Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа
Понятием творчества охватывается все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.
Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека- в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по образу и подобию творчества человеческого разума.
Введение_________________________________________ _ 3
1.Понятие творческого мышления.
1.1 Что значит творческое мышление?
1.2 Особенности творческого мышления________________________ 5
1.3 Сферы специализации правого полушария__________________ 5
1.4 Как определить ведущие полушарие________________________ 8
1.5 Слагаемые творчества____________________________________ 9
2.Личность и творчество:
2.1 Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом_____________________________________________ 21
2.2 Специфика мышления творческий личности________________ 27
2.3 Психоэмоциональных особенностях креативных личностей____ 28
2.4 Креативность и интеллектуальность________________________ 29
2.5 Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи_________________________________ 31
Заключение___________________________________ _ 32
3.Обзор методик___________________________ 34
Список литературы___________________________________ 40
5. Максимум
эффективности в решении
6. Чем
больше знаний имеет человек,
тем разнообразнее будут его
подходы к решению творческих
задач. Однако соответствующие
знания должны быть
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. [5, с.290]
Заключение
Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому?
Моя гипотеза состояла в том, что творческой личностью не рождаются- ее становятся, но становление творческой личности идет из детства, от воспитания. На мой взгляд, гипотеза имеет право на существование, если взять во внимание работу Г. Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон, которые считают что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:
1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
2. Боязнь
оказаться «белой вороной»
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь
показаться слишком
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.
5. Завышенная
оценка значимости своих
6. Высокоразвитая
тревожность. Человек,
7. Есть два
конкурирующих между собой
Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.
Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.
Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. [5, с.291-292]
Итак начинать воспитывать творческий потенциал нужно с детства, детство- это фундамент на всю последующую жизнь.
3 Методики.
На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.
В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.
Еще в начале века французский психолог Рибо заметил, что оригинальность мышления к 14-ти годам снижается. Значительный регресс творческости у младшего юношества отмечается психологами и в наше время. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.
Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Успешность развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:
- способность
к анализу, синтезу, сравнению
и установлению причинно-
- критичность
мышления (обнаружение разного рода
ошибок, рассогласований) и
- прогнозирование возможного развития событий;
- способность
видеть любую систему или
- умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;
- порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН среди учащихся 14-16 лет, которые можно преобразовывать.
Цели и задачи:
- стимулирование способности к размышлению;
- развитие творческого мышления;
- сплочение коллектива;
- развитие коммуникативных навыков.
Задание № 1.
Интерпретация картинок.
Предлагается несколько рисунков (например, различные линии – волнистая, спираль, окружность, ломаная). Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия – горы, волны моря, спина дракона; спираль – круги на воде, мишень, солнечная система; окружность – солнце, монета, люк; ломаная линия – крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.
Задание № 2.
Употребление предметов.
Предлагаются различные предметы (например: длинные железные гвозди, древесные опилки, пустые стеклянные бутылки, коробки из-под обуви). Предлагается записать как можно больше способов употребления этих предметов. Подсчитывается общее количество названных употреблений, учитывается их оригинальность.
Примеры употреблений: длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога; древесные опилки – топливо, для уборки мусора, для набивки игрушек, для теплоизоляции, добавка в комбикорм; пустые стеклянные бутылки – для хранения крупы, как музыкальный инструмент, для раскатывания теста, использовать как вазу, для строительства стены дома; коробки из-под обуви – для хранения писем, использовать как дом для хомячка, для разжигания костра.
Задание № 3.
Придумывание рассказа.
Предлагаются несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА). Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.
Задание № 4.
Неоконченный рассказ.
Предлагается текст. Необходимо за 10 минут придумать и дописать окончание текста. Оценивается законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Пример начала текста: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»
Задание № 5.
Круги.
Предлагается бланк, на котором нарисовано 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Необходимо за 10 минут нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно внутри и вне круга, для одного рисунка можно использовать 1, 2 и более кругов. Рисунки необходимо подписать. Выполненная работа оценивается по количеству рисунков, их необычности, оригинальности, частоте встречаемости редких объектов (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина и другие).
Задание № 6.
Коллективная картина.
Предлагается бланк, на котором нарисовано несколько любых линий или геометрических фигур. Предлагается дорисовать коллективную картину или законченный сюжет и дать название. Работа оценивается по необычности, оригинальности, наличию дополнительных деталей.
Задание № 7.
Назови предметы.
Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами (например: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный, 3) тонкий легкий высокий, 4) белый, воздушный, несъедобный). Предлагается за 10 минут написать как можно больше принципиально различных предметов, которые обладают сразу тремя написанными качествами. Например: 1) черными, легкими, блестящими могут быть: пакет, часы, телефон, волосы, книга; 2) низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина; 3) тонким, легким, высоким бывает перо, человек, дерево, шест, полка; 4) белое, воздушное и несъедобное бывает облако, вата, снег, мягкая игрушка, пух.