили поведение  младенцев и пришли к выводу, что  начало общения это внимание и  интерес малыша к ухаживающему за ним взрослому. В непосредственно-эмоциональном  общении более всего совершенствуются навыки и умения маленького человека. Особенно это заметно в первые полгода жизни ребенка. Ведь как не элементарно первичное условие возникновения потребности в общении, а всё же без него общение не наладится, и до остальных компонентов без помощи взрослых дело попросту не дойдёт.

Самое напряженное влияние  младенца к старшему партнеру недолго  загасить без поощрения, без ответной реакции самым жадным интерес  сменяется индифферентным отношением. Добиться этого несложно: деревянное лицо, никаких следов эмоционального отношения к подопечному, ограничение  всех функций: уходом – кормлением и гигиеническими процедурами. Нет  вернее способа выбить почву из-под  ног жаждущего общения ребенка. А результат? Лишение младенца благожелательного внимания взрослых сказывается на его развивающейся психике самым суровым образом. Лежит сытый ребенок, чистый, спокойный. Вялый даже…Безучастный какой-то… Ладно бы только игрушками не интересовался, а то ведь и в весе плохо прибавляет, вообще отстает в физическом и психическом развитии.

В конце концов учёные доказали, что высокая смертность в некоторых  детских учреждениях объясняется  не только плохим уходом, сколько отсутствием  ласки и общения детей. Развивающийся  мозг питается  социальными стимулами и общением с людьми и «голодный паек» эмоций для него губителен. В литературе приводится много примеров гибели детей, лишенных родителей, отставании их в развитии. Особую психику имеют дети, воспитывающиеся в детских домах, преемниках.

Считается, что есть возрастной отрезок в развитии организма (3 и 6 месяцев у обезьян) и от 2 – 13 лет у человека, когда завершается  анатомическое созревание головного  мозга, после чего он теряет свою пластичность. Известно, что важнейшие речевые  способности у правшей обеспечиваются доминантным, левым полушарием головного  мозга. А вот у незнакомого  с языком (пока речь идёт только о  языке) ребенка речевые зоны постепенно вовлекаются в управление другими  видами деятельности. Когда он услышит  речь, эти зоны окажутся уже занятыми. Удастся ли потеснить то, что в  них закрепилось, и заставить  речь локализоваться в предназначенных  для неё природой областях? Навряд ли это будет стопроцентное овладение языком.

Исследования общих детей  М.Лисиной, Л.Выгородского с его «зоной ближайшего развития» показали, что  ядро предличности образуется уже на первом году. Вступая в общение со старшими в зону ближайшего развития, младенец на всех парах движется к первичному пониманию отдельности и отдельности себя от других пока только в сфере социальных контактов, к которым он необыкновенно чувствителен. Познание предметной среды заведомо и значительно отстает от познания себя и других. В ходе общения ребенок учится воспринимать себя глазами старших, впитывает отношение к себе. Остается загадкой, каким образом в психике ребенка отношение взрослых к нему преобразуется в отношении к себе. Вероятно, тут действует общий закон, по которому все разделенное между двумя людьми – взрослым и ребенком – становится общим психологическим достоянием ребенка. Так он шаг за шагом вносит «внутрь» себя решительно все человеческие («культурные») навыки. Очень важно знать, что ребенку жизненно необходимо, чтобы с ним общались с раннего детства, чтобы его любили и хвалили. На это основе у него вырабатывается  положительная эмоциональная самооценка и образуется ядро будущей личности. На такое отношение малыш отвечает не только страстной привязанностью ко взрослому, но и нормальными физическим и эмоциональным развитием.

 

2.2. Понятие и сущность  вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения