Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Понятием творчества охватывается все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека- в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по образу и подобию творчества человеческого разума.

Оглавление

Введение_________________________________________ _ 3

1.Понятие творческого мышления.
1.1 Что значит творческое мышление?

1.2 Особенности творческого мышления________________________ 5

1.3 Сферы специализации правого полушария__________________ 5

1.4 Как определить ведущие полушарие________________________ 8

1.5 Слагаемые творчества____________________________________ 9

2.Личность и творчество:
2.1 Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом_____________________________________________ 21

2.2 Специфика мышления творческий личности________________ 27

2.3 Психоэмоциональных особенностях креативных личностей____ 28

2.4 Креативность и интеллектуальность________________________ 29

2.5 Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи_________________________________ 31

Заключение___________________________________ _ 32

3.Обзор методик___________________________ 34



Список литературы___________________________________ 40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

5.  Максимум  эффективности в решении интеллектуальных  задач достигается при оптимальной  мотивации и соответствующем  уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

6. Чем  больше знаний имеет человек,  тем разнообразнее будут его  подходы к решению творческих  задач. Однако соответствующие  знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

У творческих людей нередко удивительным образом  соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские»  черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. [5, с.290]

   Заключение

  Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому?

   Моя гипотеза состояла в том, что творческой личностью не рождаются- ее становятся, но становление творческой личности идет из детства, от воспитания. На мой взгляд, гипотеза имеет право на существование, если взять во внимание работу Г. Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон, которые считают что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1.  Склонность  к конформизму, выражающаяся в  доминирующем над творчеством  стремлении быть похожим на  других людей, не отличаться  от них в своих суждениях  и поступках.

2.  Боязнь  оказаться «белой вороной» среди  людей, показаться глупым или  смешным в своих суждениях.

Обе указанные  тенденции могут возникнуть у  ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера  не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.

3.  Боязнь  показаться слишком экстравагантным,  даже агрессивным в своем неприятии  и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.

4.  Боязнь  возмездия со стороны другого  человека, чью позицию мы критикуем.  Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5.  Завышенная  оценка значимости своих собственных  идей. Иногда то, что мы сами  придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6.  Высокоразвитая  тревожность. Человек, обладающий  этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два  конкурирующих между собой способа  мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого  положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Интеллектуальные  способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного  периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.

Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении  их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. [5, с.291-292]

  Итак начинать  воспитывать творческий потенциал нужно  с детства, детство- это фундамент на всю последующую жизнь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3  Методики.

  На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.

В стремительно меняющихся условиях общественного  и технического развития особенно важными  качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность  решений. Задача воспитания людей с  творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.

Еще в  начале века французский психолог Рибо заметил, что оригинальность мышления к 14-ти годам снижается. Значительный регресс творческости у младшего юношества отмечается психологами  и в наше время. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.

Творчество  следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более  расширяющемся информационном поле.

Успешность  развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования  во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого  мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:

- способность  к анализу, синтезу, сравнению  и установлению причинно-следственных  связей;

- критичность  мышления (обнаружение разного рода  ошибок, рассогласований) и способность  выявлять противоречия;

- прогнозирование  возможного развития событий;

- способность  видеть любую систему или объект  в аспекте прошлого, настоящего  и будущего;

- умение  выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;

- порождать  необычные идеи, отклоняться в  мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

 

   Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН среди учащихся 14-16 лет, которые можно преобразовывать.

 Цели и задачи:

- стимулирование способности к размышлению;

- развитие  творческого мышления;

- сплочение  коллектива;

- развитие  коммуникативных навыков.

Задание № 1.

Интерпретация картинок.

Предлагается несколько рисунков (например, различные линии – волнистая, спираль, окружность, ломаная). Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия – горы, волны моря, спина дракона; спираль – круги на воде, мишень, солнечная система; окружность – солнце, монета, люк; ломаная линия – крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.

Задание № 2.

Употребление  предметов.

Предлагаются  различные предметы (например: длинные  железные гвозди, древесные опилки, пустые стеклянные бутылки, коробки  из-под обуви). Предлагается записать как можно больше способов употребления этих предметов. Подсчитывается общее количество названных употреблений, учитывается их оригинальность.

Примеры употреблений: длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для  грабель, подстилка для йога; древесные опилки – топливо, для уборки мусора, для набивки игрушек, для теплоизоляции, добавка в комбикорм; пустые стеклянные бутылки – для хранения крупы, как музыкальный инструмент, для раскатывания теста, использовать как вазу, для строительства стены дома; коробки из-под обуви – для хранения писем, использовать как дом для хомячка, для разжигания костра.

Задание № 3.

Придумывание  рассказа.

Предлагаются  несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА). Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.

Задание № 4.

Неоконченный  рассказ.

Предлагается  текст. Необходимо за 10 минут придумать  и дописать окончание текста. Оценивается  законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Пример  начала текста: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке  под одним зонтиком стояли две  девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»

Задание № 5.

Круги.

Предлагается  бланк, на котором нарисовано 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Необходимо за 10 минут нарисовать как можно  больше предметов или явлений, используя  круги как основу. Рисовать можно  внутри и вне круга, для одного рисунка можно использовать 1, 2 и более кругов. Рисунки необходимо подписать. Выполненная работа оценивается по количеству рисунков, их необычности, оригинальности, частоте встречаемости редких объектов (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина и другие).

Задание № 6.

Коллективная  картина.

Предлагается  бланк, на котором нарисовано несколько  любых линий или геометрических фигур. Предлагается дорисовать коллективную картину или законченный сюжет  и дать название. Работа оценивается  по необычности, оригинальности, наличию дополнительных деталей.

Задание № 7.

Назови  предметы.

Подгруппам  предлагаются карточки с написанными  тремя качествами (например: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный, 3) тонкий легкий высокий, 4) белый, воздушный, несъедобный). Предлагается за 10 минут написать как можно больше принципиально различных предметов, которые обладают сразу тремя написанными качествами. Например: 1) черными, легкими, блестящими могут быть: пакет, часы, телефон, волосы, книга; 2) низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина; 3) тонким, легким, высоким бывает перо, человек, дерево, шест, полка; 4) белое, воздушное и несъедобное бывает облако, вата, снег, мягкая игрушка, пух.

Информация о работе Творческое мышление