Вариант № 30
Вопросы:
30. Деловое общение «
по вертикали».
1. Психологические особенности
личности современного работника
: темперамент, характер, способность.
30. Общение – обмен
деятельностью и результатами, а также
опытом и навыками. Общение между людьми
происходит в различных формах которые
зависят от его характера и целей: анонимное
общение, неформальное общение, манипулятивное
общение, деловое общение. Деловое общение - это
процесс взаимосвязи и взаимодействия
общественных субъектов, в котором происходит
обмен информацией, опытом, способностям,
умениями и навыками, а также результатами
деятельности. Цель делового
общения - постановка определенных
целей и конкретных задач. Деловое
общение проявляется в трех формах:
■Субординационная;
■Служебно-товарищеская форма общения;
■Дружеская форма. В
общении выделяют следующие этапы: 1. Установление
контакта. При установлении контакта необходимо
продемонстрировать доброжелательность
и открытость общения. 2. Ориентация
в ситуации (люди, обстоятельства и т.п.).
3. Обсуждение
вопроса, проблемы и принятия решения. 4. Выход из контакта. Различают:
♦прямое(осуществляется посредством
личного контакта); ♦косвенное(осуществляется
посредством литературы, средств массовых
коммуникаций). Общение подразделяется
на следующие формы:
●«По вертикали» - в отношениях между руководителями
и подчиненными правило этики можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь
к своим подчиненным так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение руководителя к подчиненным
(«сверху-вниз») и наоборот («снизу-вверх»)
влияет на характер делового общение и
во многом определяет его нравственно-психологический
климат.
В деловом общении «снизу-вверх» общее
этическое правило формулируется следующим
образом: «Относись к своему руководителю
так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились
ваши подчиненные». Для этого
необходимо:
1. Стараться помогать руководителю в создании
в коллективе доброжелательной атмосферы;
2. Не навязывать руководителю свою точку
зрения;
3. Не разговаривать с руководителем категоричным
тоном;
4. Быть преданным и надежным;
5. Не обращать за помощью, советом, предложением
к вышестоящему руководителю, минуя непосредственного.
●Форма
общения «по горизонтали» - это общение
между руководителями различных уровней
или рядовыми членами группы (общение
внутри однородного коллектива). Основа общения
- профессиональная честь, достоинство,
вежливость, порядочность. Этот принцип
можно сформулировать следующим образом:
«В деловом общении относитесь к своему
коллеге так, как Вы хотели бы, чтобы относились
к Вам». Основные принципы общения между коллегами:
1. Не требуйте к себе какого-либо особого
внимания или каких-либо привилегий;
2. Попытайтесь достичь четкого разделения
прав и ответственности в выполнении общей
работы;
3. Нельзя относиться к коллегам с предвзятостью;
4. Называйте своих собеседников по имени;
5. Не давайте обещаний, которые вы не сможете
выполнить;
6. Старайтесь слушать не себя, а другого;
7. Посылайте импульсы
ваших симпатий – словом, взглядом,
жестом дайте участнику общения
понять, что он вас интересует.
Улыбайтесь, смотрите прямо в
глаза.
8. Рассматривайте вашего коллегу как личность,
которую уважать саму по себе, а не как
средство для достижения ваших собственных
целей. Процесс
общения наряду с речью обеспечивают:
жесты, мимика, интонация, взгляд, расположение
партнеров в пространстве. Рабочая
группа (коллектив) в своем внешнем выражении
- это социальная группа, общность
людей, объединенных совместной деятельностью,
единством целей и интересов, взаимной
ответственностью, отношениями товарищества
и взаимопомощи.
С другими социальными группами рабочую
группу сближает постоянное общение и
взаимодействие ее членов друг с другом,
чувство принадлежности к данной группе,
наличие общих потребностей, интересов
и мотивов.
В то же время она обладает рядом черт,
отсутствующих у других социальных групп:
общественно значимой целью деятельности
и наличием органов управления и руководства. Существуют
следующие типы взаимоотношений в коллективе:
1. Невмешательство:
низкий уровень заботы руководителя о
производстве и о людях. Руководитель
много делает сам, не делегирует своих
функций, не стремится к серьезным достижениям.
Главное для него - сохранить свою должность.
2. Теплая компания:
высокий уровень заботы о людях, стремление
к установлению дружеских отношений, приятной
атмосферы, удобного для сотрудников темпа
работы. При этом руководителя не особенно
интересует, будут ли при этом достигнуты
конкретные и устойчивые результаты.
3. Задача: внимание
руководителя полностью сосредоточено
на решении производственных задач. Человеческий
фактор либо недооценивается, либо просто
игнорируется.
4. Золотая середина:
руководитель в своей деятельности стремится
оптимально сочетать интересы дела и интересы
персонала, он не требует слишком многого
от сотрудников, но и не занимается попустительством.
5. Команда: наиболее
предпочтительный тип взаимоотношений
в рабочей группе. Руководитель стремится
максимально учитывать интересы производства
и интересы коллектива, объединению деловитости
и человечности на всех уровнях отношений. Динамика
морально-психологического климата следующая: ■На первой стадии
развития коллектива преобладает формальная
структура: работники общаются в соответствии
с должностными поведенческими стереотипами,
присматриваются друг к другу, подлинные
чувства чаще всего скрываются, цели и
методы работы совместно не обсуждаются,
коллективная работа проявляется слабо.
■На второй стадии
происходит переоценка личностных и деловых
качеств руководителя, складывается
мнение о коллегах, начинается процесс
формирования группировок внутри коллектива,
возможна борьба за лидерство. Разногласия
обсуждаются более открыто, предпринимаются
попытки улучшить взаимоотношения внутри
рабочей группы. Наконец, «притирка» заканчивается,
четко просматривается неформальная структура,
коллектив достигает определенной степени
координации действий своих членов.
Морально-психологический климат рабочей
группы существенным образом зависит
от ее структуры. Структура коллектива,
т.е. реально существующая совокупность
взаимоотношений членов группы, возникающая
в процессе совместной деятельности и
общения, исследуется на двух уровнях
- формальном и неформальном. Социально-психологическая
(неформальная) структура рабочей группы
выступает как совокупность различных
психотипов личностей.
Существует множество критериев классификации
личностей.
К основным относятся
- по темпераменту и по социально-психологическим
признакам. Помимо воли администрации
в каждом коллективе складываются малые
неформальные группы из трех - семи человек.
Если такая группа оказывает существенное
влияние на общественное мнение коллектива,
то ее называют референтной, или эталонной. Важнейшим
признаком неформальной группы является
наличие общей цели, которая, во-первых,
не всегда осознается членами группы и,
во-вторых не обязательно связана с решением
производственных задач. Цели малой группы
могут быть позитивными, т.е. способствовать
сплоченности коллектива, нейтральными
либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке
цели и организации деятельности по ее
достижению приводит к появлению лидеров.
Этот феномен просматривается во всех
неформальных группах, насчитывающих
более трех человек. Любой неформальный
лидер обладает личностным притяжением,
которое проявляется в разной форме. Выделяют
три типа лидеров:
●вожак;
● лидер (в узком смысле слова) ;
●ситуативный лидер.
Эффективность работы коллектива, его
способность решать поставленные задачи
во многом зависит от морально-психологического
климата, а также от господствующего в
группе «настроя» сотрудников, который,
при прочих равных условиях, обусловлен,
во-первых, качественным составом персонала
и, во-вторых, особенностями неформальных
отношений между руководителем и подчиненным. Стиль руководства
- совокупность применяемых руководителем
методов воздействия на подчиненных, а
также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения
этих методов. Конкретных методов управленческого
воздействия существует великое множество.
Обычно различают три основных типа: авторитарный,
демократический и нейтральный. Авторитарный стиль
можно охарактеризовать как директивный,
демократический - как коллегиальный. Авторитарный стиль руководства вполне
уместен при наличии по крайней мере двух
условий:
а) того требует производственная
ситуация; б) персонал добровольно
и охотно соглашается на авторитарные
методы руководства. Демократический
стиль, как правило, он успешно
срабатывает при следующих условиях:
♦стабильном, устоявшемся коллективе;
♦высокой квалификации работников;
♦наличии активных, инициативных, нестандартно
думающих и действующих работников (пусть
даже и в небольшом количестве);
♦неэкстремальных производственных условиях;
♦ возможности осуществления весомых
материальных затрат.
Выбор оптимального стиля руководства
в диапазоне «авторитарность - демократизм»
- задача совсем не простая, поскольку
в ее исходных условиях заложено противоречие.
Разные параметры работы подчиненных
регулируются разными методами.
1. Уже с первых дней существования
ребенка можно говорить о темпераменте, который
проявляется темпом психических процессов,
их эмоциональной окраской и обращенностью
активности преимущественно на окружение
или внутрь самого себя.
На самых ранних этапах развития можно
отметить быстроту или медлительность
действий, самостоятельность или неуверенность
в принятии решений, преобладание смешливости
или плаксивости, общительность или замкнутость,
сообразительность или тугодумие, способность
осваивать новую информацию постепенно,
последовательно, «по кирпичику»
выстраивать схему знаний или схватывать
целое сразу, не очень заботясь о детальной
проработке. Также рано проявляются
такие свойства как теплота или холодность
эмоциональных проявлений, легко возникающая
привязанность к окружающим или отгороженность.
Эти ранние и очень прочные проявления
обычно причисляются к темпераменту человека,
связанному с его конституциональными
особенностями, т.е. тем свойствам психики
человека, которые проявляются на базе
врожденных, переданных по наследству,
биологических свойств индивида.
Таким образом, базовые свойства личности
произрастают из биологических условий
и проявляются на первых этапах тем, что
обычно называют темпераментом. Эти
индивидуальные особенности присущи
только данному человеку и образуют психологическую
почву, на которой вырастают другие свойства
личности.
Свойства темперамента есть те природные свойства, которые,
определяют динамическую сторону психической
деятельности человека:
●скорость возникновения психических
процессов и их устойчивость (например,
скорость восприятия, быстроту ума, длительность
сосредоточения внимания);
●интенсивность психических процессов
(например, силу эмоций, активность воли);
●направленность психической деятельности
на какие-то определенные объекты (например,
постоянное стремление человека к контактам
с новыми людьми, к новым впечатлениям
от реальной действительности или обращенность
человека к самому себе, своим идеям и
образам).
Характерной
особенностью темперамента является то,
что он проявляется у человека
в различной обстановке:
в том, как человек говорит и общается
с другими людьми, в том, как огорчается
или радуется, в том, как он работает и
отдыхает, в том, как он ходит и как реагирует
на различные события. Свойства
темперамента наиболее устойчивы
и постоянны по сравнению с другими психическими
особенностями человека. Различные свойства
темперамента человека не случайно сочетаются
друг с другом, а закономерно связаны между
собой, образуя определенную организацию,
структуру, характеризующую тип темперамента. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные
свойства психики, определяющие динамику
психической деятельности человека, которые
одинаково проявляются в разнообразной
деятельности независимо от ее содержания,
целей, мотивов и остаются почти неизменными
в процессе жизни.
Существует немало других подходов к изучению
темперамента.
Однако
основными свойствами, используемыми
при описании различных типов
темпераментов можно считать:
■сензитивность;
■ реактивность;
■активность;
■соотношение реактивности
и активности;
■ темп реакций;
■ пластичность – ригидность;
■ экстраверсия – интроверсия;
■ эмоциональная возбудимость.
Сензитивность - сенсорная чувствительность,
которая определяется наименьшей силой
внешних воздействий, необходимых для
возникновения какой-либо психической
реакции человека, и скоростью возникновения
этой реакции. Реактивность
- свойство, которое характеризуется степенью
непроизвольности реакций на внешние
или внутренние воздействия одинаковой
силы (критическое замечание, обидное
слово, резкий тон, даже звук). Активность - свойство,
характеризующее степень энергичности,
с которой человек воздействует на внешний
мир и преодолевает препятствия при осуществлении
целей. Соотношение реактивности
и активности определяет, от чего в
большей степени зависит деятельность
человека: от случайных внешних или внутренних
обстоятельств (настроения, случайных
событий) или от целей, намерений, убеждений.