Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа
При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%. Невербальные средства общения – мимика, язык жестов и тела. Эти средства общения намного правдивее, их практически невозможно подделать.
В данной курсовой работе я хотел бы рассмотреть вербальные и невербальные средства общения. Считаю, что эта тема интересна и актуальна для изучения, потому что мы каждый день встречаемся с людьми, общаемся и взаимодействуем, передаем различную информацию путем скрытых и открытых знаковых форм. С помощью этих средств, мы учимся читать человека и понимать его, для того чтобы создавать наиболее эффективную коммуникацию, которая выгодна обеим сторонам в общении.
Введение 3
Глава 1. Общение.
1.1. Понятие и сущность общения 6
Глава 2. Вербальное общение.
2.1. Развитие вербального общения. 8
2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации. 12
2.3. Средства вербальной коммуникации 14
2.4. Диалог. Искусство диалога. 19
Глава 3. Невербальное общение.
3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения 23
3.2. Понятие и сущность невербальной коммуникации 26
3.3. Классификация видов невербальной коммуникации 27
3.4. Пространство общения 30
3.5. Передача информации с помощью рук и глаз 34
Глава 4. Общение в МКК (Межкультурные коммуникации)
4.1. Вербальное общение в МКК 38
4.2. Невербальное общение в МКК 40
4.3. Анализ сравнения видов общения 41
Глава 5. Общение - первая социальная потребность человека 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас в 3000 – 5000 слов. Язык – орудие культуры. Это очень хорошо понимали люди еще с древних времен. Недаром в Древней Греции существовали школы ораторского искусства, в которых молодых людей обучали четко и логично выражать свои мысли, говорить ярко и убедительно. Из огромного числа – почти три тысячи языков - выделяют 13 великих языков, это те, на которых говорят не менее чем 50% людей, живущих на Земле. Это китайский, английский, русский, испанский и т.д. Ваш язык – речек, который вливается в могучий поток великого языка. И ручеек должен быть кристально чистым, звенеть стройно, не должен засорять, мутить чистые воды.
Сейчас во всем мире существует тенденция к сленговой речи. Особенно это распространено среди молодежи в общении со сверстниками, в музыке. Хотя за чистоту русского языка борятся специальные радиопередачи, журнал «Наука и жизнь», объясняя как правильно сказать то или иное слово и как его правильно произносить. Книги Д.Карнеги и Н.Козлова помогут нам научиться общаться с аудиторией, друзьями и семьей, позволят проявить лучшие человеческие качества в общении и создать «душевный комфорт» для себя и окружающих.
Глава 3. Невербальное общение
3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения
Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков: родной язык, иностранный, языки программирования и т.д. Но существует ещё одни международный, общедоступный и понятный язык., о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики, телодвижений человека – «body language» (язык тела).
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счёт невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют задуматься
над значением невербального
для психологии общения и взаимопонимания
людей, а также порождают желание
овладеть искусством толкования этого
способа языка – языка
Особенностью языка
Знание языка жестов поможет посмотреть на себя и окружающих другими глазами.
Оно поможет «читать между строк» и считывать всю скрытую информацию непосредственно с вашего собеседника, позволит ответить на вопросы: в каких случаях следует прибегать к рукопожатию, а в каких случаях воздержаться; как человек выдает сове состояние манерой курить; как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние; как приковывать к себе внимание и заинтересовать свою аудиторию; как распознать истинность и ложь показания свидетелей и подозреваемых; как повысить свой статус, научиться влиять на подчиненных, добиться успехов в деле и т.д.
Знание языка телодвижения помогает не только работающим в бизнесе предпринимательства, врачам, учителям, менеджерам, слушателям в деловой сфере и т.д., но и лицам, которые испытывают трудности в области личных взаимоотношений: установление взаимопонимания с лицами противоположного пола, внушать к себе доверие и симпатию, привлекать на свою сторону оппонентов и превращать их в своих единомышленников.
К концу ХХ столетия появился
новый тип ученого социолога
– специалиста в области
Чарли Чаплин и другие актеры
немого кино были родоначальниками невербальной
коммуникации, для них это было
единственным средством общения
на экране. Каждый актер классифицировался
как хороший или плохой, судя по
тому, как он мог использовать жесты
и другие телодвижения для коммуникации.
Когда стали популярными
Что касается технической стороны исследования проблемы «языка тела», то, пожалуй, наиболее влиятельной начала ХХ века была работа Ч.Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека» опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и разегистрированы более тысячи невербальных знаков и сигналов.
3.2. Понятие и
сущность невербальной
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения, и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Таким образом, любая коммуникация,
которая осуществляется без слов,
считается невербальной. Чувства
так же, как и информация, могут
быть переданы при помощи одного или
нескольких невербальных способов.
3.3. Классификация видов невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация,
более известна как язык поз и
жестов, включает в себя все формы
самовыражения человека, которые
не опираются на слова. Совокупность
средств невербального общения
призвана выполнять следующие функции:
дополнение речи, замещение речи, репрезентация
эмоциональных состояний
Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем1:
Следует отметить, что именно три подсистемы имеют наибольшее значение, несут максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль коммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.1
Мотивационная основа невербальных средств коммуникации, согласно исследованиям, состоит из трех видов знаков2:
В целом ряде ситуаций при передаче эмоционального состояния не осознаются жесты, мимика и громкость голоса. Или, например, после своего высказывания, собеседник может невольно взглянуть на вас, давая этим понять, что он ждет ответную реплику.
Сравнительный анализ осознанного
и неосознанного в невербальном
поведении отправителя и
3.4. Пространство общения
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно определенным образом истолковать. Наблюдение за собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых человеком в неформальной сфере. Вместе с тем знание и умелое использование невербальной коммуникации в деловых отношениях также может способствовать их улучшению, налаживанию деловых контактов. Это же касается и других сфер человеческой деятельности, в частности сферы правоохранительных органов, где довольно часто поднимается вопрос о применении результатов наблюдения «языка» тела в процессе расследования преступлений и решения других конфликтных ситуаций в области применения права (рассмотрение судебного дела, допрос, очная ставка, работа со свидетелем и т.п.).
Итак, психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы важны в общении по следующим причинам:
Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения