Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:48, контрольная работа
Общение – это одна из важнейших форм взаимодействия людей, порождаемого потребностями их совместной деятельности, предполагающего обмен или передачу профессиональной, социальной или личностно значимой информацией. Его главная цель заключается в том , ради чего у человека возникает данный вид активности, а именно: обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений и др.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Общение. Язык и его функции.……………………………………………...4
II. Невербальные средства общения…………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Заочное отделение
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Психология и педагогика»
Тема: «Вербальные и невербальные средства общения»
Выполнил студент(ка)
__________ учебной группы 5 курса
Борисова Светлана Ивановна
Проверил
Лукиных М.В.
Оценка
«___» ____________ 20___г
Ижевск
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Общение. Язык и его функции.……………………………………………...4
II. Невербальные средства общения…………………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………12
Введение
Общение – это одна из важнейших форм взаимодействия людей, порождаемого потребностями их совместной деятельности, предполагающего обмен или передачу профессиональной, социальной или личностно значимой информацией. Его главная цель заключается в том , ради чего у человека возникает данный вид активности, а именно: обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление взаимоотношений и др. Следовательно, цель человеческого общения — удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального рос та, нравственного и профессионального развития и др.
Целью работы является рассмотрение вербальных и невербальных средств общения не только как способ передачи информации, но и способ воздействия на собеседника.
I. Общение. Язык и его функции
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам : вербальному (от лат. «устный, словесный») и невербальному .
Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение - это столп, стержень, основа существования человека.
В зависимости от намерений коммуникантов возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте реализуется система языка. В свою очередь язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Помимо этого язык - это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям .Язык используется в самых разных функциях. Рассмотрим некоторые из них. Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными, Познавательная . Язык как выражение деятельности сознания . Основную часть информации о мире мы получаем через язык. Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка. Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего. Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения. Этническая. Язык как средство объединения народа.
Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике. Образное мышление - это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии. Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена. Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности: говорение ( использование языка для того, чтобы что-то сообщить), слушание (восприятие содержания звучащей речи), письмо (фиксация содержания речи на бумаге),чтение ( восприятие зафиксированной на бумаге информации). С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое. Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка. Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.
В структуру речевого общения входят : Значение и смысл слов, фраз, речевые звуковые явления(темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр , интонация, дикция) и выразительные качества голоса. К последнему относятся смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и другие характерные специфические звуки, возникающие при общении. В речи человека играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Термин «невербальное общение » рассматривается как коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования речевых и языковых средств. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею.
II. Невербальные средства общения
Невербальные средства общения можно называть проще – язык жестов. Язык жестов намного правдивее, его практически невозможно подделать, если вы научитесь его «читать», то будете знать мысли своего собеседника. К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки: кинесика, такесика, просодика и проксемика. Просодика - наука, изучающая интонационные характеристики голоса(интонацию, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач) Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Рассмотрим следующие 4 зоны, представленные ниже.
Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и прочее. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и прочее. Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций. В неё входят мимика (изучает движение мышц лица), жестика (жестовые движения отдельных частей тела), пантомимика(моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку). Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.
Далее перечислены виды взглядов. Деловой (фиксируется в районе лба собеседника); это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства. Светский: (опускается ниже уровня глаз собеседника до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения. Интимный (направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди) ; говорит о заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы. Также в общении дают много информации жесты. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели. Пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); Кинетографы — движения телом; жесты-«биты». Идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания». Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.). Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и другие.
Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица. При общении часто возникают следующие виды жестов. Жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться. Жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле. Жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть. Жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник. Жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань. Жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа.
Жесты нельзя рассматривать по отдельности, они идут в контексте, как слово в предложении. Есть такое понятие – конгруэнтность, оно означает соответствие вербальной и невербальной информации. Если в холодный день на остановке вы видите человека со скрещенными руками и ногами, это не говорит о его негативном отношении, он просто замерз. А вот на деловой встрече, если вы видите человека использующего закрытые жесты, но при этом он говорит о том, что ему все нравится, вывод напрашивается сам собой – он врет. Знание таких «фишек» необходимо для любой профессии. Так, к примеру, юристы часто используют в своей практике знания языка телодвижений, чтобы определить, насколько их клиент честен. Если человек при общении с вами прикрывает рот или трет нос (за исключением насморка) можно заподозрить его во вранье. Эти жесты родом из детства, ребенок, когда врет, закрывает рот рукой (как бы ни давая словам вырваться наружу). Повзрослев, мы оттачиваем свои жесты, но значение остается то же. То же можно сказать о потирании уха или мочки, человек не хочет вас слушать.
Заключение
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.
Список использованной литературы
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
2.Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998.
3.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
4.Психология общения
и межличностных отношений:
5.Психология общения:Учебное
пособие, Бодашев А.А..-М.:изд-
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения