Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить логопедическую, психолого-педагогическую, специальную литературу, посвященную проблеме логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Провести анализ специальной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме устранения оптической дисграфии у детей.
2.Подобрать комплекс заданий и упражнений, направленных на устранение оптической дисграфии у детей.
3.Сформулировать методические рекомендации по предупреждению и устранению оптической дисграфии у детей.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения оптической дисграфии у младших школьников
Понятие о письменной речи
Понятие о дисграфии
Особенности оптической дисграфии у младших школьников
Глава II. Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников
2.1 Методики выявления оптической дисграфии у младших школьников
2.2 Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у младших школьников.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 4 дисграфия.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

      Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

    Также по математике могут возникнуть трудности:

  • при усвоении смысла понятий и употреблении знаков «больше», «меньше»;
  • при усвоении смысла понятий и употреблении знаков + и -;
  • в ходе решения задач, содержащих понятия «на…больше», «на …меньше», с выбором знака + и -;
  • при вычислениях (например, ребенок вместо 10 пишет 01; постепенно эта ошибка уходит, но проявляется при работе с многозначными числами; соответственно, чем сложнее запись при вычислениях, тем больше возникает трудностей, а письменное умножение и деление, когда очень важно не смещать запись, осваивается с большим трудом). Значительные затруднения возникнут и при обучении письму, а позднее и при изучении русского языка. 

    Р.И. Лалаева [7] в своем исследовании писала, что оптическая дисграфия. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальных влияний соседних  букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

    Таким образом, оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Подразделяется на литеральную и вербальную. 
 

  Глава II. Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников 

2.1 Методики выявления  оптической дисграфии  у младших школьников

    Разработкой методик обследования письменной речи занимались многие исследователи, такие  как,  О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская и другие.

    Т.Б  Филичева [18] в своей работе отмечала, что обследование начинают с самых простых заданий. Наиболее доступно для ребенка задание сложить слова из разрезной азбуки. Логопед показывает картинки с изображением предметов и складывает соответствующие слова. Вначале для облегчения задания можно давать ребенку не все буквы азбуки, а лишь те, из которых состоит то или иное слово. Например, если на картинке изображен кот, нужно дать ребенку О, Т, К. Если задание будет выполнено правильно, ребенку предоставляют все буквы азбуки.

    Далее приступают непосредственно к письму, также начиная с наиболее легких вариантов:

    1.    Написание слов по картинкам. 

    Ребенку предлагаются картинки с изображениями  хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например: сковорода, сковоречник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.

    Логопед дает задание написать названия предметов, изображенных на картинках.

    2.    Написание предложений по картинкам.

    Ребенку дают сначала предметные картинки, затем сюжетные и, наконец, серии картинок. Он должен сначала составить предложения, а затем написать их.

    Так же автор исследования подчеркивает, что навык  письма у детей проверяют с помощью слуховых диктантов. Диктанты для проверки подбирают и составляют таким образом, чтобы они включали в себя слова со звуками, близкими по звучанию или сходными по артикуляции.

    Особое  значение имеет проверка навыков  самостоятельного письма, дающая возможность  выявить такие ошибки, которые  не могут быть обнаружены при письме под диктовку (например, аграмматизм, бедность словарного запаса, неточное употребление слов и предлогов и т.д.).

    Для проверки навыков самостоятельного письма детям предлагают подробно описать  сюжетную картинку или составить  письменный рассказ по серии картин. Можно попросить ребенка описать события прошедшего дня, прошедшего праздника, просмотренного кинофильма, прочитанной книги.

    При обследовании навыков письма необходимо учитывать характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его по нескольку раз, ища нужный звук; вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки и т.д.[18]

    Особое  внимание следует обращать на специфические ошибки.

    К специфическим дисграфическим ошибкам  относятся следующие:

    1.    Специфические фонетические замены - ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Сюда относится замена и смешение букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, р и л; замена букв, обозначающих гласные звуки.

    2.    Нарушение слоговой структуры слова - ошибки, свидетельствующие о недостаточной четкости звукового анализа, о неумении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.

    3.    Грамматические ошибки - ошибки указывают на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. К ним относится, пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении.

    К ошибкам, сопутствующим дисграфии, относятся следующие:

    1.    Орфографические ошибки - ошибки на правописание у дисграфиков более многочисленны, чем у детей, еще ну овладевших полностью грамотным письмом. Причем преобладают ошибки на буквы, обозначающие безударные гласные, сомнительные или непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих звуков в конце слова, на обозначение смягчения согласных.

