Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:01, реферат
Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в
процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают
влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес.
Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей
мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда
также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода,
обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию.
В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия,
которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период
стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям
показывают ряд из 6 палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их,
не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего
возраста, ещё не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут
палочку к палочке.
В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю
стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки
могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать
нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие
мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.
Колберг
Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и
наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963),
придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще
один подход к проблеме, в которой чувствуется сильное влияние теории Пиаже.
Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют
друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у
Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате
совершенствования
когнитивных навыков и
(эмпатии). В
отличие от Пиаже Колберг не
связывает периоды
развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей
достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются
нравственно незрелыми.
Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем
и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить
поощрение (вторая стадия). На третьей стадии начинают формироваться
собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся
приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На
четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем.
Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому
кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно».
Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать
высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.
На пятой стадии
люди осмысливают возможные
нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения,
представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным
образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое
«хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое
управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система
развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во
спасение», щадящая чувства другого человека.
На шестой стадии
у людей формируется
универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены
эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому
человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были
мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.
Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга.
Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже
находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных
ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития
личности: правомерно ли считать что несколько выдающихся деятелей в истории
человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть
может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе,
когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд
Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.
Социализация: непрерывный процесс
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие
личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.
Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация
происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие
различия между
социализацией детей и
Социализация как ответ на кризис
Некоторые социологи утверждают, что изменение процесса социализации во взрослом
возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей
различны. Такой подход назван адаптивистским: жизнь взрослых
рассматривается
как ряд ожидаемых и
осмыслить и преодолеть. Например, ожидаемым кризисом можно считать потерю
физической подвижности с возрастом; неожиданным кризисом может стать смерть
одного из супругов.
Джон Клаузен (1972) отметил ряд критических моментов в жизни взрослых.
Взрослые должны выбрать профессию, выдержать связанный с этим стресс, они
вынуждены балансировать между требованиями, предъявляемыми им на работе и в
семье. Им также преодолевать так называемый «кризис сорокалетних», когда
человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучней, а
семья напоминает «опустевшее гнездо». Время наступления этого кризиса
значительно варьируется у разных людей. Он может разразиться, когда дети
покидают родной дом, а также в связи с уходом на пенсию. Кризис может
проявляться по-разному: люди чувствуют глубокую тревогу от сознания наступающей
старости, испытывают страх смерти или отчаянно стремятся снова почувствовать
себя молодыми.
Социализация как постоянный рост
Сторонники адаптивистского подхода обычно считают, что взрослым приходится
преодолевать один за другим ряд отдельных кризисов. Разрешение одного кризиса
не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от этих теорий развивающий
подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается
преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающегося
подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Социальный
психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития
личности в течение всей её жизни. Согласно теории Эриксона, жизненный цикл
развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а
последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой
стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход
от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса,
даже если он разрешается не полностью.
Далее приводятся все стадии развития личности в соответствии с теорией Эриксона.
Восемь стадий человеческого развития по Эриксону
выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, в
группе – участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают
отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять
интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, лётчика, медицинской