Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Понятием творчества охватывается все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного.

Первый круг творчества касается создания новых, не существовавших ранее форм материи. Это касается и «сотворение мира», и бесконечных форм живой жизни, человека и его мозга, который подключился к творчеству природы и сам способен к созданию новых форм материи, в том числе в продуктах художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы мы можем проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека- в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по образу и подобию творчества человеческого разума.

Оглавление

Введение_________________________________________ _ 3

1.Понятие творческого мышления.
1.1 Что значит творческое мышление?

1.2 Особенности творческого мышления________________________ 5

1.3 Сферы специализации правого полушария__________________ 5

1.4 Как определить ведущие полушарие________________________ 8

1.5 Слагаемые творчества____________________________________ 9

2.Личность и творчество:
2.1 Механизмы функционирования мышления с высоким творческим потенциалом_____________________________________________ 21

2.2 Специфика мышления творческий личности________________ 27

2.3 Психоэмоциональных особенностях креативных личностей____ 28

2.4 Креативность и интеллектуальность________________________ 29

2.5 Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи_________________________________ 31

Заключение___________________________________ _ 32

3.Обзор методик___________________________ 34



Список литературы___________________________________ 40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать)
  • Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.
  • Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее все расчеты и измерения производит левое полушарие.
  • Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую  проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

    Наиболее  эффективная  творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.[2, с.33]

    Однако  ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически  любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по- разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

  Представьте,  что два человека, которым было  немногим больше  тридцати лет,  перенесли в больнице операцию  по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого- левое.

   До операции оба пациента были  правшами, и доминирующим у них  было левое полушарие. Никаких  отклонений от нормы не наблюдалось.  Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый  пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили  все правое полушарие головного  мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй  пациент находится в одной  палате с первым, он сидит на стуле  и смотрит в окно. У этого  пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

  Теперь  представьте, что вы учувствуйте  в обследовании и изучении  этих пациентов. Вы входите  в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Не забывайте, правое полушарие  контролирует движения левой  половины тела, а левое- правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела( правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос- ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он  просматривает заголовки. Если вы попросите его, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

 Но, продолжая беседовать с Лэрри,  вы начинаете замечать опустошительный  эффект, который произвела операция. По причине того, что у него  нет правого полушария, левая  половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать  беседу, его ответы иногда бывают странными. Он все понимает буквально. Вы спрашиваете его:»Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

  Вы  вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку- головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое- то отношению к его рукам.

 Неожиданно  два человека начинают спорить  и кричать друг на друга.  Лэрри понимает слова, но никак  не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло,  ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось  у него после операции.

  Когда  вы возвращаетесь в палату, вы  спрашиваете у него, не хочет  ли он послушать музыку. Вы  включаете радио и понимаете.  Что он совершенно равнодушен  к мелодиям. Близкий друг Лэрри  входит в палату, но Лэрри даже  не узнает его, потому что левому полушарию трудно распознавать лица.

  Спросите  у Лэрри, снится ли ему что-  либо, и вы услышите в ответ,  что ничего подобного не происходило.  Если же ему все же что-  то снится, то его сны обязательно  будут описывать что- либо из  происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел  на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу  замечаете, что у него работают только левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь  пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой  небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня  заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что- нибудь еще. Но правое  полушарие Рика помнит только  простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем ребенком.

 Для  того чтобы развлечь Рика, вы  приносите ему составную картинку- головоломку, и он без труда  правильно складывает ее. Когда  же вы вывозите его на инвалидной  коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

 Рик  никогда не сможет самостоятельно  читать или решать математические  задачи, но ему нравится слушать  стихи. А исследователь снов  свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы БДГ  , а это говорит о том, что ему наверняка что- то снится.[2, с. 38-41]

 На наглядном опыте мы рассмотрели то,  как меняется поведение человека, когда одно из полушарий перестает функционировать, и здесь же мы можем сделать вывод, что хотя работа полушарий тесно связана, тем не менее правое полушарие дает возможность анализировать и  чувствовать без чего , на мой взгляд невозможно творческое мышление. Разумеется, в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

                

   1.4  Как определить ведущее полушарие?

  Для выявления ведущего полушария регистрируют «содружественные движения глаз». Если задать человеку вопрос типа «какая ваша любимая книга?» или «сколько будет шестнадцатью двадцать?», то в 75% случаев в ту же секунду взор опрашиваемого отклоняется влево или вправо.

   Этот  механизм, возможно, заключается в  следую-'щем.     Известно,    что    раздражение    глазодвигательной зоны правого полушария отклоняет взор влево, а левого полушария-—вправо. Задан вопрос — человек ищет ответа с помощью речевых символов, т. е. «обращается в левое полушарие», главенствующее в отношении функции речи. Левое полушарие, следовательно, возбуждается. Возбуждение захватывает глазодвигательную зону, и взор отклоняется вправо («левополушарные люди»). Те, кто склонен к мышлению зрительно-пространственными образами, в поисках ответа на вопрос «обращаются в правое полушарие». Оно возбуждается, и взор отклоняется влево («правополушарные люди»). «Левополушарные» больше склонны к абстрактно-символическому, словесному, логическому мышлению. «Правополушарные» — к целостному, синтетическому, образному. Они лучше воспринимают музыку, для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Следующий важный вопрос, который перед нами стоит- это вопро из чего состоит творчество, его слагаемые.

                                 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Слагаемые творчества.

      Цельность восприятия. Этим термином обозначают способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми порциями), На эту способность указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей корковой деятельности — художественный и мыслительный: «Жизнь отчетливо указывает па две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

  И. П. Павлов пришел к делению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он впервые заметил художественный тип восприятия, без выделения деталей.[3, с.15-16]

  Сближение понятий. Следующее слагаемое творческой одаренности — легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Эта способность проявляется, например, в синтезе острот. Еще А. С. Пушкин отметил, что именно в остроумии отчетливо прослеживается «сближение понятий»: «Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения».

  Сто лет спустя американский психолог С. Медник обратил внимание на важность «отдаленного ассоциирования» как составляющей творческого потенциала. Он предложил своеобразный психологический тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-раздражителя: например, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая соединила бы эти два понятия (в данном случае слово «зеленый»). Тест может быть и в другом варианте: даются три слова — «небо, кровь, Дунай». Нужно дать определение, которое подходило бы ко всем этим трем словам («голубой»).

  Медник  возлагал большие надежды на свой тест как показатель творческой одаренности. Однако надежды эти не оправдались. Медник упустил из виду то обстоятельство, что отдаленность ассоциирования — лишь один из многих компонентов одаренности. Ведь и остроумие включает в себя не только способность сближать понятия, но, как отметил А. С. Пушкин, также и способность «выводить новые и правильные заключения».

  Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одаренности и быть залогом продуктивности мышления. Связь между мыслительным процессом и процессом ассоциирования, несомненно, существует, но Медник слишком упростил ее, на самом деле она значительно сложнее. Именно поэтому изучение ассоциативного процесса может дать ценную информацию, имеющую прямое отношение к исследованию мышления.

  По  предложению украинских ученых Э. Голованя и В. Старинца были проведены опыты, в которых удалось показать, что между любыми двумя понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов.

  Возьмем, например, два таких отдаленных понятия, как «древесина» и «мяч». Достаточно четырех промежуточных ассоциаций, чтобы перейти от древесины к мячу. Каждая из ассоциаций вполне естественна:

  

                     Древесина- лес

                          Лес- поле

     

               поле — футбольное

               футбольный —  мяч

 
 
 

Возьмем два других слова: «небо» и «чай». Связь между ними устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций

                                небо - земля

                               земля- вода

                                                                вода- пить                                                                                                                    

                                                                  пить- чай

 
 

Слова были наугад взяты из словаря; всего  проделано несколько сот проб с такими случайно взятыми парами слов. Почти во всех случаях оказывалось достаточно четырех, реже пяти-шести ассоциативных шагов для перехода от одного понятия к другому. (Количество таких ша^ гов служит мерой «смыслового расстояния» между двумя понятиями.)

Информация о работе Творческое мышление