    2.    Графические ошибки - это замены букв по графическому сходству (вместо И пишется, Ш и наоборот, вместо Л-Ми наоборот и т.д.) и по графическому признаку, (вместо Б - Д и наоборот, вместо Т-Ш т.п.).

    При выявлении оптической дисграфии  используется методика О.В. Елецкой  [3] и Н.Ю. Горбачевской.

    Методика  №1 «Домик»  (автор О.В. Елецкая)

    Цель: Выявление умения ориентироваться на образец, точно его копировать, оценка степени развития произвольного внимания, сформированности пространственного восприятия.

    Инструкция:  Логопед предъявляет детям рисунок с изображением дома и предлагает на отдельном листе бумаги как можно точнее его воспроизвести. После того, как ученики закончат работу, логопед задаёт вопрос: «Всё ли получилось правильно?»  При наличии неточностей или ошибок на рисунке ученику предоставляется возможность их исправить.

    Оценка  результатов:  Точное воспроизведение оценивается в 0 баллов; за каждую допущенную ошибку  начисляется 1 балл. 

    Методика  №2 «Графический диктант» (автор  Н.Ю. Горбачевская )

    Цель:  Изучение особенностей развития произвольной сферы ребёнка, а также возможностей перцептивной и моторной организации действий в пространстве. Материал состоит из четырёх диктантов.

    Диктант №1 (тренировочный)

    Инструкция    «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вверх. Не отрывайте карандаша  от бумаги, теперь продолжите линию на одну клеточку направо. Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.»

    Диктант №2

    Инструкция  «Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

    Диктант №3

    Инструкция  «Внимание!  Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо, две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх,  одна направо, две клетки вниз.  Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    Диктант №4

    Инструкция  «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    На  самостоятельное выполнение каждого узора каждого узора дается 1,5 – 2 минуты. Общее  время выполнение заданий  обычно составляет около 15 минут.

    Оценка  результатов:  безошибочное воспроизведение – 0 баллов;

    за  каждую допущенную ошибку  начисляется  1 балл: не может самостоятельно закончить узор, путает направление,  действует без опоры на клетки тетрадного листа, ошибается при подсчете  клеток.

    Методика  №3 «Пробы Хеда»

    Цель: Изучение состояния пространственных  представлений.

    Предлагается  два варианта: наглядный и речевой.

    Наглядный вариант

    Инструкция:  Ребёнка просят воспроизвести  движения, выполняемые  сидящим напротив логопедом:  коснуться правой рукой левого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.  выполнение заданий требует мысленной пространственной  переориентации, чтобы преодолеть тенденцию к зеркальному  воспроизведению.

    Оценка  результатов:  Ошибки в воспроизведении могут интерпретироваться и как результат снижения психической активности.

    Речевой вариант

    Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу, возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

    Оценка  результатов:  Учитывается, выполнены ли оба задания, выполнена только простая ориентировка или не выполнено ни одного задания. 

 
2.2.. Обзор методик по устранению оптической дисграфии у детей. 

    Существуют  несколько методик по коррекции оптической дисграфии, авторы которых: Е.В.Мазанова, Р.И.Лалаева, В.С Кукушин.

         Р.И.Лалаева [8] при устранении оптической дисграфии предлагает работать по следующему плану:

         а) формирование зрительного восприятия  и узнавания формы, величины  и цвета;

         б) развитие зрительной памяти;

         в) формирование пространственных  представлений, зрительного анализа  и синтеза.

          С целью развития предметного  зрительного гнозиса автор рекомендует  следующие задания:

         1.Назвать деревья, цветы, овощи,  фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображенные на картинках.

         2.Назвать контурное изображение  предметов.

         3.Назвать перечеркнутые контурные  изображения.

         4. Выделить контурные изображения,  наложенные друг на друга.

         Таким образом, предложенный материал постепенно усложняется.

         В процессе работы по развитию  зрительного гнозиса следует  давать задания на узнавание  букв (зрительный гнозис).

         1.Найди букву среди ряда других  букв.

         2. Соотнеси одни и те же буквы,  но выполненные разным шрифтом.

         3.Назвать или написать буквы,  перечеркнутые дополнительными  линиями. Сначала предъявляются  буквы, хорошо знакомые ребенку.

Информация о работе Теоретический обзор логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников