Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:55, реферат
В группе недостаточного развития можно выделить подгруппу тотального недоразвития. Дети такой категории будут демонстрировать грубую недостаточность и произвольной регуляции деятельности, и пространственно-временных репрезентаций. Эти составляющие механизмов психического развития дефицитарны, начиная с самых «глубоких» уровней: регуляции движений (в первую очередь, возможности осуществлять сложные двигательные программы) до когнитивной составляющей (пространственно-временных репрезентаций).
Группа недостаточного развития
1.Тотальное недоразвитие психических функций………………………….3
2.Особенности вариантов и форм парциальной несформированности компонентов психической деятельности…………………………………16
3.Задержанное психическое недоразвитие……………………………….28
Эмоциональные проявления обеднены. При этом ребенок подражает взрослым во внешнем рисунке их действий. Крайне редко предметы используются в качестве игровых заместителей. При легкой степени выраженности недоразвития игра может соответствовать игре детей более младшего возраста, однако всегда отмечается инертность деятельности ребенка и его тормозимость. В играх с другими детьми они оказываются в пассивной роли и нуждаются в организации и планировании игровых действий взрослым.
Общий фон настроения часто снижен, дети часто плаксивы, долго успокаиваются, в то же время им не свойственны резкие перепады настроения (в отличие от детей с другими типами тотального недоразвития). Ребенок с трудом вступает в контакт, инертен в своих предпочтениях и интересах, мало пресыщаем, склонен к монотонной однообразной деятельности и испытывает дискомфорт при ее прерывании. В эмоциональных реакциях ребенок также инертен. Сами эмоциональные реакции значительно уплощены. От контактов с детьми часто уклоняется, эти контакты можно назвать формальными. Склонен находиться рядом со взрослым или ребенком, к которому привык и от которого зависим. Очень ориентирован на реакции взрослого.
Важной особенностью формирования развивающих и коррекционных программ (при отсутствии неврологических противопоказаний) является включение разнообразной сенсорной стимуляции (за исключением случаев эпилептиформных расстройств). Это позволяет обеспечить необходимую тонизацию, повышение уровня общей психической активности ребенка. Такая работа должна проводиться уже на первом этапе деятельности специалистов. В дальнейшем показаны все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: арт-терапия, музыкотерапия, логоритмика, программы по формированию произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля, различные формы двигательных и когнитивных занятий, в том числе формирование пространственных представлений. Общепринятые методы дефектологии и программы специального коррекционного образования, несомненно, должны иметь приоритетное значение.
Лишь при создании достаточного уровня психической активности возможно полномасштабное подключение учителя-дефектолога и логопеда, эффективность работы которых только в этом случае будет максимальной. Таким образом, на первый план выступает помощь таких специалистов, как арт-терапевты, музыкотерапевты и др. В том же ряду находится и врач-невролог (психиатр), который определяет возможность и необходимость соответственной медикаментозной поддержки.
Поскольку эти дети достаточно «удобны» в качестве учеников и, как правило, не привлекают к себе большого внимания на фоне детей других типов тотального недоразвития, работа с ними проводится обычно в последнюю очередь, что, безусловно, негативно сказывается на динамике их развития. При наличии органического заболевания или поражения ЦНС (в частности, эпилепсия или варианты эпилептического синдрома) прогноз дальнейшего развития ребенка в значительной степени зависит от адекватности и эффективности лечебных мероприятий.
2.Особенности вариантов и форм парциальной несформированности компонентов психической деятельности.
Многие психологи и психиатры широко используют термин «парциальность» для характеристики неравномерности развития тех или иных компонентов психической деятельности. Наиболее убедительно этот подход к проблеме недостаточного развития представлен в работе Д.Н. Исаева (1982). Аналогичный взгляд на этот вариант развития у Г.Е. Сухаревой (1965) в ситуации разграничения сходных с олигофренией (умственной отсталостью) состояний.
