Типология отклоняющего развития. Группа недостаточного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

В группе недостаточного развития можно выделить подгруппу тотального недоразвития. Дети такой категории будут демонстрировать грубую недостаточность и произвольной регуляции деятельности, и пространственно-временных репрезентаций. Эти составляющие механизмов психического развития дефицитарны, начиная с самых «глубоких» уровней: регуляции движений (в первую очередь, возможности осуществлять сложные двигательные программы) до когнитивной составляющей (пространственно-временных репрезентаций).

Оглавление

Группа недостаточного развития
1.Тотальное недоразвитие психических функций………………………….3
2.Особенности вариантов и форм парциальной несформированности компонентов психической деятельности…………………………………16
3.Задержанное психическое недоразвитие……………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат Логопсихология.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

    У таких детей страдают все компоненты познавательной деятельности, причем часто в зависимости от метеорологических изменений, фаз луны и т.п.

    Игра  часто упрощена. Дети предпочитают «облегченные» игры двигательного характера («догонялки», возню, «вопилки» и др.), В играх расторможиваются и становятся плохо управляемыми. Для них характерны как определенная неадекватность и завышенность притязаний и самооценки, черты инфантильной демонстративности, так и неуверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответствовать требованиям взрослых.

    Произвольность  психических функций и регуляция собственного поведения незрелы, однако может наблюдаться достаточная сформированность произвольной регуляции на двигательном уровне (если нет выраженной неврологической патологии).

    Очевидно, что при оказании помощи эффективным оказывается сначала повышение общего уровня активности и продуктивной работоспособности ребенка и лишь затем собственно психолого-педагогическая коррекция. Здесь чаще всего необходима помощь и врача-невропатолога, и педиатра, гомеопата, назначение неспецифических общеукрепляющих и режимных мероприятий, разумная дозировка нагрузок и др. Не используя эти меры, только нагружая ребенка дополнительными коррекционными занятиями, нельзя добиться эффективности коррекционной помощи.

    Из  специальных видов психологической  помощи показано как формирование произвольной регуляции деятельности, так и формирование пространственных представлений (в качестве основы для развития когнитивной сферы). Когда речь идет о детях школьного возраста, следует говорить об интегрированном варианте коррекционной работы (специфическая работа психолога, логопедическая коррекция, при необходимости помощь дефектолога или репетиторство).

    Если  все замечания об оказании помощи детям этой группы будут учтены, а сама работа начата не позднее 7,5–8,5 лет, то можно предполагать достаточно благоприятный прогноз дальнейшего развития ребенка. В противном случае (позднее обращение к специалистам, неблагоприятные социальные условия) возможна девиация развития в сторону тотального недоразвития, часто осложненного личностной дисгармонией и нарушениями поведения.

3.Задержанное  психическое недоразвитие.

    Задержанный тип психического развития относится к группе недостаточного,

    Понятие «задержка развития» упоминается еще в психиатрических работах начала ХХ века. Проблема «пограничной умственной отсталости» рассматривалась отечественными специалистами в 1930-е (Н.И. Озерецкий, А.Ф. Мельникова, С.Я. Рабинович, Г.Е. Сухарева и др.), а затем в 1950-е годы. Практически всегда речь шла о принципиальной неправильности подведения под категорию «задержка психического развития» достаточно полиморфной группы детей. Г.Е. Сухарева, которая первой описала клинические варианты задержанного развития, так выразила свое мнение: «…представляется неудачной формулировка диагноза «задержка психического развития». Без раскрытия его клинического содержания этот термин остается пустым и ненужным».

    Варианты  задержанного развития.

    В своем классическом психолого-педагогическом варианте термин «задержка психического развития» был озвучен Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в 1960–1970-е гг. Это определение совершенно справедливо сопровождалось словом «временная», тем самым однозначно декларировался тот факт, что через определенный срок эта задержка компенсируется (с помощью специалистов или без нее), ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в условно-нормативное русло.

    В свою очередь, К.С. Лебединской (1980, 1982) были проведены дальнейшее разграничение и систематизация этого варианта отклоняющегося развития. В ее широко известной классификации выделяются четыре варианта задержанного развития:

    1) ЗПР конституционального происхождения;

    2) ЗПР соматогенного происхождения;

    3) ЗПР психогенного происхождения;

    4) ЗПР церебрально-органического происхождения.

    В дальнейшем мы будем соотносить наши варианты отклоняющегося развития с вариантами этой классификации.

    В дефектологической практике со временем исчезла даже та дифференциация вариантов задержанного развития, которая была предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской, стала исчезать и категория временности задержки психического развития.

    Всё разнообразие подобного типа развития в большинстве современных исследований сводится к единому, грубо упрощенному понятию «ЗПР».

    И на наш взгляд, при выделении категории истинно задержанного развития главными должны быть явления временности и практически полной самокомпенсации. То есть ресурсные возможности детей данной категории должны быть достаточными для того, чтобы к 9–11-летнему возрасту по всем или большинству показателей их психическое развитие сравнялось с развитием условно-нормативных сверстников.

    В то же время практика работы с детьми, чье состояние в большинстве случаев классифицируется как «ЗПР» (в особенности если это ЗПР церебрально-органического генеза, по К.С. Лебединской), показала, что ожидаемой компенсации в большинстве случаев не происходит, а коррекционная работа оказывается малоэффективной.

    Становится  очевидным, что термин «задержка  психического развития» не отражает заложенного в нем семантического смысла, поскольку состояние ребенка не нивелируется, не компенсируется ни к 11-летнему, ни к более позднему возрасту. Мы считаем, что основным в понимании истинно задержанного развития является увеличение темпа развития ребенка, который способен к 9–11-летнему возрасту реально догнать своих сверстников, что позволяет считать его развитие «условно нормативным».

    Таким образом, критерием выделения задержанного типа развития является равномерное и незначительное, достаточно гармоничное темповое отставание формирования всех психических функций от условно-нормативного.

    В свою очередь, истинно задержанное  развитие можно разделить на два варианта, каждый из которых отличается не только феноменологией, но и принципиально различными механизмами и структурой.

    В группе «задержанного развития» нами выделяются:

    равномерно (темпово) задержанное развитие (гармонический инфантилизм);

    неравномерно задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм).

    Описание  ребенка с гармоническим инфантилизмом приводится во всех источниках, поэтому мы скажем только самое главное. При оценке раннего развития у детей обычно не выявляются какие-либо значимые отклонения в темпах, сроках или последовательности формирования психомоторной и речевой функций. По всем показателям, в том числе и интеллектуальным, он демонстрирует абсолютно условно нормативное развитие только ребенка на 1–1,5 года младше. Само же «отставание» становится заметно обычно после 5,5–6 лет. В силу этого адаптация ребенка в образовательных условиях затруднена, а иногда и просто невозможна.

    Специалистами обычно ставится диагноз «инфантилизм», «конституциональная задержка психического развития» (К.С. Лебединская), а диагнозы логопеда звучат как «функциональная дислалия», «неярко выраженное общее недоразвитие речи». Официальный медицинский диагноз может быть «специфические нарушения развития учебных навыков». Точно так же могут быть поставлены диагнозы, отражающие недостаточность сформированности к данному возрасту социо-эмоциональной сферы; нарушение активности и внимания. Но все эти диагнозы будут лишь отражать ситуацию относительного несоответствия психоэмоционального состояния ребенка социально-психологическим требованиям, предъявляемым к данному паспортному возрасту.

    Операциональные характеристики деятельности могут быть самыми разнообразными, как и в норме. Утомляемость и истощаемость существенно выше при работе с учебными заданиями, чем в игре. Темп деятельности зависит от таких особенностей, как уровень психического тонуса, а также от соматического состояния.

    Регуляция деятельности крайне неустойчива и часто в большой степени зависит от мотивации, эмоционального комфорта и сиюминутных переживаний ребенка.

    Можно выделить недостаточность произвольного  внимания — неумение сосредоточиться (производят впечатление очень забывчивых, хотя каких-либо реальных нарушений памяти нет).

