Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить логопедическую, психолого-педагогическую, специальную литературу, посвященную проблеме логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Провести анализ специальной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме устранения оптической дисграфии у детей.
2.Подобрать комплекс заданий и упражнений, направленных на устранение оптической дисграфии у детей.
3.Сформулировать методические рекомендации по предупреждению и устранению оптической дисграфии у детей.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения оптической дисграфии у младших школьников
Понятие о письменной речи
Понятие о дисграфии
Особенности оптической дисграфии у младших школьников
Глава II. Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников
2.1 Методики выявления оптической дисграфии у младших школьников
2.2 Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у младших школьников.
Заключение
Список литературы
4.Определить буквы в
5.Обвести контуры букв.
6.Добавить недостающий
7.Выделить буквы, наложенные друг на друга.
С целью развития зрительной памяти используются следующие виды работ.
1.Игра «Чего не стало?» На столе раскладывают 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
2.Дети запоминают 4-5 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
3.Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10).
4.Игра «Что изменилось?».
5.Разложить буквы, цифры,
Наиболее выраженными ошибками
при оптической дисграфии
Пространственная ориентировка
включает два вида
В процессе работы по развитию пространственных представлений
необходимо
учитывать особенности и
При устранении оптических дисграфий логопеду необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе и строить свою работу по следующему плану:
В.С.Кукушин [6] также предлагает основные направления коррекционной работы при оптических нарушениях чтения и письма.
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы и величины букв.
2.Уточнение и расширение
3.Формирование
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Формирование речевых
6.Дифференциация смешиваемых
Мазанова Е.В. [12] рекомендует для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии, логопеду принимать во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. Автор считает, что при устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:
Е.В.Мазанова предлагает коррекционную работу проводить в четыре этапа.
1-ый этап. Организационный. Цели и задачи:
1. Проведение первичного обследования.
2. Оформление документации и
3. Сообщение результатов
Работа на этом этапе
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи:
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия
- Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания
4. Формирование
а) ориентировка в схеме
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
5. Формирование речевых средств,
отражающих зрительно-
6. Развитие зрительно-моторных
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.
3-й этап. Основной. Цели и задачи:
1. Закрепление связей между
2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
- Дифференциация гласных и
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
- Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе
4-й этап. Заключительный. Цели и задачи:
1. Закрепление полученных
2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.[12]
Методика Е.В. Мазановой
Анализ психолого-
При оптической форме
В данной работе подобраны методики, где главной задачей было не только устранение изолированного дефекта, но и воздействие на речевую систему в целом (В.С.Кукушин, Р.И. Лалаева, Е.В.Мазанова).
Таким
образом, преодоление оптической дисграфии
осуществляется приемами, направленными
на развитие зрительного гнозиса, мнезиса,
пространственных представлений и их
речевых обозначений, развитие зрительного
анализа и синтеза. Большое внимание уделяется
сравнению смешиваемых букв с максимальным
использованием различных анализаторов.
1.Аманатова
М.М. Дифференциация букв по
оптическому сходству//