Следует подчеркнуть факт мозаичной незрелости и дефицитарности отдельных сторон психического развития ребенка при сохранности или достаточной сформированности остальных функциональных систем, процессов. При этом степень такой парциальной несформированности, ее «широта» (количество компонентов) могут варьироваться, в отдельных случаях приближаясь к тотальным вариантам психического недоразвития. Таким образом, одним из главных типологических критериев рассматриваемой подгруппы является: наличие выраженной уровневой несформированности одного или нескольких компонентов (составляющих) процессов психической деятельности при достаточной (в соответствии со среднепопуляционными возрастными нормативами-требованиями СПН) сформированности всех остальных компонентов целостной психической деятельности.
Вышесказанное относится в первую очередь к познавательной деятельности.
Важно провести принципиальное разграничение группы парциальной несформированности психической деятельности с группой задержанного развития. Многолетняя практика показывает, что развитие детей с парциальной несформированностью идет принципиально иным путем. Пути развития этих двух категорий детей начинают расходиться еще в раннем возрасте, становясь все более непохожими на протяжении дошкольного детства. В первую очередь это относится к механизмам психического развития. Помимо этого, дети с парциальной несформированностью компонентов психической деятельности не догоняют своих сверстников ни к 9 –11 годам (что является принципиальным для истинно задержанного развития), ни даже позднее. Особенности развития этих детей можно охарактеризовать не столько количественным отличием отдельных показателей от истинного задержанного развития, но качественно иной структурой развития составляющих психической деятельности ребенка, в том числе «причинного» уровня, — спецификой формирования пространственно-функциональной организации мозговых систем.
В свою очередь, подгруппа «Парциальная несформированность компонентов психической деятельности» в соответствии со спецификой (дефицитарностью) как тех или иных базовых составляющих психического развития, так и отдельных компонентов «уровня причин», может быть разделена на следующие типологические виды:
• парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности;
• парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности;
• парциальная несформированность смешанного типа.
При этом для каждого вида парциальной несформированности возможна и дальнейшая дифференциация форм и вариантов.
На настоящий момент выделяется несколько вариантов несформированности регуляторного компонента психической деятельности, влияющего, в первую очередь, на особенности формирования познавательной деятельности.
В качестве причин недостаточной сформированности произвольной регуляции психической деятельности можно выделить недостаточность (от легкой дисфункциональности до повреждения) нейробиологической составляющей развития центральной нервной и соматической систем.
На феноменологическом уровне это проявляется в недостаточном развитии познавательной деятельности и, что особенно специфично, — поведения в целом.
Чем более выражена недостаточность ЦНС, тем больше будет страдать развитие познавательной деятельности.
Основными медицинскими диагнозами являются: «синдром гиперактивности и дефицита внимания», «минимальная мозговая дисфункция», «гиперкинетические расстройства», «специфические нарушения развития моторной функции». Уже в младшем школьном возрасте можно встретить диагноз «расстройства поведения», «другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, возникающие обычно в детском и подростковом возрасте».
Совершенно очевидно, что при анализе особенностей развития такого ребенка следует учитывать, что страдает произвольная регуляция как «базисных» компонентов психической деятельности (восприятия, памяти, внимания), так и иерархически более «высоких»: целеполагания, программирования и контроля. В то же время (и это является характерной особенностью именно этого типологического варианта) при достаточной внешней организации деятельности, ее жестком и поэтапном контроле со стороны взрослого дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту.
Наиболее показательны для этих детей признаки неврологического неблагополучия в раннем возрасте. Чаще отмечаются мышечный гипертонус или дистония (неравномерность мышечного тонуса). Довольно часто уже на ранних этапах развития ребенку ставится диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия).
Наличие значительного количества признаков неврологического неблагополучия и изменение сроков моторного развития, чаще всего «ускорение» развития — раннее вставание, начало ходьбы и т.п., являются особенностями данного варианта дизонтогенеза. Следует отметить, что при этом последовательность моторного развития (сел — пополз — встал — пошел) может оставаться неизмененной.
Физическое развитие в целом соответствует возрасту, но в поведении наблюдаются двигательная и/или речевая расторможенность, импульсивность.
Ребенок легко отвлекаем, не удерживает данные ему инструкции, для выполнения какой-либо продуктивной деятельности нуждается не только во внешней мотивации, но и во внешнем программировании и контроле деятельности. Общая моторика, как правило, неловкая, негармоничная, а мелкая моторика страдает и в звене тонуса, и в звене направления движения (особенно на письме). Часто поведение такого ребенка выглядит как неадекватное и ситуации, и возрасту.
Такие дети и пресыщаемы, и истощаемы. Это снижение работоспособности еще более негативно сказывается на возможности произвольной регуляции самой деятельности, приводит к инертным ее формам.
Наличие большого количества левосторонних предпочтений не специфично для этой категории детей, а, как и в других случаях, является отягощающим фактором для дальнейшего развития.
Такие
показатели, как адекватность
и критичность, оказываются сниженными
в силу импульсивности ребенка и трудности
целенаправленной деятельности, особенно
в ситуации утомления. При правильно организованных
условиях диагностического обследования,
правильном расчете сил ребенка и адекватной
мотивации показатель обучаемости
в целом должен соответствовать возрасту.
Очевидно, что на фоне выраженного утомления
и полной невозможности организовать
деятельность ребенка об обучаемости
вообще трудно говорить. Именно в этой
ситуации возникают дифференциально-
Совершенно естественно, что в целом познавательная деятельность оказывается дефицитарной именно в звене регуляции — страдают произвольное запоминание, произвольное внимание и др. Часто вообще невозможно выполнять задания, требующие выстраивания алгоритма деятельности. В ситуации, когда деятельность ребенка жестко организована и контролируется взрослым, результативность выполнения может соответствовать условно нормативным показателям.
В игре ребенок выраженно непоследователен, легко сходится с детьми, но по пустякам так же легко и расходится. Часто отсуттвует учет ответных реакций других детей, затруднено, а зачастую невозможно предвосхищение эмоциональных и поведенческих реакций других детей в ответ на собственное поведение. В целом игра характеризуется как импульсивная, в игре ребенок расторможен, «заводится» сюжетом, часто не улавливает момента, когда другим детям игра уже надоела. В большинстве случаев относительно долго удерживать роль в определенном ключе ребенок вообще не в состоянии.
Ребенок часто может быть возбужден, эмоционально лабилен. Так называемая агрессивность такого ребенка (хотя именно эти дети чаще всего презентируют агрессивные формы поведения) не есть истинная агрессивность. Подобные псевдоагрессивные проявления возникают именно потому, что ребенок не может произвольно регулировать себя, произвольно остановить свой аффективно-двигательный «порыв» в нужный момент (когда, например, вошла воспитательница или учитель).
Очевидно, что общая структура и пропорции несформированности отдельных базовых составляющих неравномерны, что и определяет отнесение детей к этой типологической группе.
В первую очередь грубо дефицитарна именно произвольная регуляция психической активности. Несформированность произвольной регуляции диагностируется уже начиная с трудностей удержания простой двигательной программы (жестко заданной последовательности двигательных актов). В большом количестве случаев затруднена и регуляция силы мышечного тонуса, направления движения (точностные движения). Иерархически более высокие уровни произвольной регуляции деятельности: регуляция психических функций, поведения, своей эмоциональной экспрессии и межличностных отношений — оказываются недостаточно сформированы, а в тяжелых случаях грубо дефицитарны. В последних случаях несформированность произвольной регуляции не может не оказывать влияния на структуру формирования пространственно-временных представлений, которые оказываются в ситуации «невыраженного» дефицита.
Информация о работе Типология отклоняющего развития. Группа недостаточного развития