Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа
Эта проблематика очень актуальна для большинства организаций, но ее решение необходимо, по крайней мере, поиски таких решений. В современ-ных условиях именно персонал составляет главное достояние компаний, ведь, по большому счету, от него зависит то, как будут использоваться име-ющаяся производственная база, материальные средства, приводиться в дви-жение механизмы коммуникаций в отношениях организация покупатель и т.д. Нерадивый и непрофессиональный персонал способен принести компа-нии только убытки, в то время как и руководство, озабоченное только полу-чением прибылей, рис-кует остаться без профессионалов в условиях жесткой рыночной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ .
1.1 Сущность организационного поведения.
1.2 Особенности организационного поведения и культуры в медицинских учреждениях.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИ-ЗАЦИИ .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
ПРИЛОЖЕНИЕ .
Сумма выборов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 | ||
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
всего |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 | |
взаимные выборы |
+ |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из таблицы №1 видно, что в данной группе нет отверженных группой членов, т.к. всех членов кто-либо выбирал. Лидером группы оказался № 2, у него самое большое количество выборов (7).
«Звезды» - 1,3, 4, 10, 13 и 14 номера (по 5 выборов).
«Предпочитаемые» - 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 и 15 номера (по 4 и 3 выбора).
По данным результатам можно построить социограмму (см. рис.1).Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма, соответствует максимальному количеству выборов, которое получил лидер – 7. Остальные участники группы расположены на социограмме в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. рис. 1.Социаграмма межличностных отношений медсестер.
6
15
12
3
44
7
1
2
5
11
10
14
1333
9
1
3
8
8
Стрелочками
двойными
Найдем индекс групповой сплоченности ():
= =105
В результате расчетов получился достаточно хороший коэффициент сплоченности.
Уровень благополучия взаимоотношений в группе: все члены группы входят в 1 и 2 статусные группы (имеют от 3 и более выборов), поэтому уровень благополучия взаимоотношений – благоприятный.
Индекс изолированности: группа – благополучная, так как в ней нет изолированных членов группы.
В целом по методике можно сделать следующий вывод: отношения в группе благополучные, характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)
Результаты исследования см. в приложении.
Результаты исследования медицинских сестер по методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)Таблица № 5Сводные данные
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент | |
положительные ответы |
11 |
15 |
6 |
отрицательные ответы |
4 |
0 |
3 |
Теперь подсчитаем средние значения для каждого из компонентов:
1. Эмоциональный компонент:
Э = = 0,47
2. Когнитивный компонент:
Э = = 1
3. Поведенческий компонент:
Э = = 0,6
1 3 |
2 |
-1 -0,33 0 +0,33 0,47 0,6 +1
1- эмоциональный комп. 2 – когнитивныйкомп. 3 – поведенческийкомп.
Рис. 2.Результаты исследования медицинских сестер
Из рисунка 2 видно, что эмоциональный компонент (цифра 1) попадает в отрезок от + 0,33 до +1. Таким образом, эмоциональный компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный.
Когнитивный компонент (цифра 2) равен +1. Это говорит о том, что когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Поведенческий компонент (цифра
3) попал в отрезок между +0,33 и +1.
Поведенческий компонент
Выводы к главе 2
1. Группа расценивается как благополучная, так как в данной группе медицинских сестер нет изолированных членов, а преобладают «звезды» и «предпочитаемые». Отношения в группе характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.
2. В коллективе преобладает дружелюбная атмосфера. Члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной. Но в коллективе наблюдается небольшое несогласие, не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. В целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.
3.Эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Рекомендации. Для улучшению психологического климата в коллективе можно предложить провести комплекс тренинговых игр и мероприятий, где каждый член коллектива смог бы раскрыть себя и наладить отношения с коллективом.
Заключение
Организационное поведение как наука носит междисциплинарный характер. Она включает элементы теорий, методы, принципы и модели, заимствованные из различных дисциплин. Организационное поведение - это область, в которой в настоящее время идет процесс формирования и развития теоретических основ. Предмет дисциплины направлен на взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования организаций. Таким образом, основой организационного поведения как науки является научный анализ поведения отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде. Выделяются три уровня организационного поведения. Проблема принятия решений на уровне индивида -- это исследование индивидуальных особенностей, способностей, умений, навыков и ограничений, свойственных лицам, принимающим решения. Уровень индивидуальной деятельности -- это проблемы моделей принятия решения. Уровень группы -- предполагает анализ особенностей принятия решений в зависимости от характеристик группы (размер, однородность, тип группы) и ситуации. На уровне совместной деятельности -- проблемы роли отдельных членов и лидера в процессе решения, методы групповых решений, а на уровне организации -- организационные стандарты и нормы, требования к решениям, закрепленные в рамках организационной культуры. На последнем уровне рассматриваются особенности принятия решения, связанные со спецификой конкретной страны.
В ходе исследования мы получили следующие данные:
По методике «Социометрия»:
в данной группе медицинских
сестер нет изолированных
По методике А.Ф. Фидлера: в коллективе преобладает дружелюбная атмосфера ; члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной; но в коллективе наблюдается небольшое несогласие, не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. В целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.
По методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Таким образом, сущность организационного поведения состоит в систематизированном научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.
В современных условиях знание основ организационного поведения позволяет решать следующие задачи: полнее раскрыть потенциал персонала организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии ; разработать такие проекты организационных мер, которые соответствуют критериям, ставящим в центр человека и его потребности; определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие повысить эффективность организации труда.
Список литературы:
Приложения
Приложение 1
Социометрическая карточка
№ |
Тип |
Критерии |
Выборы |
1 |
Работа |
а) с кем бы вы хотели работать в одну смену? |
|
б) с кем бы вы не хотели работать в одну смену? |
|||
2 |
Досуг |
Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? |
Методика А.Ф. Фидлера
№ п/п |
Положительные особенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Отрицательные особенности |
Дружелюбие |
Враждебность | |||||||||
Согласие |
Несогласие | |||||||||
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | |||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность | |||||||||
Теплота |
Холодность | |||||||||
Сотрудничество |
Несогласованность | |||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | |||||||||
Увлеченность |
Равнодушно | |||||||||
Занимательность |
Скука | |||||||||
Успешность |
Безуспешность |