Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:42, реферат
Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности - генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Введение 3
Понятие и типы темперамента. Влияние темперамента на деятельность 5
Общая характеристика способностей. Развитие способностей 9
Заключение 15
Список использованных источников 16
Кафедра _______________________
РЕФЕРАТ
на тему ______________________________
по дисциплине ___________________________
Студент ________________
______________________________
(Ф.И.О. студента, подпись)
Курс 1 , группа __________
Факультет _____________________________
Специальность _________________________
Руководитель __________________________
(должность, уч. звание, уч. степень)
______________________________
(Ф.И.О., подпись)
Минск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
Наиболее важные и интересные разделы общей психологии - те, в которых осуществляется целостный подход к человеку. В них человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности.
Человек (или животное) рождается
индивидом. Он имеет обусловленные
природой особенности - генотип. Индивидуальные
генотипичные свойства в процессе жизни
развиваются и преобразуются, становятся
фенотипическими. Как индивиды, люди
отличаются друг от друга не только
морфофизиологическими
В этом реферате будут рассмотрены такие комплексные индивидные характеристики человека, как способности и темперамент.
Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике, тонусе, степени уравновешенности его психической деятельности.
Врожденный тип нервной
деятельности человека находит выражение
в его темпераменте: быстроте и
силе реакции, эмоциональном тонусе
жизнедеятельности (впечатлительность
- у одних, вялость и апатичность
- у других, порывистость - у третьих,
размеренность и
Люди различаются не только по темпераменту, направленности, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.
Способности – это совокупность
таких индивидуально-
Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость.
Что же такое темперамент и способности человека и как они влияют на развитие личности и ее достижения?
Темпераментом называют совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
С древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента:
Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерики – неуравновешенные, импульсивные, склонны к резким скачкам настроения по малейшему поводу, бывают вспыльчивы, агрессивны, плохо владеют своими эмоциями. В то же время могут быть очень инициативны, решительны. Как правило, бывают максималистами.
Сангвиники – люди энергичные, оживленные, общительные, эмоционально лабильные, легко адаптирующиеся в новой ситуации, легко переключающиеся с одного вида деятельности на другой.
Меланхолики – люди чувствительные, легко ранимые, склонные к пониженному эмоциональному фону, подавленному настроению, глубоким переживаниям. Часто бывают робкими, мнительными, неуверенными в себе. Сложно приспосабливаются к новым обстоятельствам.
Флегматики невозмутимы, неторопливы, упорны в работе, прилежны к делу. Их трудно вывести из себя. Они с трудом переключаются на другую деятельность. В то же время к смене ситуации относятся спокойно, адаптируются легко.
Характеристика четырех типов темперамента весьма условна. В чистом виде данные типы темперамента встречаются редко. Тесты, определяющие тип темперамента, обычно показывают процентное соотношение всех четырех типов, что позволяет выявить преобладание какого-либо из них. Если у человека отсутствует явно преобладающий тип (более 50 %), то это означает, что его нервная система имеет способность адаптироваться к текущей ситуации развития, и его темперамент, соответственно, может меняться в зависимости от обстоятельств.
Не следует считать, что темпераменты бывают «хорошие» или «плохие». Каждому темпераменту присущ набор определенных характерных черт, одни из которых более удачны, другие – менее. Если человек ставит перед собой цель успешно сформироваться как личность, он должен знать свои сильные и слабые стороны. Ему надо не бороться со своим темпераментом, а стремиться развивать удачные черты и сглаживать те качества темперамента, которые мешают ему адаптироваться к жизни, общению, деятельности.
Итак, некоторые плюсы и минусы перечисленных темпераментов.
Для холериков характерны такие положительные черты, как большая жизненная энергия, высокая эмоциональность, порывистость. Есть и свойства, которые им надо стараться сдерживать: это повышенная возбудимость, недостаток самообладания, склонность быстро увлекаться каким-то делом и так же быстро охладевать к нему.
Сангвиникам свойственны оптимистичность, легкая приспособляемость к изменениям внешних условий, подвижность, коммуникабельность, активность, высокая работоспособность. К их минусам можно отнести то, что они не очень глубоки в восприятии и анализе человеческого поведения, а кроме того, быстро становятся вялыми при отсутствии внешних впечатлений. Сангвиники легко сходится с новыми людьми, поэтому имеют обширный круг знакомств, но при этом, как правило, не отличаются постоянством в общении и привязанностях.
Меланхоликам свойственна высокая способность к сочувствию, сопереживанию, тонкому пониманию эмоций другого человека, как радостных, так и печальных, богатый внутренний мир и тонкая интуиция. Но их жизнь могут осложнять такие качества, как робость, тревожность, неуверенность в себе, пассивность, недоверие к людям.
Основными плюсами флегматиков являются спокойствие, медлительность, уравновешенность, терпение, выдержка, склонность к постоянным привязанностям. Слабые же их стороны – это консервативность, инертность иногда откровенная лень), невысокая эмоциональность.
Динамические особенности
психики проявляются и в
Человек, развивая достоинства и компенсируя недостатки своего темперамента, может выработать индивидуальный стиль деятельности – позволяющий достигать наилучших результатов.
Благодаря формированию индивидуального стиля деятельности для человека с любым типом темперамента открыты пути к овладению самыми разнообразными видами деятельности, в том числе профессиональной. Однако необходимо учитывать, что выбор профессиональной деятельности будет оптимальным, если эта деятельность соответствует психологическим особенностям человека, в том числе – его темпераменту.
Чувство удовлетворённости своим трудом, высокая производительность, достижение мастерства в своём деле, творческая самореализация в профессии, профессиональное долголетие – всё это признаки соответствия психологических особенностей человека специфике выбранной им профессии.
Хочу отметить, что темперамент влияет и на другие личностные свойства, такие как – характер, потребности, мотивы, способности человека.
«Человек» в психологии – понятие, обозначающее самые элементарные качества, это существо, относящееся к биологическому виду «Homo sapiens» и, имеющее способность к развитию сознания, высших психических функций, членораздельной речи. Но человек не может развиваться вне человеческого общества – у него не сформируются ни речь, ни система понятий, ни способности. Сказка о Маугли – только сказка. В действительности известны случаи, когда находили детей, выросших в лесу, без общения с людьми. Такие дети не могли овладеть разговорной речью, их память, мышление тоже не были развиты, и они были нежизнеспособны.
Каждый человек индивидуален. Как не бывает одинаковых отпечатков пальцев, так же и не бывает двух людей, обладающих идентичными качествами. Даже близнецы, имеющие одинаковые задатки и воспитывающиеся в одной социальной среде, обладают различными индивидуальными чертами. К индивидуальным чертам относят особенности характера, способности, направленность личности, мотивацию и т. п.
Из индивидуальных особенностей следует подробнее остановиться на способностях.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определённым видом деятельности и обусловливают успешность её выполнения; от них зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но сами они к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом. Задатки являются только предпосылками для развития способностей. Например, врождённым задатком человека может быть чрезвычайно высокая чувствительность обонятельного анализатора. Но строением мозга не предусмотрено, как человек распорядится этим задатком, захочет ли он развивать соответствующую способность, станет ли заниматься таким видом деятельности, в котором будет востребовано его обоняние.
Способность – это всегда способность к чему-то. Важной особенностью способности является то, что она может быть обнаружена только в деятельности, и только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этой способности. Способности теснейшим образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем выше могут быть развиты его способности.
В психологии существует довольно много классификаций способностей человека.
Природные способности, биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формируются на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: