Типология отклоняющего развития. Группа недостаточного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

В группе недостаточного развития можно выделить подгруппу тотального недоразвития. Дети такой категории будут демонстрировать грубую недостаточность и произвольной регуляции деятельности, и пространственно-временных репрезентаций. Эти составляющие механизмов психического развития дефицитарны, начиная с самых «глубоких» уровней: регуляции движений (в первую очередь, возможности осуществлять сложные двигательные программы) до когнитивной составляющей (пространственно-временных репрезентаций).

Оглавление

Группа недостаточного развития
1.Тотальное недоразвитие психических функций………………………….3
2.Особенности вариантов и форм парциальной несформированности компонентов психической деятельности…………………………………16
3.Задержанное психическое недоразвитие……………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат Логопсихология.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    Появление соматических проблем часто совпадает  с этапами социализации ребенка (детский сад, школа), возможна тяжелая адаптация к детскому саду, которая может осложниться невротическими реакциями или частыми простудными заболеваниями.

    Поведение ребенка, как и в случае гармонического инфантилизма, имеет особенности, характерные для более младшего возраста: заражаемость, трудность отсрочки своих желаний, большая зависимость, внушаемость. В привычной обстановке поведение ребенка может выглядеть «взрослым». В отличие от похожих на него детей с темпово задержанным развитием, он любит обучающие занятия, часто предпочитает их играм. Поведение такого ребенка сильно зависит от физического самочувствия.

    Работоспособность и темп деятельности значительно зависят от эмоционального состояния: они могут быть и высокими, но наличие соматических проблем снижает работоспособность ребенка, делает его эмоционально лабильным, часто с элементами демонстративности. Дети бывают капризны, упрямы.

    Наличие большого количества левосторонних предпочтений, смешанная латерализация или леворукость встречаются чаще, чем в среднем по популяции, — этот признак можно считать специфичным для данного типа отклоняющегося развития. При этом соматические заболевания не должны оказывать значительного влияния на ЦНС — они будут достаточно легкими. При тяжелых хронических заболеваниях наблюдается значительное влияние их на ЦНС, и тогда эту категорию детей следует рассматривать как вариант парциальной несформированности смешанного типа.

    Для этой категории детей характерна недостаточная зрелость как регуляторных, так и аффективно-эмоциональных механизмов деятельности.

    Часто это проявляется в импульсивности ребенка, трудностях опосредования своего поведения, недостаточной ориентации на принятые нормы и правила поведения или, наоборот, излишней скованности, неуверенности ребенка.

    Ребенок является вполне адекватным в привычных для него условиях оценки взрослыми, но в измененных социальных условиях может стать недостаточно критичным к результатам своей деятельности, могут возникнуть протестные реакции, негативизм.

    Обучаемость, особенно в условиях специально организованных занятий когнитивного плана (игра в шахматы, обучение чтению и пр.), может быть нормативной по возрасту, а в некоторых случаях даже превышать соответствующие возрастные показатели.

    Познавательная  деятельность развивается опережающе. Это усугубляет дисгармоничность развития в целом, еще более отодвигая на второй план формирование регуляторной и аффективноэмоциональной сфер.

    У детей этой группы встречаются выраженные экстрапунитивные черты личности — активность, настаивание на своем и др.

    Характерны  также обидчивость, внушаемость, зависимость, тревожность, эмоциональная лабильность. В то же время дети часто предпочитают общаться со взрослыми или более старшими детьми. Взрослые объясняют такую особенность тем, что ребенку «неинтересно со сверстниками» в силу высокого уровня познавательного развития. Это часто приводит к тому, что реальные возможности, готовность ребенка к обучению оцениваются неправильно, и ребенок оказывается в образовательном учреждении «продвинутого» типа. Но бывает и наоборот, когда ребенок демонстрирует интропунитивные черты развития личности — с невысоким уровнем психической активности.

    Такие дети будут чаще застенчивы, зависимы, но могут быть капризны, упрямы в связи с определенной аффективной неустойчивостью. Они также не находят общего языка со сверстниками, поскольку слишком эмоциональны.

    В развивающей и коррекционной работе с этой категорией детей в первую очередь необходимо использовать программы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О.С. Никольской). Это нужно как для детей с экстрапунитивными чертами и высоким уровнем психической активности, так и для детей с интропунитивными чертами. Помимо такой, скорее психотерапевтической помощи, действенной является программа по формированию произвольной регуляции (в своем развивающем варианте). Показана родительско-детская психотерапия, которая должна быть направлена на формирование адекватных представлений взрослых о собственном ребенке и его возможностях.

    Безусловно, нецелесообразным следует считать  помещение ребенка в «продвинутые» гимназии и лицеи до достижения им определенного уровня школьной зрелости.

    Прогноз развития этой категории детей неоднозначен. В случае, когда родители понимают необходимость не торопиться с поступлением ребенка в школу, ребенка сопровождают специалисты и он «дозревает» в щадящей образовательной системе, — прогноз достаточно благоприятен. В ситуации, когда ребенок все-таки начинает обучение не по возрасту и не по своим когнитивным возможностям, можно предполагать неблагоприятный прогноз — девиацию в сторону асинхронного дисгармоничного развития с формированием различных вариантов интро- или экстрапунитивного типов реагирования, а при наличии соматических проблем — варианта интропунитивного дисгармонического развития по психосоматическому типу.

 

    Список  используемой литературы

  1. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Психологические особенности проблемных детей», Москва, 2008г.
  2. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога», Москва, «АРКТИ», 2000г.

Информация о работе Типология отклоняющего развития. Группа недостаточного развития