Пластичность
и ригидность свидетельствуют, насколько
легко и гибко приспосабливается человек
к внешним воздействиям (пластичность)
или насколько инертно и косно его поведение. Темп реакций - свойство,
определяемое скоростью протекания различных
психических реакций и процессов (скорость
движений, темп речи, находчивость, скорость
запоминания). Резистентность -
помехоустойчивость, способность противостоять
раздражителям и факторам отвлекающего,
мешающего выполнению деятельности характера. Селективность
- избирательность, отражает степень непроизвольной
направленности активности и эмоциональности. Эмоциональная возбудимость
- сложное свойство психики, характеризующее
как минимальную силу воздействия, необходимого
для возникновения эмоциональной реакции,
так и скорость с которой она возникает. Ригидность (в психологии)
- неспособность корректировать программу
деятельности в соответствии с требованиями
ситуации. Экстраверсия -
интроверсия (понятия ввел К. Юнг) характеристика
индивидуально-психологических различий
человека, крайние полюсы которых соответствуют
преимущественной направленности личности
либо на мир внешних объектов (экстраверт),
либо на явления его собственного субъективного
мира (интроверт). На основании анализа
мозговых структур установлено, что у
экстравертов преобладает «информационная»
система, которая и ориентирует субъекта
на внешнюю среду, делает его поведение
зависимым от происходящих в этой среде
событий. У интроверта преобладает «мотивационная»
система, сфера его внутренних мотивов
и установок достаточно ригидна по отношению
к внешним влияниям. Интроверты склонны
придерживаться ранее усвоенных этических
норм, они выдержанны, стремятся к порядку,
застенчивы, малообщительны.
Способы
определения характера:
Люди всегда стремились понять
свой и чужой характер, чтобы найти
лучшие способы взаимодействия.
Интуитивный способ состоит в определении
особенностей характера партнера по первому
впечатлению.
В экспериментах с определением характеров
по фотографиям было установлено, что
чем меньше время раздумий человека, тем
точнее он в определении характера, при
этом лучшими экспертами оказались женщины.
Необходимо заметить, что на результативность
заключения о характере может влиять установка,
сделанная на основе уже полученной о
человеке информации, к тому же большое
влияние оказывает его внешний вид -- «встречают
по одежке». И все же этому способу «экспресс-диагностики»
характера можно доверять. Физиогномический способ -
по чертам лица (данный способ непременно
присутствует при интуитивном определении
характера). Другой важный показатель
характера для физиогномистов -- рот: степень
сжимания губ прямо пропорциональна твердости
характера. Важное значение физиогномисты
отводят глазам -- «зеркалу души». Л.Н. Толстой
очень поэтично описал выразительность
глаз, называя их хитрыми, лучистыми, светлыми,
грустными, холодными, безжизненными;
у него же читаем: «Есть люди, у которых
одни глаза смеются, -- это люди хитрые
и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется
без глаз, -- это люди слабые, нерешительные,
и оба эти смеха неприятны».
Современная физиогномика предлагает
целые пособия по интерпретации характеров.
Так, Дж. Глайв и Э. Клери утверждают ведущим
характерологическим признаком цвет глаз. Согласно их исследованиям, дети с
темными глазами более жизнелюбивы,
инициативны, имеют более неспокойный
характер. Дети с
темно-голубыми глазами -- настойчивы,
но сентиментальны, капризны, долго помнят
обиды, их поступки могут быть непредсказуемыми. Люди с
темно-серыми глазами упрямы и смелы,
настойчиво добиваются своего, могут быть
вспыльчивыми и злопамятными. Обладатели
темно-карих глаз веселы, остроумны,
общительны, имеют чувство юмора, легко
сходятся с людьми. А владельцы
светло-карих глаз - застенчивы, мечтательны,
трудолюбивы, старательны, надежны. Синеглазые
- порывисты, но отходчивы, правдивы. Глаза
с зеленоватыми оттенками принадлежат
людям решительным, имеющим сильную волю,
постоянным в привязанностях и линии поведения,
порой - жестким и несговорчивым. В начале
прошлого столетия физиогномика была
чрезвычайно популярной, затем была предана
забвению, чтобы вернуться в восьмидесятые
годы.
Вопрос о научной достоверности ее умозаключений
остается дискуссионным. Но в житейской
психологии, накопленные физиогномистами
наблюдения, могут быть чрезвычайно полезными. Графологический
способ - определение особенностей
характера по почерку. Почерк рассматривается
графологами как разновидность выразительных
движений, отражающих психические свойства
пишущего. Этот способ относится к категории
научно достоверных и широко применяется
в настоящее время в специальных областях
деятельности (к примеру, в криминалистике).
Установлена тесная зависимость почерка
от психического и эмоционального состояния
человека, изменение его в связи с изменением
степени психического здоровья (на примере
душевнобольных людей). Почерк достаточно
выразительно показывает и различия характеров. Конституциональный
способ - определение характера по
телосложению. Способность
мыслить и творить -ценнейший из даров,
получаемых каждым человеком при рождении.
Однако распределяются они
не поровну.
Трудно встретить такого уникума, который
умел бы быстро бегать и прекрасно петь,
потрясающе готовить и решать сложные
математические задачи, поднимать огромные
тяжести и легко осваивать иностранные
языки, находить контакт с любым собеседником
и рисовать замечательные портреты, играючи
чинить двигатель и виртуозно вести финансовые
дела. Редкость
и тот, кто абсолютно всеми талантами обделен.
По задаткам и способностям люди различаются
между собой не меньше, чем по характеру
и внешнему облику. Любой из нас владеет
неповторимым, лишь ему присущим набором
способностей. Какие-то из них проявляются
уже в раннем детстве, а какие-то человек
осознает, только оглядываясь на пройденный
жизненный путь. Одни способности возносят
на вершину славы и вызывают восторг толпы,
ценность других становится понятна окружающим
порой уже после ухода их обладателя из
жизни. Всегда существовала
необходимость выявить закономерности
и механизмы формирования у людей психических
свойств, помогающих им добиваться высоких
результатов в деятельности, объяснить,
почему разные люди, поставленные в одинаковые
или примерно одинаковые условия обстоятельствами
жизни, достигают разных успехов.
В психологии под способностями понимают
индивидуально-психологические особенности,
являющиеся условием успешного осуществления
определенной деятельности. Именно деятельность
является первой пробой способностей
и условием их развития. Способности
обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности
овладения способами деятельности и их
выполнения. Определенная способность
человека обусловливает его пригодность
к деятельности. Всякая специфическая
деятельность требует более или менее
специфических качеств.
Способности складываются из ряда компонентов,
в основе которых лежат психические процессы
(восприятие, мышление, воображение), необходимые
для осуществления деятельности. Способности
являются важным показателем потенциала
личности. В отличие от характера, который,
как и способности, учитывает всю совокупность
свойств личности, устойчиво проявляющихся
во всех видах деятельности, способности
-- это качества личности, существующие
только относительно той или иной, но обязательно
определенной деятельности. Способности
существуют только к известной деятельности,
и потому, пока неясно, какой деятельностью
будет заниматься человек, нельзя сказать
о его способностях к этой деятельности.
Уровни
способностей:
Мы можем назвать кого-то
гением за удачную шутку или обругать
себя полным бездарем из-за мелкой ошибки
в сложной и в целом успешной
работе. Однако у слов, обозначающих
степень способности, есть строгие
значения.
Базовым уровнем способностей следует
считать задатки. Вот какое определение
дается задаткам в психологическом словаре
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Задатки -
врожденные анатомо-физиологические особенности
нервной системы, мозга, составляющие
природную основу развития способностей. Задатками
способностей могут быть:
♦типологические свойства
нервной системы (парциальные свойства,
характеризующие работу разных анализаторов,
разных областей коры больших полушарий),
от которых зависит скорость образования
временных связей, их прочность, легкость
дифференцировок, сила сосредоточенного
внимания, умственная работоспособность
и т.п.;
♦индивидуальные особенности
строения анализаторов, отдельных областей
коры голов-ного мозга.
Задатки могут передаваться
по наследству. Они облегчают развитие
тех или иных способностей в процессе
обучения, воспитания и практической
деятельности.
Подвижность нервных процессов в умственной
деятельности может проявиться в остроумии,
оригинальности, умении схватить явления
в многообразных связях, в активности
ума при встрече с разнообразными затруднениями.
Лучшее кровоснабжение мозга способствует
хорошей и длительной работоспособности,
уменьшению утомляемости, восстановлению
нервной энергии и готовности мозга работать.
Быстрота и прочность образования временных
связей (условных рефлексов) обусловливает
быстроту и прочность усвоения новых знаний
и навыков.
Быстрота переделки динамических стереотипов
обеспечивает возможность быстро изменять
привычные формы деятельности и поведения
в соответствии с новыми условиями. На базе задатков
формируются способности. Однако задатки
способностей как одно из условий формирования
способностей не предопределяют развития
способностей. Они не являются врожденными,
по наследству не передаются, а развиваются
в процессе жизни и деятельности человека.
Однако сами задатки не однозначны, т.е.
из них могут получиться различные способности.
Все зависит от тех условий, в которые
попадает человек с полученными задатками,
от той деятельности, в которую он включается
на различных этапах своей жизни.
Любые задатки, прежде чем превратиться
в способности, должны пройти большой
путь развития. Для многих способностей
это развитие начинается с первых дней
жизни и, если человек продолжает заниматься
теми видами деятельности, в которых соответствующие
способности развиваются, не прекращается
до самой смерти.
Список используемой литературы:
1. Бороздина Г.В. Психология
делового общения: Учебник . – М.:Инфа –
М,2004.
2.Браим И.Н. Этика делового общения: Учебное
пособие. – Мн,: НКФ « Экоперспектива»,
1996.
3.Кузнецов И.Н. – Этикет . МН – ТетраСистемс,
2003.
4 . Сабат Энн Мэри. Бизнес – этикет.
- М.: ФАИР-ПРЕСС,2004.
5. Лаптенок С.Д. Этика и этикет. : Мн,:Нар,АСВЕТА,2002.