Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:00, доклад
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. А это ни что иное как компетентностный системно-деятельный подход к построению учебного процесса.
Целеполагание,
учет потребностей и ожиданий обучающихся
делает образовательный процесс понятным
и желанным для детей. Цели образования
становятся целями обучающихся, приобретают
значительный мотивационный потенциал,
обеспечивая высокую познавательную активность
и самостоятельность, инициативу в процессе
изучения новой темы. Учитель в этом случае
только помогает обучающимся (и то не всегда)
найти оптимальные пути к цели. Признание равноправной
роли обучающегося в образовательном
процессе, значительная самостоятельность
в процессе обучения, ответственность
за результаты своей учебной деятельности
способствуют развитию у обучающихся
мотивации на достижение успеха, лидерских
качеств, уверенности в себе и своих силах. | |
Эффективное
сотрудничество обучающихся в процессе
групповой работы формирует у школьников
навыки, которые пригодятся им в студенческой
группе, в профессиональном коллективе,
в семье, в общественной жизни. Наличие
навыков командной работы позволяет легко
влиться в любой коллектив, не снижая,
а усиливая эффективность его работы и
сохраняя благоприятный микроклимат команды.
Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами. Развитие диалога и полилога, организация обратной связи обеспечивает активное включение в образовательный процесс всех обучающихся, создает условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний. | |
Использование
различных форм, методов и техник
визуализации обеспечивает наглядность,
четкое восприятие и понимание обучающимися
нового материала, оживляет образовательный
процесс, позитивно воспринимается обучающимися
и положительно сказывается на результатах
обучения. Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. | |
Мониторинг
урока через формальное и неформальное
фиксирование хода и результатов образовательного
процесса, содействует упорядоченности
формирующихся знаний обучающихся, помогает
педагогу в контроле полноты реализации
учебного плана. Формулирование и закрепление
результатов каждого раздела урока, а
также его итогов содействует качественному
усвоению обучающимися нового материала.
| |
Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей. | |
Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся. | |
Технология
модерации предоставляет | |
|
Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, а не только классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни. |
|
Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения. |