    Особенности латеральных предпочтений не специфичны: ребенок может быть как с правосторонним типом латерализации, так и с отдельными признаками левшества.

    Адекватность  и критичность  такого ребенка в быту, в игре, во взаимодействии с родителями в целом соответствует актуальному психофизическому развитию. Но в ситуациях нетипичных, выходящих за рамки привычных бытовых, ребенок может легко «потеряться» или стать неадекватным тем социальным нормативам поведения, которые общество предъявляет к ребенку данного паспортного возраста.

    Обучаемость в быту, в игре в целом нормативна, однако, когда дело касается овладения какими-либо учебными или «предучебными» навыками (в особенности у 6–7-летнего ребенка), возникают вполне определенные трудности: необходимость существенно большей внешней мотивации и организации, включение в деятельность игровых моментов, дробность и дозирование подачи материала и др. При соблюдении этих условий обучаемость ребенка будет вполне нормативной, но даже отсутствие какого-то одного из условий (например, внешней мотивации) негативно скажется на ходе обучения.

    Развитие  познавательной деятельности также темпово задержанно. Даже речь такого ребенка носит оттенок инфантильности, в ней часто присутствуют специфичные для более младшего возраста интонации и слова, кроме того, сама структура фразы характеризует речь как темпово задержанную. При этом не опосредованные регуляторной зрелостью функции: запоминание, внимание, образно-логическое мышление — могут быть в целом нормативны, а их недостаточность будет следствием незрелости произвольной регуляции.

    И игра, и эмоционально-личностные особенности гармоничны и соответствуют показателям ребенка более младшего возраста. Единственное отличие — эмоциональный тонус оказывается очень нестабильным.

    Формирование  базовых составляющих психического развития соответствует нормальному онтогенезу, не меняет своих пропорций, но просто происходит как бы медленнее. При этом и сами уровни развития базовых составляющих гармонично соотносятся друг с другом и в целом соответствуют общей программе психического развития ребенка. Понятно, что при таком понимании развития не приходится говорить о коррекционной работе в прямом смысле этого слова, но следует иметь в виду, что развивающая работа должна быть специфичной для того возраста, который демонстрирует ребенок (ритмика, танцы, изобразительная деятельность, участие в театрализованных представлениях, занятия физической культурой). При всех видах работ с ребенком необходим тщательный учет особенностей операциональных характеристик его деятельности и мотивации. При необходимости возможно параллельное подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизнесения).

    Прогноз развития следует оценивать как хороший, особенно в том случае, когда ребенок начинает регулярное обучение не в соответствии с паспортным возрастом, а по факту готовности. Если же особенности развития ребенка не учитываются и он начинает обучение в школе «по возрасту» — невозможность нормального усвоения материала и эмоциональная и поведенческая неадекватность условиям обучения могут способствовать формированию дисгармонических черт личности, нарушений поведения и школьной дезадаптации в целом (в том числе и образовательной). В дальнейшем при неблагоприятных средовых условиях возможна девиация развития в сторону одного из вариантов дисгармонического развития.

    Вариант неравномерно задержанного психического развития (дисгармонический инфантилизм) характеризуется, в первую очередь, более высоким уровнем сформированности когнитивного компонента психической деятельности по сравнению с уровнем развития произвольной регуляции собственной деятельности, мотивационной и аффективно-эмоциональной сфер.

    Именно  этот вариант задержанного развития может быть соотнесен с ЗПР соматогенного происхождения (по К.С. Лебединской).

    В целом, раннее развитие с точки зрения сроков и темпа психического развития ничем не отличается от средненормативного. Родители отмечают в раннем возрасте много проблем со здоровьем — простудные заболевания, аллергические реакции, проблемы с кишечником. Иногда к трем годам выявляется снижение остроты зрения. Отсюда понятны и элементы гиперопеки родителей: такому ребенку уделяется много внимания, ему обычно много читают, рано начинают развивать когнитивную сферу.

Информация о работе Типология отклоняющего развития. Группа недостаточного развития