Теории развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:01, реферат

Краткое описание

Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в

процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают

влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес.

Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей

мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда

также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода,

обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию.

Файлы: 1 файл

Теории развития личности.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

     Изменение личности

Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно

отличается от рассмотренной нами.

Он считает, что  социализация взрослых не является продолжением социализации

детей; она представляет собой процесс преодоления психологических  тенденций,

сложившихся в  детстве. Хотя Гоулд разделяет точку  зрения Фрейда о том, что

травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование

личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Взрослые люди

путем размышлений  и наблюдений могут осознать, что  некоторые понятия,

внушенные им в  детстве, не соответствуют действительности, что родители

далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их

желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что не

обязательно подчинятся авторитетам. Гоулд утверждает, что  успешная

социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности

во всемогуществе  авторитетных лиц и в том, что  другие обязаны заботится о

твоих нуждах. В  результате формируются более реалистичные убеждения с

разумной мерой  недоверия к авторитетам и  пониманием, что люди сочетают в  себе

как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди

становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге  личность обретает

значительно большую  свободу (Смелзер Н. Социология 1994).

     Ресоциализация

     Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков

вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация

охватывает многие виды деятельности – от занятий  по исправлению навыков чтения

до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной

из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться со своими

конфликтами и  изменить своё поведение на основе этого понимания.

     Социализация пожилых

В последнее время  социологи начали изучать ещё  один тип социализации:

социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет

собой процесс  роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть

вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека,

что часто происходит в старости.

Социолог Ирвин Розов (1974) считает, что социализацию американцев в

пожилом возрасте нельзя признать эффективной. Он подчёркивает, что, в то время

как другие этапы  социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами,

как  конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и т.д., в пожилом

возрасте жизнь  скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное

получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с  наступающей старостью, вместо

того чтобы воспринимать её как новый неповторимый этап жизни. Кроме того, на

предыдущих этапах жизнь обычно приносит всё новые  радости и блага – увеличение

дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают

главным образом  потери. Вместо вступления в новые  общественные группы пожилые

люди становятся всё более одинокими – их дети уезжают, друзья умирают, вечером

им страшно выйти  из дома.

Социализация пожилых  отличается от социализации на более  ранних этапах жизни

ещё и тем, что  роли пожилых людей чётко не определены. Вдова уже больше не

жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение вдовы и

пенсионера даже нельзя считать ролями, поскольку  они мало связаны с

определёнными нормами  или идеалами.

Не имея чётко  определённых ролей, люди пожилого возраста стремятся выглядеть

молодыми в обществе, где высоко ценится энергия молодости. Подлинная роль

стариков в этом обществе остаётся неясной. Люди, значительная часть жизни

которых осталась позади, не пользуются особым престижем  или почётом.

     Агенты социализации

Институты, отдельные  люди и группы, которые способствуют социализации,

называют агентами социализации. Далее представлены некоторые  основные агенты

социализации, действующие  на определенном этапе жизненного пути.

     Младенческие годы

В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания,

человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят,

одевают и защищают от холода. Чтобы правильно развиваться, младенцам

необходимо так  же постоянно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы

жизни.

     Депривация. Исследования по депривации или отсутствии родительской заботы

наглядно свидетельствуют  о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей,

которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что

отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к

обучению.

Анна была незаконнорожденным ребенком, которого мать постоянно  запирала в

комнате и оставляла  одного. Хотя мать кормила её, она  редко купала и обнимала

Анну и почти  не разговаривала с девочкой. Когда Анне было шесть лет, её нашли

посторонние люди; девочка в этом возрасте не умела  ходить. Её отправили в

детский дом, а  в дальнейшем она училась в  специальной школе. Через четыре

года девочка  умерла – к этому времени она  научилась играть с мячом, одеваться

и выполнять простые  задания, но во время еды могла  пользоваться только

ложкой, а её речь была на уровне двухлетнего ребенка.

Камала была так  называемым маугли. Её обнаружили английские миссионеры в

Индии, когда ей было восемь лет. Считалось, что родители бросили её, когда

она была грудным  ребенком, и девочка выросла среди  волков. Может быть, на

самом деле девочка  вовсе не жила среди волков, но она  страдала эмоциональной

депривацией. Она  ходила без одежды и ела сырое  мясо. Когда миссионеры нашли

её, девочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в

течение восьми лет  обучения в школе миссионерства  Камала сделала большие

успехи. Она научилась  пользоваться простым набором слов и выражать различные

чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к

другим детям, научилась  носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она

так и не научилась  читать и поддерживать дружбу в течение  какого-то времени.

     Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свидетельствуют об

огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения.

Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма – вредных

последствий казенной обстановки детских учреждений для  сирот, где дети лишены

родительской ласки  и любви. Спиц (1945) провел важное исследование

госпитализма, сравнивая  детей, которые воспитывались в  двух разных детских

учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда

их матери отбывали наказание. Вторым – дом ребенка, где воспитывались дети,

навсегда покинутые  родителями. В обоих детских учреждениях  дети жили в чистоте,

получали полноценное  питание и медицинское обслуживание. Главное отличие

связано с индивидуальной заботой о младенцах. В доме ребенка  старшая медсестра

и пять её помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая

медсестра и три  её помощницы обучали матерей  кормить грудью и ухаживать за

собственным ребенком.

Сравнение детей  из двух учреждений выявило удивительные различия. С третьего

месяца после  рождения среди детей в доме ребенка наблюдался высокий уровень

заболеваемости  и смертности; они отставали в  физическом и умственном

развитии. Дети, которые  жили в яслях, были значительно здоровее и активнее;

они намного раньше начинали говорить. Спиц сделал вывод, что тесный контакт

со взрослыми  был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и

развитию детей  в яслях.

Исследования детенышей  обезьян, проведенные Херри Харлоу в Висконсинском

университете, также  подтверждают важность заботы и тепла  со стороны взрослых

особей на раннем этапе развития их детенышей. В исследовании Харлоу детеныши

обезьян получили суррогатных мам («мам-заменителей» двух типов. Первой

«мамой» была искусственная  обезьяна, обшитая мягкой шерстяной  тканью; вторая

представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивающие детенышей

молоком. Когда  маленькие обезьянки были сыты, они  все время прижимались к

«мягкой маме», рядом  с которой они ощущали тепло  и чувствовали себя в

безопасности. Обезьянки, которые имели дело только с «жесткой мамой»,

сделанной из проволоки, вырастали очень агрессивными и  небрежно относились к

своим собственным  детенышам, иногда даже убивая их. Обезьяны, которых

согревала «мама», обшитая шерстью, вырастали более  отзывчивыми, внимательными

и заботливыми по отношению к своему потомству.

У человеческих младенцев  складываются более или менее  тесные отношения со

взрослыми, которые  о них заботятся, - это родители, братья и сестры,

родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти люди становятся основными

агентами социализации в жизни ребенка. Целью социализации в этот период

является формирование у ребенка мотивации на привязанность  к другим людям,

выражающейся в  доверии, послушании и желании делать им приятное.

     Детство и юность

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты

социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели  в летних

лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В это время  не только растет

количество агентов  социализации, но и меняется программа их действий. Всё

больший упор делается на овладение мыслительными и  познавательными навыками;

ребенок учится употреблять  буквы и числа, осваивает сложные  системы правил.

Когда дети достигают  зрелости, главными агентами социализации могут стать для

них не родители, а сверстники.

Средства массовой информации. В нашем обществе дети в значительной мере

усваивают роли и  правила поведения в обществе из телевизионных передач,

Информация о работе Теории развития личности