Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить логопедическую, психолого-педагогическую, специальную литературу, посвященную проблеме логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Провести анализ специальной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме устранения оптической дисграфии у детей.
2.Подобрать комплекс заданий и упражнений, направленных на устранение оптической дисграфии у детей.
3.Сформулировать методические рекомендации по предупреждению и устранению оптической дисграфии у детей.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения оптической дисграфии у младших школьников
Понятие о письменной речи
Понятие о дисграфии
Особенности оптической дисграфии у младших школьников
Глава II. Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников
2.1 Методики выявления оптической дисграфии у младших школьников
2.2 Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у младших школьников.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 4 дисграфия.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

        4.Определить буквы в неправильном  положении.

        5.Обвести контуры букв.

        6.Добавить недостающий элемент  буквы.

        7.Выделить буквы, наложенные друг на друга.

         С целью развития зрительной  памяти используются следующие  виды работ.

          1.Игра «Чего не стало?» На  столе раскладывают 5-6 игрушек. Дети  должны запомнить их. Затем логопед  убирает одну, а дети должны  отгадать, какой игрушки не стало.

         2.Дети запоминают 4-5 картинок, затем  отбирают их среди других 8-10 картинок.

        3.Запомнить буквы, цифры или  фигуры (3-5), а затем выбрать их  среди других (8-10).

        4.Игра «Что изменилось?».

        5.Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

         Наиболее выраженными ошибками  при оптической дисграфии являются  смешения букв, состоящих из одинаковых  элементов, но различно расположенных  в пространстве (Т – Г, Р  – Ь, П – Н – И и  др.).  Поэтому при устранении оптической дисграфии необходимо уделять должное внимание работе по формированию у детей пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.

         Пространственная ориентировка  включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  1. ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
  2. ориентировку в окружающем пространстве.

        В процессе работы по развитию пространственных представлений

    необходимо  учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе; психологическую структуру оптического и оптико-пространственного гнозиса и праксиса; состояние зрительного, пространственного восприятия и представлений у детей с дисграфией.

         При устранении оптических дисграфий логопеду необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе и строить свою работу по следующему плану:

  1. дифференциация правых и левых частей тела;
  2. ориентировка в окружающем пространстве;
  3. уточнения понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

         В.С.Кукушин [6] также предлагает основные направления коррекционной работы при оптических нарушениях чтения и письма.

           1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы и величины букв.

           2.Уточнение и расширение объема  зрительной памяти (мнезиса).

           3.Формирование пространственного  восприятия и пространственных  представлений.

           4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

           5. Формирование речевых обозначений  зрительно-пространственных отношений.

           6.Дифференциация смешиваемых при  чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном  тексте.

           Мазанова Е.В. [12] рекомендует для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии, логопеду принимать во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. Автор считает, что при устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  3. Развивать зрительный анализ и синтез.
  4. Развивать зрительно-моторные координации.
  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  6. Учить дифференцированности смешиваемых по оптическим признакам букв.

        Е.В.Мазанова предлагает коррекционную работу проводить  в четыре этапа.

        1-ый  этап. Организационный. Цели и  задачи:

           1. Проведение первичного обследования.

           2. Оформление документации и планирование  работы.

           3. Сообщение результатов обследования  всем участникам педагогического  процесса (для совместной коррекционной  работы).

           Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.

           2-й этап. Подготовительный. Цели  и задачи:

           1. Развитие у детей зрительного  восприятия и узнавания предметов.

                - Развитие зрительного гнозиса:

                  а) развитие восприятия цвета;

                  б) развитие восприятия формы;

                  в) развитие восприятия размера  и величины.

                - Развитие буквенного гнозиса:

                  а) развитие восприятия цвета букв;

                  б) развитие восприятия формы,  размера и величины предметов  и букв;

                 в) дифференциация расположения  элементов букв.

           2. Развитие зрительного анализа  и синтеза.

           3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса):

               а) развитие запоминания формы  предметов;

               б) развитие запоминания цвета;

               в) развитие запоминания последовательности  и количества букв и предметов  9вначале проводится работа по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем – буквы).

           4. Формирование пространственного  восприятия и представлений:

               а) ориентировка в схеме собственного  тела;

               б) дифференциация правых и левых частей предмета;

               в) ориентировка в окружающем  пространстве.

          5. Формирование речевых средств,  отражающих зрительно-пространственные  отношения.

          6. Развитие зрительно-моторных координаций.

          Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.

          3-й этап. Основной. Цели и задачи:

          1. Закрепление связей между произнесением  звука и его графическим изображением на письме.

          2. Автоматизация смешиваемых и  взаимозаменяемых букв.

          3. Дифференциация смешиваемых и  взаимозаменяемых букв.

              - Дифференциация гласных букв:

                а) изолированно (написание);

                б) в слогах и в словах;

                в) в словосочетаниях;

                г) в предложениях и тексте.

            - Дифференциация гласных и согласных  букв:

                а) изолированно;

                б) в слогах и  словах;

                в) в словосочетаниях;

                г) в предложениях и тексте.

            - Дифференциация согласных:

                а) изолированно;

                б) в слогах и  словах;

                в) в словосочетаниях;

                г) в предложениях и тексте.

           Работа на этом этапе проводится  на протяжении всего периода  обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.

          4-й этап. Заключительный. Цели и  задачи:

          1. Закрепление полученных навыков.

          2. Перенос полученных знаний на  другие виды деятельности.

          Работа на данном этапе проводится в конце обучения.[12]

         Методика Е.В. Мазановой представляет  собой целостную систему коррекционной  работы, которая включает созревание  многих неречевых функций. Также  автор составила комплект пособий,  предназначенный для работы с  детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка. 
 
 

                                                 Заключение 

         Анализ психолого-педагогической  литературы показал (Р.И.Лалаева, И.Н.Садовникова, И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев и др.), что проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии, в том числе и оптической.

          При оптической форме дисграфии  у детей наблюдается нарушение  зрительного восприятия, анализа  и синтеза, а также моторных  координаций, неточность представлений  о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы.

          В данной работе подобраны  методики, где главной задачей  было не только устранение изолированного дефекта, но и воздействие на речевую систему в целом (В.С.Кукушин, Р.И. Лалаева, Е.В.Мазанова).

    Таким образом, преодоление оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Список литературы 

    1.Аманатова  М.М. Дифференциация букв по  оптическому сходству//Школьный  логопед.- 2006.- № 11.- с. 21-31.

Информация о работе Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников