Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:42, реферат
Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности - генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Введение 3
Понятие и типы темперамента. Влияние темперамента на деятельность 5
Общая характеристика способностей. Развитие способностей 9
Заключение 15
Список использованных источников 16
Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Надо заметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.
Важно учитывать, что для развития разных способностей существуют свои сензитивные периоды. Если усилия, направленные на развитие определённой способности ребёнка, будут прилагаться окружающими его людьми преждевременно либо с опозданием, то они окажутся недостаточно эффективными, а если будут приурочены к сензитивному для этой способности периоду, то позволят добиться значительных успехов в её развитии.
Оптимальными для развития способностей у ребёнка являются следующие условия: наличие у ребёнка врождённых задатков; своевременное и полное выявление имеющихся задатков; активное включение ребёнка в тот вид деятельности, в котором его способности будут востребованы и смогут развиваться; включение ребёнка в «дополнительные» виды деятельности, которые функционально связаны с его формирующимися способностями; наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития соответствующих способностей; применение для развития способностей современных, эффективных методов и средств обучения; обеспечение систематического контроля и стимулирование процесса развития способностей.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Человек, имеющий интерес
к определенной деятельности, чаще
всего проявляет и
Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня – открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.
Существует два уровня развития способностей:
В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков.
Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание.
Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение.
Количественная оценка способностей человека – необходимая процедура при решении широкого круга вопросов. На основании её результатов производится отбор в учебные, спортивные, профессиональные и другие специализированные группы. Кроме того, в системе профессиональной ориентации используется диагностика интересов и склонностей человека – с целью обеспечения соответствия будущей профессиональной деятельности его, пусть даже только потенциальным, способностям.
Заключение
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Так же знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности.
Не только темперамент
вносит свой вклад в структуру
личности. Человек вступает в мир
как индивид, а его способности
формируются в деятельности, развиваясь
на основе генетически определенных
задатков, т.е. способности являются
функцией не только задатков самих
по себе, но и развития, в которое
задатки входят как предпосылки
или условия. В настоящее время,
принимая во внимание всю совокупность
накопленных данных, большинство
исследователей считает, что наследственность
создает лишь пределы для развития
способностей, да и то весьма широкие,
и как правило, неисчерпываемые,
а их реализацию определяет влияние
обучения и воспитания. Таким образом,
способности раскрывают возможности человека
по овладению одной или несколькими видами
деятельности, являются важной психологической
предпосылкой достижения высоких результатов.
Список используемых источников