Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:01, реферат
Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в
процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают
влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес.
Например, в нашем обществе ценится стройность, поэтому у стройных в большей
мере развито чувство собственного достоинства, чем у полных. Окружающая среда
также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода,
обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию.
Изменение личности
Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно
отличается от рассмотренной нами.
Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации
детей; она представляет
собой процесс преодоления
сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что
травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование
личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Взрослые люди
путем размышлений и наблюдений могут осознать, что некоторые понятия,
внушенные им в
детстве, не соответствуют
далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их
желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что не
обязательно подчинятся авторитетам. Гоулд утверждает, что успешная
социализация взрослых
связана с постепенным
во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботится о
твоих нуждах. В результате формируются более реалистичные убеждения с
разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе
как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди
становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает
значительно большую свободу (Смелзер Н. Социология 1994).
Ресоциализация
Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков
вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация
охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения
до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной
из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться со своими
конфликтами и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Социализация пожилых
В последнее время социологи начали изучать ещё один тип социализации:
социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет
собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть
вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека,
что часто происходит в старости.
Социолог Ирвин Розов (1974) считает, что социализацию американцев в
пожилом возрасте нельзя признать эффективной. Он подчёркивает, что, в то время
как другие этапы социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами,
как конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и т.д., в пожилом
возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное
получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо
того чтобы воспринимать её как новый неповторимый этап жизни. Кроме того, на
предыдущих этапах жизнь обычно приносит всё новые радости и блага – увеличение
дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают
главным образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы пожилые
люди становятся всё более одинокими – их дети уезжают, друзья умирают, вечером
им страшно выйти из дома.
Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни
ещё и тем, что роли пожилых людей чётко не определены. Вдова уже больше не
жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение вдовы и
пенсионера даже нельзя считать ролями, поскольку они мало связаны с
определёнными нормами или идеалами.
Не имея чётко определённых ролей, люди пожилого возраста стремятся выглядеть
молодыми в обществе, где высоко ценится энергия молодости. Подлинная роль
стариков в этом обществе остаётся неясной. Люди, значительная часть жизни
которых осталась позади, не пользуются особым престижем или почётом.
Агенты социализации
Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации,
называют агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты
социализации, действующие на определенном этапе жизненного пути.
Младенческие годы
В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания,
человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят,
одевают и защищают от холода. Чтобы правильно развиваться, младенцам
необходимо так же постоянно чувствовать, что их любят, особенно в первые годы
жизни.
Депривация. Исследования по депривации или отсутствии родительской заботы
наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей,
которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что
отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к
обучению.
Анна была незаконнорожденным ребенком, которого мать постоянно запирала в
комнате и оставляла одного. Хотя мать кормила её, она редко купала и обнимала
Анну и почти не разговаривала с девочкой. Когда Анне было шесть лет, её нашли
посторонние люди; девочка в этом возрасте не умела ходить. Её отправили в
детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной школе. Через четыре
года девочка умерла – к этому времени она научилась играть с мячом, одеваться
и выполнять простые задания, но во время еды могла пользоваться только
ложкой, а её речь была на уровне двухлетнего ребенка.
Камала была так называемым маугли. Её обнаружили английские миссионеры в
Индии, когда ей было восемь лет. Считалось, что родители бросили её, когда
она была грудным ребенком, и девочка выросла среди волков. Может быть, на
самом деле девочка вовсе не жила среди волков, но она страдала эмоциональной
депривацией. Она ходила без одежды и ела сырое мясо. Когда миссионеры нашли
её, девочка крайне враждебно относилась к другим людям. В дальнейшем в
течение восьми лет обучения в школе миссионерства Камала сделала большие
успехи. Она научилась пользоваться простым набором слов и выражать различные
чувства. Хотя Камала стала проявлять некоторое дружелюбие по отношению к
другим детям, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, она
так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени.
Госпитализм. Приведенные примеры социальной изоляции свидетельствуют об
огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения.
Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма – вредных
последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены
родительской ласки и любви. Спиц (1945) провел важное исследование
госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских
учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда
их матери отбывали наказание. Вторым – дом ребенка, где воспитывались дети,
навсегда покинутые родителями. В обоих детских учреждениях дети жили в чистоте,
получали полноценное
питание и медицинское
связано с индивидуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра
и пять её помощниц заботились о сорока пяти грудных детях; в яслях старшая
медсестра и три её помощницы обучали матерей кормить грудью и ухаживать за
собственным ребенком.
Сравнение детей из двух учреждений выявило удивительные различия. С третьего
месяца после рождения среди детей в доме ребенка наблюдался высокий уровень
заболеваемости и смертности; они отставали в физическом и умственном
развитии. Дети, которые жили в яслях, были значительно здоровее и активнее;
они намного раньше начинали говорить. Спиц сделал вывод, что тесный контакт
со взрослыми был основным фактором, способствовавшим лучшему здоровью и
развитию детей в яслях.
Исследования детенышей обезьян, проведенные Херри Харлоу в Висконсинском
университете, также подтверждают важность заботы и тепла со стороны взрослых
особей на раннем этапе развития их детенышей. В исследовании Харлоу детеныши
обезьян получили суррогатных мам («мам-заменителей» двух типов. Первой
«мамой» была искусственная обезьяна, обшитая мягкой шерстяной тканью; вторая
представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивающие детенышей
молоком. Когда маленькие обезьянки были сыты, они все время прижимались к
«мягкой маме», рядом с которой они ощущали тепло и чувствовали себя в
безопасности. Обезьянки, которые имели дело только с «жесткой мамой»,
сделанной из проволоки, вырастали очень агрессивными и небрежно относились к
своим собственным детенышам, иногда даже убивая их. Обезьяны, которых
согревала «мама», обшитая шерстью, вырастали более отзывчивыми, внимательными
и заботливыми по отношению к своему потомству.
У человеческих младенцев складываются более или менее тесные отношения со
взрослыми, которые о них заботятся, - это родители, братья и сестры,
родственники, приходящие няни, друзья семьи. Эти люди становятся основными
агентами социализации в жизни ребенка. Целью социализации в этот период
является формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям,
выражающейся в доверии, послушании и желании делать им приятное.
Детство и юность
В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты
социализации: учителя, лидеры скаутских организаций, воспитатели в летних
лагерях, врачи, дантисты, новые приходящие няни. В это время не только растет
количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Всё
больший упор делается на овладение мыслительными и познавательными навыками;
ребенок учится употреблять буквы и числа, осваивает сложные системы правил.
Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать для
них не родители, а сверстники.
Средства массовой информации. В нашем обществе дети в значительной мере
усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач,